БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ных (до -15 °С) или повышенных (60-180 °С) темп-pax в зависимости от типа отвердителя (см. также Отверждение полимеров). В качестве отвердителей используют полиамины, многоосновные к-ты и их ангидриды, многоатомные фенолы, а также третичные амины, комплексы ВFз. Отличительная особенность Э. с. при отверждении - отсутствие выделения летучих веществ и малая усадка (0,1-3% ).

Отверждённые смолы характеризуются высокой адгезией к металлам, стеклу, бетону и др. материалам, механич. прочностью, тепло-, водо- и химстойкостью, хорошими диэлектрич. показателями. Технологич. и физико-мехакич. свойства композиций на основе Э. с. регулируют в широком диапазоне совмещением смол с различными мономерами, олиго-

мерами и полимерами, с минеральными и органич. наполнителями. Э. с. используют как основу высокопрочных связующих (см. также Пластические массы) и клеёв (см. Эпоксидные клеи), заливочных и пропиточных электроизоляционных компаундов (см. Компаунды полимерные), герметиков (см. Герметизирующие составы), лаков (см. Эпоксидные лаки), пенопластов.

Лит.: Энциклопедия полимеров, т. 3, М., 1977; Л и X., Невилл К., Справочное руководство по эпоксндным смолам, пер. с англ., М., 1973. Е. М. Бляхман.

ЭПОЛЕТЫ (франц., ед. ч. epaulette, от epaule - плечо), наплечные знаки различия военнослужащих, преим. офицеров, генералов и адмиралов в рус. и иностр. армиях и флотах. В России Э. были введены взамен погон в 1807 на два плеча для офицеров и нижних чинов уланских полков. Э. (с 1856 оставались только для парадной формы одежды) представляли собой погоны, заканчивающиеся с наружной стороны кругом, на к-ром размещались знаки различия (с 1827 в виде металлических звёздочек). У штаб-офицеров закруглённая сторона окантовывалась канительной бахромой из тонких жгутов или нитей, у генералов - толстой витой канительной бахромой.

ЭПОПЕЯ (греч. epopoii'a, от epos - слово, повествование и poieo - творю), монументальное по форме эпич. произв., отличающееся общенар. проблематикой. На ранних стадиях словесности - преобладающая разновидность нар. эпоса (см. Эпос, раздел 2-й); изображала наиболее существенные (по Гегелю - "субстанциональные") события и коллизии жизни: или мифологически осознанные нар. фантазией столкновения сил природы, или военные столкновения племён и народов. Древние и ср.-век. Э.- большие стихотворные произв.- возникали посредством либо объединения коротких эпич. сказаний, либо развития (разрастания) центр, события. Позднее народным Э. подражали нек-рые поэты в своём индивидуальном творчестве ("Энеида" Вергилия, "Генриада" Вольтера).

В "нравоописательной" эпич. лит-ре, раскрывающей не героич. становление нац. общества, а его комическое состояние, возникали прозаич. Э. ("Гаргантюа и Пантагрюэль" Ф. Рабле, ч Мёртвые души" Н. В. Гоголя, "Остров пингвинов" А. Франса). В 19-20 вв. романическая лит-pa (раскрывающая становление характеров отд. личностей, см. Роман), углубляясь до осмысления нац.-ист. проблем, пришла к созданию "романов-Э.". В одних "романах-Э." становление характеров гл. героев подчиняется событиям нац.-ист. масштаба ("Война и мир" Л. Н. Толстого, "Тихий Дон" М. А. Шолохова). Другие являются "героико-романич." Э., в к-рых становление характеров гл. героев происходит в процессе их сознательного и активного участия в ист. и революц. событиях ("Пётр I" А. Н. Толстого, "Коммунисты" Л. Арагона). Г. Н. Поспелов.

ЭПОС (греч. epos - слово, повествование, рассказ), 1) род литературный, выделяемый наряду с лирикой и драмой; представлен такими жанрами, как сказка, предание, разновидности героич. эпоса, эпопея, эпич. поэма, повесть, рассказ, новелла, роман, очерк. Э., как и драме, свойственно воспроизведение действия, развёртывающегося в пространстве и времени,- хода событий (см. Сюжет) в жизни персонажей. Специфическая же черта Э.- в организующей роли повествования', носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда - к рассуждениям. Повествовательный пласт речи эпич. произв. непринуждённо взаимодействует с диалогами и монологами персонажей. Эпич. повествование то становится самодовлеющим, на время отстраняя высказывания персонажей, то проникается их духом в несобственно прямой речи; то обрамляет реплики героев, то, напротив, сводится к минимуму или временно исчезает. Но в целом оно доминирует в произведении, скрепляя воедино всё в нём изображённое. Поэтому черты Э. во многом определяются свойствами повествования. Речь здесь выступает гл. обр. в функции сообщения о происшедшем ранее. Между ведением речи и изображаемым действием в Э. сохраняется временная дистанция: эпич. поэт рассказывает "...о событии, как о чем-то отдельном от себя..." (Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957, с. 45).

Эпич. повествование ведётся от лица повествователя, своего рода посредника между изображаемым и слушателями (читателями), свидетеля и истолкователя происшедшего. Сведения о его судьбе, его взаимоотношениях с персонажами, [2об обстоятельствах "рассказывания" обычно отсутствуют. "Дух повествования" часто бывает "...невесом, бесплотен и вездесущ..." (Манн Т., Собр. соч., т. 6, М., 1960, с. 8). Вместе с тем речь повествователя характеризует не только предмет высказывания, но и его самого; эпич. форма запечатлевает манеру говорить и воспринимать мир, своеобразие сознания повествователя. Живое восприятие читателя всегда связано с пристальным вниманием к выразительным началам повествования, т. е. субъекту повествования, или "образу повествователя" (понятие В. В. Виноградова, М. М. Бахтина, Г. А. Гуковского).

Э. максимально свободен в освоении пространства и времени. Писатель либо создаёт сценич. эпизоды, т. е. картины, фиксирующие одно место и один момент в жизни героев (вечер у А. П. Шерер в первых главах "Войны и мира" Л. Н. Толстого), либо в эпизодах описательных, обзорных, "панорамных" говорит о длительных промежутках времени или происшедшем в разных местах (описание Л. Н. Толстым Москвы, опустевшей перед приходом французов). В тщательном воссоздании процессов, протекающих в широком пространстве и на значит, этапах времени, с Э. способно соперничать лишь киноискусство.

Арсенал лит.-изобразит, средств используется Э. в полном его объёме (портреты, прямые характеристики, диалоги и монологи, пейзажи, интерьеры, действия, жесты, мимика и т. п.), что придаёт образам иллюзию пластич. объёмности и зрительно-слуховой достоверности. Изображаемое может являть собой и точное соответствие "формам самой жизни" и, напротив, резкое их пересоздание. Э., в отличие от драмы, не настаивает на условности воссоздаваемого. Здесь условно не столько само изображённое, сколько "изображающий", т. е. повествователь, к-рому часто свойственно абсолютное знание о происшедшем в его мельчайших подробностях. В этом смысле структура эпич. повествования, обычно отличающаяся от внехудожеств. сообщений (репортаж, ист. хроника), как бы "выдаёт" вымышленный, художественно-иллюзорный характер изображаемого.

Эпич. форма опирается на различного типа сюжеты. В одних случаях событийность произведений предельно напряжена (авантюрно-детективные сюжеты Ф. М. Достоевского), в других - ход событий ослаблен, так что происшедшее как бы тонет в описаниях, психологич. характеристиках, рассуждениях (проза А. П. Чехова 1890-х гг., романы Т. Манна и У. Фолкнера). По мысли И. В. Гёте и Ф. Шиллера, замедляющие мотивы - существенная черта эпич. рода лит-ры в целом. Объём текста эпич. произв., к-рое может быть как прозаическим, так и стихотворным, практически неограничен-от рассказов-миниатюр (ранний Чехов, О. Генри) до пространных эпопей и романов ("Махабхарата" и "Илиада", "Война и мир" и "Тихий Дон"). Э. может сосредоточить в себе такое количество характеров и событий, к-рое недоступно др. родам лит-ры и видам иск-ва (с ним могут соперничать лишь многосерийные телефильмы). При этом повествоват. форма в состоянии воссоздавать характеры сложные, противоречивые, многогранные, находящиеся в становлении. Хотя возможности эпич. отображения используются не во всех произв., со словом Э. связано представление о показе жизни в её целостности, о раскрытии сущности целой эпохи и масштабности творч. акта. Сфера эпических жанров не ограничена к.-л. типами переживаний и миросозерцании. В природе Э.- универсально-широкое использование познавательно-идеологич. возможностей литературы и искусства в целом. "Локализующие" характеристики содержания эпич. произв. (напр., определение Э. в 19 в. как воспроизведения господства события над человеком или совр. суждение о "великодушном" отношении Э. к человеку) не вбирают всю полноту истории эпич. жанров.

Э. формировался разными путями. Лиро-эпические (см. Лиро-эпический жанр), а на их основе и собств. эпич. песни, подобно драме и лирике, возникали из ритуальных синкретич. представлений (см. Синкретизм). Становление прозаич. жанров Э., в частности сказки, генетически связано с индивидуально рассказывавшимися мифами (см. Мифология). На раннее эпич. творчество и дальнейшее становление форм художеств, повествования воздействовали так