БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431импульса, приходящего от отражателя, установленного на конце измеряемой линии, второго вида - по разности фаз посылаемого синусоидально модулированного излучения и принятого. Наибольшее распространение получили фазовые Э. д., упрощённая блок-схема к-рых дана на рис. Источниками света ранее служили лампы накаливания (3- 30 вт) и газосветные лампы (50-100 вт), ныне - газовые и полупроводниковые оптич. квантовые генераторы (ОКГ). В Э. д. обычно применяют амплитудную модуляцию с частотами в 10-80 мгц, при к-рой разности фаз в 1° соответствует изменение расстояния менее, чем на 1 см. Конструктивно модулятор и демодулятор одинаковы, их действие основано на использовании Керра эффекта или Поккелъса эффекта. Модулирующее световой поток переменное напряжение вырабатывает генератор масштабной частоты, наз. так потому, что соответствующая ей длина волны определяет масштаб перевода разности фаз в расстояния. Промодулированный свет линзовой или зеркально-линзовой оптич. системой формируется в узконаправленный пучок, посылаемый на отражатель. Отражённый свет фокусируется на демодулятор оптич. системой, аналогичной передающей. Регистрируемая индикатором разности фаз интенсивность на выходе демодулятора зависит от соотношения фаз в принятом световом сигнале и в управляющем демодулятором напряжении; фазовращатель позволяет установить заданное соотношение и отсчитать полученную разность фаз, по к-рой и вычисляется расстояние. Индикатором разности фаз может служить глаз наблюдателя (Э. д. с визуальной индикацией) или фотоэлектрич. устройство со стрелочным прибором на выходе.

Дальность действия Э. д. доходит до 50 км, средняя квадратическая погрешность составляет ± (1 + 0,2Д км) см, где Д - расстояние, масса комплекта 30-150 кг, потребляемая мощность 5- 150 вm.

Лит.: ГОСТ 19223-73. Светодальномеры. Типы. Основные параметры и технические требования; Г е н и к е А. А., Ларин Б. А., Назаров В. М., Геодезические фазовые дальномеры, М., 1974; Литвинов Б. А., Л о о а ч е в В. М., ВоронковН. Н., Геодезическое инструменто-ведение, [2 изд.], М., 1971; Кондратков А. В., Электрооптические и радиогеодезические измерения, М., 1972.

Г. Г. Гордон.

ЭЛЕКТРООПТЙЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, изменение оптич. свойств вещества под действием электрич. поля. Различают: 1) линейный Э. э., наз. Поккельса эффектом; 2) квадратичный Э. э., наз. Керра эффектом. См. также Электрооптика.

ЭЛЕКТРООСМОС (от электро... и греч. osmos - толкание, давление), э л е к т-роэндоосмос, движение жидкости через капилляры или пористые диафрагмы при наложении внешнего электрич. поля. Э.- одно из осн. электрокинетических явлений. Э. используют для удаления избыточной влаги из почв при прокладке транспортных магистралей и гидротехнич. строительстве, для сушки торфа, а также для очистки воды, технич. жидкостей и др.

ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТЬ а т о м а, величина, характеризующая способность атома в молекуле притягивать электроны, участвующие в образовании хим. связи. Известно неск. способов вычисления Э. Так, согласно Р. Малликену (1935), мерой Э. может служить сумма ионизационного потенциала атома и его сродства к электрону, Л. Полинг предложил (1932) другой, более сложный способ вычисления Э. (см. в ст. Химическая связь). Оказалось, однако, что все способы практически приводят к одинаковым результатам. Зная Э., можно приближённо оценить распределение электронной плотности в молекулах мн. хим. веществ, напр, определить полярность ковалентной связи.

ЭЛЕКТРООФТАЛЬМИЯ (от электро... и офтальмия), поражение глаз при достаточно длительном и интенсивном действии ультрафиолетовых и др. лучей во время электро- или газовой сварки, киносъёмки и т. п. Проявляется гиперемией и отёком конъюнктивы, слезотечением, светобоязнью, спазмом век. При поражении роговицы в ней наблюдаются точечные инфильтраты - помутнения, поверхностное отторжение эпителия. Профилактика: применение спец. защитных очков (светофильтров).

ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧА, совокупность электрич. установок и устройств, обеспечивающих передачу электрич. энергии на расстояние. В состав Э. входят понижающие и повышающие трансформаторы, воздушные и (или) кабельные линии электропередачи (ЛЭП), высоковольтные выключатели, аппаратура защиты и противоаварийной автоматики. Возможность передачи значит, количеств электроэнергии на расстояние определяется пропускной способностью Э., к-рая зависит от напряжения и протяжённости ЛЭП, обеспечения устойчивости её режима, условий эксплуатации, величины допустимых потерь и т. д. Повышение пропускной способности Э. связано, гл. оор., с увеличением напряжения ЛЭП (см. Высоких напряжений техника, Передача электроэнергии).

Лит.: Электрические системы, под ред. В. А. Веникова, т. 3, М., 1972.

ЭЛЕКТРОПИРЕКСИЯ (от электро... и греч. pyressein - быть в жару, лихорадить), метод лечения искусств, лихорадкой, вызываемой электрич. полем УВЧ или высокочастотным магнитным полем (индуктопирексия); разновидность пиротерапии, позволяющая регулировать темп-ру тела во время лечебной процедуры. В результате поглощения тканями организма энергии электрич. или магнитного полей темп-pa тела повышается до 38-40 °С. Проводят Э. с помощью стационарных аппаратов чУВЧ-300", "Экран-1" и "ДКВ-2". Применяют при хронич. полиартритах, гинекологии, заболеваниях и др.

ЭЛЕКТРОПЛАВКА, см. Электрометаллургия.

ЭЛЕКТРОПОГРУЗЧИК, колёсный погрузчик периодич. действия с приводом от аккумуляторной батареи. Э. общего назначения применяется для работы в помещениях, ж.-д. вагонах и на открытых площадках с твёрдым и ровным покрытием. Осн. рабочее оборудование Э.- грузоподъёмник с вилочным захватом. Грузоподъёмник состоит из вертикальной рамы, внутри к-рой на цепи перемещается с помощью гидроцилиндра каретка с установленными на ней вилами (см. рис. при ст. Погрузчик). Рама укреплена на шасси Э. шарнирно и может наклоняться с помощью др. гидроцилиндра вперёд на 3-5° при подхвате и выдаче грузов и назад на 8-15° при их транспортировании. Помимо вилочного захвата применяются штыревой захват для работы с грузами тороидальной формы (автопокрышки, трос в бухтах, проволока в мотках), различные зажимы с грузозахватными челюстями плоской или полукруглой формы для работы с бочками, рулонами, ящиками и пр. Для обслуживания высокорасположенных объектов и для ремонтных работ Э. оснащаются рабочей подъёмной платформой, а для удобства штабелирования грузов - сталкивателем. Шасси Э. выполняют по трёх-и четырёхопорной схемам на пневматич. или монолитных массивных шинах. Всё электрооборудование, включая электродвигатели механизма передвижения и привода насосов, работает на постоянном токе напряжением 24-50 в. Осн. параметры вилочных Э.: грузоподъёмность 0,5-5 т, высота подъёма вил до 4,5 м, наибольшая скорость подъёма груза 12 м/мин, наибольшая транспортная скорость с грузом 12 км/ч. Грузоподъёмность спец. Э. достигает 40 т и более. Среди спец. Э. широкое применение получили электроштабелёр (см. Штабелёр) и Э. с боковым выдвижным грузоподъёмником, транспортирующий длинномерные грузы.

Лит. см. при ст. Погрузочно-раэгрузочная машина. Е. М. Стариков.

ЭЛЕКТРОПОЕЗД, разновидность мотор-вагонного поезда, моторные вагоны к-рого получают энергию от электрич. сети. Используются в основном на линиях с большим потоком пассажиров (пригородное ж.-д. сообщение, метрополитен). В состав Э. могут входить моторные и прицепные вагоны (из них 2 головных). Общее число вагонов 4-12, причём моторными могут быть как все (характерно для метрополитена), так и часть вагонов (см. также Моторвагонный подвижной состав). На Прибалтийской ж. д. эксплуатируется небольшое количество т. н. контактно-аккумуляторных Э., тяговые двигатели к-рых на неэлектрифицированных участках пути питаются от аккумуляторных батарей.

На пригородных жел. дорогах СССР наиболее распространены 10-вагонные (из них 5 моторных) Э. серий ЭР2 и ЭР9П (см. табл.).

Электропоезд Род тока .....

ЭР2

ПОСТОЯННЫЙ

ЭР9П

переменный
Напряжение в контактной сети, кв

3

25
Масса моторного вагона, m . . . .

54,6

59
Масса прицепного вагона, m . .

38,3

37
Масса головного вагона, т . . . .

40,9

39
Длина вагона, м

19,6

19,6
Общая мощность тяговых электродвигателей , кет .......

4000

3600

Каждый вагон имеет механич. часть, электрич. и пневматич. оборудование. Механич. часть состоит из цельнометаллич. кузова, работающего как единая конструкция, и двух сварных тележек с двумя колёсными парами каждая. Электрооборудование включает тяговые электродвигатели постоянного тока (по 4 в каждом моторном вагоне), токосъёмники, преобразователи напряжения для питания низковольтных вспомогат. приборов и оборудования (напр., вентиляции и освещения), а у Э. переменного тока - силовые трансформаторы и выпрямители для питания электродвигателей. Часть Э. оборудуются устройствами для торможения электрического. Пневматич. оборудование включает компрессоры и баллоны со сжатым воздух