БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ом для тормозной системы и автоматич. открывания дверей. Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления.

Совр. Э.- надёжное, экономичное и скоростное транспортное средство: расход электроэнергии менее 40 (вт*ч)/(т*км) при частых остановках, т. е. при больших затратах энергии на разгон и торможение. В СССР проходит испытания Э. ЭР200 с конструкционной (допустимой конструкцией Э.) скоростью 200 км/ч. Этот Э. состоит из 14 вагонов (в т. ч. 12 моторных), число мест 816. Мощность его тяговых электродвигателей 10 320 квт. Э. оборудован автомашинистом, электрич., магниторельсовыми и дисковыми электропневматич. тормозами. В Японии эксплуатируются Э., скорость движения к-рых выше 200 км/ч.

ЭЛЕКТРОПРИВОД, электрический привод, совокупность устройств для преобразования электрич. энергии в механическую и регулирования потока преобразованной энергии по определённому закону. Э, является наиболее распространённым типом привода.

Историческая справка. Создание первого Э. относится к 1838, когда в России Б. С. Якоби произвёл испытания электродвигателя пост, тока с питанием от аккумуляторной батареи, к-рый был использован для привода гребного винта судна. Однако внедрение Э. в пром-сть сдерживалось отсутствием надёжных источников электроэнергии. Даже после создания в 1870 пром. электромашинного генератора пост, тока работы по внедрению Э. имели лишь частное значение и не играли заметной практич. роли. Начало широкого пром. применения Э. связано с открытием явления вращающегося магнитного поля и созданием трёхфазного асинхронного электродвигателя, сконструированного М. О. Доливо-Добровольским. В 90-х гг. широкое распространение на пром. предприятиях получил Э., в к-ром использовался асинхронный электродвигатель с фазным ротором для сообщения движения исполнит, органам рабочих машин. В 1890 суммарная мощность электродвигателей по отношению к мощности двигателей всех типов, применяемых в пром-сти, составляла 5%, уже в 1927 этот показатель достиг 75%, а в 1976 приближался к 100%. Значит, доля принадлежит Э., используемому на транспорте.

Основные типы Э. По конструктивному признаку можно выделить три осн. типа Э.: одиночный, групповой и многодвигательный. Одиночный Э. применяют в ручных машинах, простых металлообр. и деревообр. станках и приборах бытовой техники. Групповой, или трансмиссионный, Э. в совр. произ-ве практически не применяется. Многодвигательные Э.- приводы многооперационных металлорежущих станков, мономоторный тяговый Э. рельсовых трансп. средств. Кроме того, различают Э. реверсивные и нереверсивные (см. Реверсивный электропривод), а по возможности управления потоком преобразованной механич. энергии - нерегулируемые и регулируемые (в т. ч. автоматизированный с программным управлением и др.).

Основные части Э. Э. всех типов содержат осн. части, имеющие одинаковое назначение: исполнительную и устройства управления.

Исполнительная часть Э. состоит обычно из одного или неск. электродвигателей (см. Двигатель электрический) и передаточного механизма - устройства для передачи механич. энергии двигателя рабочему органу приводимой машины. В нерегулируемых Э. чаще всего используют электродвигатели переменного тока, подключаемые к источнику питания либо через контактор вли автоматич. выключатель, играющий роль защитного устройства, либо при помощи штепсельного разъёма (напр., в бытовых электроприборах). Частота вращения ротора электродвигателя такого привода, а следовательно, и скорость перемещения связанного с ним рабочего механизма, изменяется только в зависимости от нагрузки исполнит, механизма. В мощных нерегулируемых Э. применяют асинхронные электродвигатели. Для ограничения пусковых токов между двигателем и источником устанавливают пусковые реакторы или автотрансформаторы, к-рые после разгона двигателя отключают. В регулируемых Э. чаще всего применяют электродвигатели пост, тока, частоту вращения якорей к-рых можно изменять плавно, т. е. непрерывно, в широком диапазоне при помощи достаточно простых устройств управления.

В устройства управления Э. входят: кнопочный пульт (для пуска и останова электродвигателя), контакторы, блок-контакты, преобразователи частоты и напряжения, предохранители, а также блоки защиты от перегрузок в аварийных режимах. При питании Э. от источника перем. тока, что характерно для Э., используемых в пром-сти и на электроподвижном составе, двигатели к-рого питаются от сети переменного тока, в качестве преобразующих устройств применяют электромашинные или статич. преобразователи электроэнергии - выпрямители. При питании от источника пост, тока, что характерно для автономных электроэнергетич. систем и электроподвижного состава, двигатели к-рого питаются от сети пост, тока, преобразующие устройства выполняют в виде релейно-контакторных систем или статич. преобразователей (см. Преобразовательная техника). В 70-е гг. 20 в. всё чаще и в регулируемых Э. стали применять трёхфазные асинхронные и синхронные двигатели, регулирование режимов работы к-рых осуществляют с помощью статических, в основном полупроводниковых, преобразователей частоты. Э. со статич. преобразователями энергии, выполненными на базе ртутных или полупроводниковых вентилей, наз. вентильными Э. Единичная мощность вентильных Э. переменного тока, используемых, напр., для шахтных мельниц, достигает 10 Мвт и более. Применение в Э. вентильных преобразоват. устройств позволяет решать наиболее экономичным образом задачу возврата энергии от электродвигателя источнику питания (см. Рекуперативное торможение).

К важным показателям, определяющим характеристики устройств управления регулируемого Э., следует отнести плавность регулирования режима работы рабочего механизма, во многом зависящую от плавности регулирования приводного электродвигателя, и быстродействие. Релейно-контакторные устройства управления при сравнительно низком быстродействии обеспечивают ступенчатое (дискретное) регулирование режимов работы, быстродействующие статические системы - непрерывное регулирование. В простейших Э. относительно небольшой мощности операции, связанные с регулированием режима работы исполнит, механизма, производят при помощи ручного управления. Недостатком ручного управления является инерционность процесса регулирования и вызываемое этим снижение производительности исполнит, механизма, а также невозможность точного воспроизведения повторяющихся производств, процессов (напр., при частых пусках). Регулирование режимов работы исполнит, механизмов Э. обычно осуществляют при помощи устройств автома-тич. управления. Такой Э., наз. автоматизированным, широко используется в системах автоматич. управления (САУ). В разомкнутых САУ изменение возмущающего воздействия (напр., нагрузки на валу электродвигателя) вызывает изменение заданного режима работы Э. В замкнутых САУ благодаря связи между входом и выходом системы во всех режимах работы автоматически поддерживаются заданные характеристики, к-рые при этом можно и регулировать по определённому закону. В таких системах находят всё более широкое применение ЭВМ. Одной из разновидностей автоматизир. Э. является следящий электропривод, в к-ром исполнит, орган с определённой точностью воспроизводит движения рабочего механизма, задаваемые управляющим органом. По способу действия различают следящие Э. с релейным, или дискретным, управлением и с непрерывным управлением. Следящие Э. характеризуются мощностями от неск. вт до десятков и сотен кет, применяются в различных пром. установках, воен. технике и др. В 60-е гг. 20 в. в различных областях техники нашли применение Э. с числовым программным управлением (ЧПУ). Такой Э. используют в многооперационных металлорежущих станках, автоматич. и полуавтоматич. линиях. Создание автоматизир. Э. для обслуживания отд. технологич. операций и процессов - основа комплексной автоматизации произ-ва. Для решения этой задачи необходимо совершенствование Э. как в направлении расширения диапазона мощностей Э. и возможностей регулирования, так и в направлении повышения надёжности и создания Э. с оптимальными габаритами и массой.

Лит.: Ч и л и к и н М. Г., Общий курс электропривода, 5 изд., М.. 1971; Авее О. И., Доманицкпй С. М., Бесконтактные исполнительные устройства промышленной автоматики, М.- Л., 1960; Электропривод систем управления летательных аппаратов, М., 1973; Основы автоматизированного электропривода, М., 1974.

Ю. М. Иньков.

ЭЛЕКТРОПРИВОД АВТОМАТИЗИРОВАННЫЙ, см. в ст. Электропривод.

"ЭЛЕКТРОПРОВОД", завод производств, объединения "Москабель", образованного в 1975; одно из старейших предприятий электротехнич. пром-сти СССР (г. Москва). Выпускает силовые, контрольные морские, радиочастотные, шланговые электрич. кабели, провода, осветит, шнуры и др. Часть продукции экспортируется.

Предприятие основано в 1785, принадлежало фирме "Владимир Алексеев " (с 1862), затем "Моск. т-ву торговли и золотоканительного произ-ва" (с 1894). В нач. 1900-х гг. реконструировано, построен первый в России цех алмазного волочильного инструмента. Выпускало (1916) "голые" электрич. провода, изолированные проводники, освинц