БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431роходит в вакууме), газоразрядные электронные приборы (в к-рых поток электронов проходит в газе).

Лампы накаливания - наиболее массовый вид ЭВП (в 70-х гг. 20 в. ежегодный мировой выпуск составляет ок. 10 млрд. штук). Удаление воздуха из баллона лампы предотвращает окисление нити накала кислородом. Для уменьшения испарения накалённой нити лампы накаливания нек-рых типов после удаления воздуха наполняют инертным газом. Это позволяет повысить рабочую темп-ру нити накала и тем самым - световую отдачу ламп без изменения срока их службы. Присутствие инертного газа не влияет на процесс преобразования подводимой к лампе электрич. энергии в световую.

Вакуумные электронные приборы изготовляют с таким расчётом, чтобы в рабочем режиме давление остаточных газов внутри баллона составляло 10-6 - 10-10 мм рт. ст. При такой степени разрежения ионы остаточных газов не влияют на траектории электронов и шумы, создаваемые потоком этих ионов при их движении к катоду, достаточно малы. Такие ЭВП охватывают след, классы приборов. 1) Электронные лампы - триоды, тетроды, пентоды и т. д.; предназначены для преобразования энергии постоянного тока в энергию электрич. колебаний с частотой до 3-Ю9гц. Осн. области применения электронных ламп - радиотехника, радиосвязь, радиовещание, телевидение. 2) ЭВП СВЧ - магнетроны и маг-нетронного типа приборы, пролётные и отражательные клистроны, лампы бегущей волны и лампы обратной волны и т. д.; предназначены для преобразования энергии постоянного тока в энергию электромагнитных колебаний с частотами от 3*Ю8 до 3*Ю12гц. ЭВП СВЧ используются гл. обр. в устройствах радиолокации, телевидения (для передачи телевиз. сигналов по линиям радиорелейной связи, спутниковым линиям), СВЧ радиосвязи, телеуправления (напр., ИСЗ и космич. кораблями). 3) Электроннолучевые приборы - осциллографиче-ские электроннолучевые трубки, кинескопы, запоминающие электроннолучевые трубки и т. д.; предназначены для различного рода преобразований информации, представленной в форме электрич. или световых сигналов (напр., визуализации электрич. сигналов, преобразования двумерного оптич. изображения в последовательность телевиз. сигналов и наоборот). 4) Фотоэлектронные приборы - передающие телевизионные трубки, фотоэлектронные умножители, вакуумные фотоэлементы; служат для преобразования оптич. излучения в электрич. ток и применяются в устройствах автоматики, телевидения, астрономии, ядерной физики, звукового кино, факсимильной связи и т. д. 5) Вакуумные индикаторы - электронносветовые индикаторы, цифровые индикаторные лампы и др. Работа индикаторных ламп основана на преобразовании энергии постоянного тока в световую энергию. Применяются в измерит, приборах, устройствах отображения информации, радиоприёмниках и т. д. 6) Рентгеновские трубки; преобразуют энергию постоянного тока в рентгеновские лучи. Применяются: в медицине - для диагностики ряда заболеваний; в пром-сти - для обнаружения невидимых внутренних дефектов в различных изделиях; в физике и химии - для определения структуры и параметров кристаллич. решёток твёрдых тел, хим. состава вещества, структуры органических веществ; в биологии - для определения структуры сложных молекул.

В газоразрядных электронных приборах (ионных приборах) давление газа обычно значительно ниже атмосферного (поэтому их и относят к ЭВП). Класс газоразрядных ЭВП охватывает след, виды приборов. 1) Ионные приборы большой мощности (до неск. Мвт при токах до ..тысячи а), действие к-рых основано на нейтрализации объёмного заряда ионами газа. К таким ЭВП относятся ртутные вентили., используемые для преобразования переменного тока в постоянный в пром-сти, на ж.-д. транспорте и в др. отраслях; импульсные водородные тиратроны и та-ситроны, служащие для преобразования пост, тока в импульсный в устройствах радиолокации, электроискровой обработки металлов и др.; искровые разрядники и клипперные приборы, применяемые для защиты аппаратуры от перенапряжений. 2) Газоразрядные источники света непрерывного излучения, используемые для освещения помещений, улиц, в светящихся рекламах, киноаппаратуре и т. д., и импульсные источники света, применяемые в устройствах автоматики и телемеханики, передачи информации, оптич. локации и т. д. 3) Индикаторы газоразрядные (сигнальные, знаковые, линейные, матричные), служащие для визуального воспроизведения информации в ЭВМ и др. устройствах. 4) Квантовые газоразрядные приборы, преобразующие энергию пост, тока в когерентное излучение - газовые лазеры, квантовые стандарты частоты.

Мит. см. при ст. Электронные приборы.

^. Ф. Коваленко,

ЭЛЕКТРОВАКУУМНЫЙ ДИОД, двух-электродная электронная лампа, разновидность диода. Используется гл. обр. в качестве кенотрона. Характеризуется отсутствием обратного тока и выдерживает более высокие обратные напряжения, чем газоразрядные и полупроводниковые диоды. Э. д. подразделяются на низковольтные маломощные (обратное напряжение не превышает 2 кв; выпрямленный ток до 0,4 а), высоковольтные маломощные (30 кв; 0,002 а), высоковольтные импульсные (60 кв; 100 а), высоковольтные рентгеновские (220 кв; 2 а). С развитием полупроводниковой электроники Э. д. вытесняются полупроводниковыми диодами, обладающими большим кпд.

Лит. см. при ст. Электронная лампа.

ЭЛЕКТРОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ, то же, что ионная связь.

ЭЛЕКТРОВОЗ, локомотив, приводимый в движение тяговыми электродвигателями, получающими электрич. энергию от контактной сети или (реже) и от аккумуляторов, установленных на самом Э. (контактно-аккумуляторный Э.), или только от аккумуляторов (аккумуляторный Э.). По назначению Э. подразделяются на магистральные (грузовые, пассажирские, грузо-пассажирские), маневровые, промышленные и рудничные, а по роду используемого тока - на Э. постоянного и переменного тока и комбинированные. Для повышения провозной и пропускной способности жел. дорог можно использовать одновременно неск. Э., осуществляя управление из кабины одного из них.

Первый сов. магистральный Э. построен в 1932 (совместно Коломенским з-дом и моек, з-дом "Динамо"), В СССР на жел. дорогах работают магистральные Э. постоянного тока напряжением 3 кв и Э. однофазного тока пром. частоты 50 гц напряжением 25 кв. При работе на участках с 2 системами тока иногда используют Э. двойного питания. За рубежом работают Э. на этих же системах тока и напряжения, а также на более старых системах постоянного тока напряжением 1,5 кв и однофазного тока пониж. частоты 162/3 или 25 гц напряжением 11-16 кв. Для безотцепочной работы с экспрессами на жел. дорогах ряда стран Зап. Европы (Франция, Бельгия, ФРГ и др.), имеющих разные системы тока, эксплуатируются пасс. Э. на 4 системы питания: постоянный ток 1,5 и 3 кв, однофазный ток промышленной частоты 50 гц 25 кв и однофазный ток пониженной частоты 162/3гц 15 кв.

Э. состоит из механич. части, электрич. и пневматич. оборудования. К механич. части относятся кузов, в к-ром располагается б. ч. оборудования, ходовая (экипажная) часть и автосцепка. Обычно цельнометаллич. кузоз опирается на 2 или 3-осные тележки. Они состоят из стальных сварных, литых или брусковых рам, в к-рых размещены колёсные пары с буксами, имеют рессорное подвешивание, тормозную рычажную систему и тяговую передачу. На тележке установлены тяговые электродвигатели. На грузовых Э. применяется наиболее простое по конструкции тяговой передачи опорно-осевое подвешивание тяговых электродвигателей, при к-ром возникает повышенное воздействие колёсных пар на путь. У скоростных Э., в т. ч. на разрабатываемых грузовых, рассчитанных на скорости до 120 км/ч и выше, применяют опорно-рамное подвешивание, обеспечивающее меньшее воздействие на путь из-за крепления тяговых электродвигателей на зарессоренной раме тележки. Вращающий момент от электродвигателя на ось колёсной пары при этом передаётся через более сложную тяговую передачу. Иногда применяется передача вращающего момента от тягового двигателя повышенной мощности не на 1, а на 2 или 3 колёсные пары тележки.

К электрич. оборудованию относятся тяговые электродвигатели, как правило, постоянного тока, вспомогательные машины (напр., двигатель компрессора), преобразователи напряжения для питания вспомогат. низковольтных приборов, пускорегулирующие и защитные аппараты, токосъёмник и др., а на Э. переменного тока - тяговый трансформатор и выпрямители для питания тяговых электродвигателей. Пневматич. оборудование включает компрессор, резервуары для хранения сжатого воздуха, тормозные приборы и др. Сжатый воздух используется для питания рабочих приводов системы управления и тормозной системы поезда.

Скорость движения Э. регулируют изменением напряжения на тяговых электродвигателях и воздействием на их магнитный поток. На Э. постоянного тока в начале движения все электродвигатели включены последовательно, а затем по мере роста скорости - последовательно-параллельно и далее - параллельно, с включением в каждом случае в цепь двигателей пускового реостата, к-рый в начале имеет макс, сопротивление, а для плавного набора скорости постепенно выводится. На Э. переменного тока различают системы низковольтного и высоковольтного регулирования напряжения. При низковольтной сист