БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431еме, наиболее распространённой на сов. Э., напряжение регулируют изменением числа витков вторичной обмотки тягового (понижающего) трансформатора. При высоковольтной системе, основной за рубежом, в т. ч. на Э. серии ЧС, меняют число витков со стороны первичной обмотки этого трансформатора. Большинство эксплуатируемых Э. оборудуется устройствами для торможения электрического (реостатного или рекуперативного).

Основные данные наиболее распространённых в СССР магистральных Э. приведены в табл.

Характеристики наиболее распространённых в СССР электровозов (1977)

Серия

Система тока

Род службы

Число колёсных пар

Масса, т

Мощность двигателей, квт

Сила ТЯГИ, т

Максимальная cкорость2, км/ч
ВЛ80К)

Переменный












ВЛ80Т

Однофазный

Грузовой

8

184

6520

45,1

110
ВЛ80Р'

50 гц, 25 кв












ВЛ60К

То же

То же

6

138

4450

31,8

100
ЧС4Т



Пассажирский

6

126

5100

17,4

160
ЧС4

"

То же

6

126

5100

17.4

160
ВЛ10

Постоянный

Грузовой

8

184

5200

39,5

100


3 кв












ВЛ8

То же

То же

8

180

4200

35,2

100
ВЛ22М

"

"

6

132

2400

23,9

75
ЧС2Т

"

Пассажирский

6

126

4620

19,4

160
ЧС2

"

То же

6

123

4200

16,5

160

1 Максимально допустимая конструкцией двигателей, условиями охлаждения и т. п., при работе в течение 1 ч (т. н. часовой режим). 2 Допустимая конструкцией электровоза при эксплуатации.

Э. серии ВЛ10, ВЛ8 и часть Э. ВЛ22М оборудованы рекуперативным торможением. У Э. остальных серий индекс Т. характеризует реостатное торможение; индекс Р - рекуперативное; индекс К обозначает кремниевые полупроводниковые выпрямители.

Э. ВЛ80 является самым мощным грузовым Э. в мире, а Э. ЧС4Т и ЧС4 - самыми мощными пассажирскими Э.

Э. всех серий ВЛ (Владимир Ленин) построены в СССР. Э. серии ЧС поставляются заводами ЧССР.

В 1977 в СССР испытывался пасс. 8-осный Э. ЧС 200 мощностью 8400 квт с макс, эксплуатац. скоростью 200 км/ч. В 1978 испытывались грузовые 8-осные Э. однофазного тока повышенной мощности с бесколлекторными вентильными и асинхронными тяговыми электродвигателями, имеющими для регулирования скорости преобразователи на тиристо-рах.

Лит.: Быстрицкий X. Я., Дубровский 3. М., Ребрик Б. Н., Устройство и работа электровозов переменного тока, М., 1973; Устройство и ремонт электровозов постоянного тока, М., 1977.

ЭЛЕКТРОВООРУЖЁННОСТЬ ТРУДА, показатель, характеризующий обеспеченность труда электрич. энергией; составная часть энерговооружённости труда. Повышение Э. т.- важное условие научно-технического прогресса и роста производительности общественного труда.

Различают Э. т. и электровооружённость рабочих. Коэфф. Э. т. исчисляется делением количества электрич. энергии, потреблённой на произ-ве, на число фактически отработанных человеко-часов. Электровооружённость рабочих характеризуется мощностью электропривода в кет (см. Энергетическое хозяйство предприятия), приходящейся на 1 рабочего; коэфф. электровооружённости рабочих выражается отношением мощности электромоторов и электрич. аппаратов к числу рабочих, занятых в наиболее заполненную смену.

Сопоставление коэфф. электровооружённости и коэфф. энерговооружённости характеризует уровень электрификации произ-ва. Если на конец года на предприятии коэфф. электровооружённости рабочих 2,0 (2 кет мощности электрич. привода на 1 рабочего в наиболее заполненную смену), а коэфф. энерговооружённости рабочих 2,5, то отношение 2,0 : 2,5 = 0,8 будет коэфф. электрификации труда по мощности; если за год коэфф. Э. т. 2,8, а коэфф. энерговооружённости труда 3,2, то отношение 2,8 : 3,2 = 0,875 будет коэфф. электрификации производств, процесса по мощности.

В статистич. публикациях Э. т. в пром-сти исчисляется как отношение количества электроэнергии, потреблённой за год, к среднесписочному числу рабочих, занятых на произ-ве. В 1976 по сравнению с 1913 произошло увеличение этого показателя в 56 раз. Коэфф. Э. т. в пром-сти растёт быстрее, чем производительность труда пром. рабочих. Сопоставление этих показателей выражает изменение электроёмкости продукции. Напр., потребление электроэнергии в пром-сти СССР составило в 1940 34,8 млрд. кет -ч, а в 1976 - 692,8 млрд. кет-ч, т. е. увеличилось в 19,9 раза. Объём пром. продукции за то же время увеличился в 17,7 раза; значит электроёмкость продукции возросла в 19,9:17,7 = = 1,12 раза.

Лит.: Родштейн А. А., Статистика энергетики в промышленности, М., 1956; Бакланов Г. И., Адамов В. Е., Устинов А. Н., Статистика промышленности, 3 изд., М., 1976. Г. И. Бакланов.

ЭЛЕКТРОВЫСАДОЧНАЯ МАШИНА, предназначена для получения на прутковых, профильных или трубных заготовках местных утолщений путём высадки. Высаживаемый участок заготовки нагревается при перемещении в индук-

торе; применяют также нагрев в проходной печи сопротивления и электроконтактный нагрев. Э. м. позволяют получать утолщения как на концах заготовки (законцовки), так и чередующиеся по её длине. Благодаря постепенной подаче заготовки в зону нагрева длина утолщения, полученного на Э. м., может быть значительно большей, чем при высадке на горизонтально-ковочных машинах. Э. м. применяют для произ-ва клапанов, труб с фланцами и сильфона-ми, ступенчатых валов, профилей с законцовками и др. деталей из сталей, титановых, алюминиевых, реже медных и никелевых сплавов. На Э. м. получают также заготовки переменного сечения для последующей штамповки.

ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, возникновение высокого давления в результате высоковольтного электрич. разряда между погружёнными в жидкость электродами. Давление до 3 кбар (300 Мн/м2) получают за счёт энергии импульсной ударной волны, распространяющейся вокруг канала разряда в рабочей среде, обычно в воде. Это давление используют для механич. воздействия на материалы при их обработке (напр., прессовании, штамповке, гибке), очистке, дроблении, размоле, перемешивании (напр., при приготовлении суспензий), распылении и др. Энергия, необходимая для электрич. разряда, накапливается в конденсаторе. В зависимости от назначения установок применяют конденсаторы ёмкостью от 10 до 1500 мкф, сила тока в импульсе 15-50 ка, длительность разряда 10-40 мксек, мгновенная мощность до 200 Мвт.

Лит.: Несветайлов Г. А., Серебряков Е. А., Теория и практика электрогидравлического эффекта, Минск, 1966; ПопиловЛ. Я., Электрофизическая и электрохимическая обработка материалов, М., 1969 Л. Ю. Максимов.

ЭЛЕКТРОГИДРАВЛИЧЕСКОЕ БУРЕНИЕ, основано на разрушении горной породы в заполненном водой забое скважины гидравлич. ударом, создаваемым разрядом тока высокого напряжения (до 200 кв). Впервые разработано в СССР Л. В. Юткиным в 50-х годах. Бур выполнен в виде невращающегося трубчатого и вращающегося центрального электродов, к к-рым с поверхности подаются с заданной частотой импульсы тока высокого напряжения. Происходит электрич. пробой межэлектродного промежутка по воде. Расширяющаяся газовая полость пробоя создаёт гидравлич. удар жидкости, в результате к-рого происходит разрушение породы на забое.

ЭЛЕКТРОГЛЯНЦЕВАТЕЛЬ, электрич. прибор для придания зеркального блеска поверхности позитива, выполненного на глянцевой фотобумаге. Осн. часть Э.- стальной полированный хромиров. барабан (или пластины), внутри к-рого помещён электрический нагреват. элемент (для ускорения сушки фотобумаги). Поверхность фотобумаги, прикатанной (напр., с помощью резинового валика) фотографич. слоем к барабану (пластине), после высыхания приобретает зеркальный блеск.

ЭЛЕКТРОГОРСК(до1946 -нос. Электропередача), город в Павлово-По-садском р-не Моск. обл. РСФСР, в 75 км к В. от Москвы. Соединён ж.-д. веткой со станцией Павлово-Посад (на линии Москва - Орехово-Зуево). Возник в связи со строительством (1912-14) электростанции на торфе - ГРЭС им. Р.Э. Классона. Торфопредприятие. Мебельный комбинат, з-ды: авторем., 2 механич. по