БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ит.).

ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, М е и с т е р Э к х а р т (ок. 1260, Хоххейм, близ Готы,- кон. 1327 или нач. 1328, Авиньон), немецкий мыслитель, виднейший представитель филос. мистики позднего средневековья в Зап. Европе. Монахдоминиканец. Учился и преподавал в Парижском ун-те, затем в Страсбурге и Кёльне; был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения были объявлены ложными.

Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся б. ч. в записях учеников, как по форме, так и по филос. содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего заострения идеи христ. неоплатонизма Ареопагитик. Гл. тема его мысли - "божество" (gotheit), безличный и бескачеств, абсолют, стоящий за "богом" в трёх лицах как полнотой качеств и творческим истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в самом человеке есть несотворённая "искорка", единосущная богу. Отрешаясь от своего "я", соединяясь с божеств, "ничто", человеческая душа становится орудием вечного порождения богом самого себя. Эта концепция, неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции нем. мистики, нередко с нар.-еретич. окраской. В его доктрине предвосхищена идеали-стич. диалектика единого божеств, мирового процесса, развитая Ф. В. Шеллингом и Г. Гегелем. Э. и его ученики сыграли большую роль в становлении нем. лит. языка.

Соч.: Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936-48; в рус. пер.- Избр. проповеди, М., 1912.

Лит.: К о р р е г J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbriicken, 1955; Oltmanns K., Meister Eckhart, 2 Aufl., Fr./M 1957; DegenhardtJ., Studien zum Wandel des Eckhartsbildes, Leiden, 1967.

С. С. Аверинцев.

ЭКХОВИРУСЫ (ECHO, сокр. от англ, enteric cytopathogenic human orphan - кишечные цитопатогенные человеческие "сиротские" вирусы; "сиротскими" наз. вирусы, к-рые удаётся распознать в лабораторных условиях, но связь к-рых с к.-л. известным заболеванием не установлена; в отношении Э. этот эпитет потерял свой смысл.) мелкие вирусы, содержащие 1 нить рибонуклеиновой к-ты и лишённые внеш. белковой оболочки; относятся к роду энтеровирусов сем. пикорнавирусов. Более 30 серологич. типов. Мн. Э. обитают в кишечнике, не вызывая симптомов заболевания. Нек-рые Э.- возбудители асептич. менингита, гастроэнтерита и лёгких респираторных болезней человека. ЭКЮ (франц. ecu, букв.- щит), старинная франц. монета. С 13 в. до 1653 чеканились золотые Э. массой от 3,3 г до 4,13 г чистого золота, с 1641 по 1793- серебряные Э., масса к-рых составляла вначале 25 г чистого серебра, затем колебалась в пределах 27,1-27,8г. С переходом Франции на десятичную ден. систему Э. были демонетизирова-ны (с 1834) (см. Демонетизация); на протяжении 19 в. название "Э." сохранялось за 5-франковой монетой.

ЭЛАГАБАЛ, Гелиогабал (Heliogabalus) (императорское имя - Цезарь Марк Аврелий Антонин А в г у с т) (204-222), рим. император с 218. В 217 стал жрецом сирийского бога Элагабала в г. Эмеса (Сирия), где родился (отсюда его имя). Э. был провозглашён императором легионами, находившимися в Сирии. В Риме Э. воздвиг храм богу Элагабалу на Палатине, намереваясь провозгласить его верховным богом рим. гос-ва. Расточительность и распутство Э. вызвали мощный протест среди военных и др. слоев населения; Э. был убит преторианцами.

ЭЛАМ, древнее гос-во (3-е тыс.- сер. 6 в. до н. э.), располагавшееся к В. от ниж. течения Тигра, в юго-зап. части

Иранского плоскогорья (терр. совр. Иран, областей Хуэистан и Луристан). Наиболее значит, областями Э. были Барахши, Симашки, Аншан (Анзан); городами - Аван, Сузы - столица Э., Адамдун. Э. представлял собой раннерабовладельч. гос-во. В храмовом и царском х-вах, а также в домашних общинах со 2-го тыс. был распространён труд рабов.

В 3-м тыс. происходили частые столкновения эламитов с гос-вами Двуречья. Во 2-й пол. 3-го тыс. Э. неоднократно попадал под власть Аккада. Самостоятельность он приобрёл при последнем царе из династии Авана Пузур-Иншу-шинаке, к-рый был первым царём объединённого царства Э. (23-22 вв.). После кратковременного господства гутиев (кутиев) в кон. 3-го тыс. верх, власть над Э. оказалась у царей рода Симашки, к-рые сначала находились в зависимости от правителей III династии Ура (ок. 21 в.). Однако Э. не только вскоре освободился от этой зависимости, но эламиты даже ненадолго обосновались в юж. Двуречье - в царстве Ларса. Последний царь из династии Симашки был свергнут Эпарти (сер. 19 в.), основавшим новую династию из Аншана. В период правления царей из династии Аншана (1-я пол. 2-го тыс.) и раньше в Э. существовала система правления, допускавшая двоевластие, порой троевластие. Временами правители Э. создавали сильное централизованное гос-во, соперничавшее с гос-вами Двуречья. Во 2-й пол. 14 в. Э. был завоёван касситами. При царе Унташ-Напирише (1275-1240) Э. освободился от касситской зависимости, и при Китен-Хутране (ок. 1237-1205) эламиты стали вторгаться в касситскую Вавилонию. Политич. подъём начался с правления Шутрук-Наххунте I (ок. 1185-1155), положившего конец касситской династии в Вавилонии (ок. 1155). Терр. Э. была значительно расширена царём Шилхак-Иншушинаком (1150-1120). В кон. 12 в. Э. вынужден был уступить Вавилонии господствующее положение над юж. Двуречьем. История Э. последующих веков неизвестна. В 8-7 вв. цари Э. находились в союзе с Вавилонией и вели совместную борьбу против Ассирии. Ашшурбанипал в 639 подчинил страну, однако господство Ассирии продолжалось недолго (в кон. 7 в. Ассирия перестала существовать). Э., раздираемый внутр. политич. противоречиями, в нач. 6 в. до н. э. был завоёван Мидией, затем - персами.

История художеств, культуры Э. тесно связана с иск-вом стран Двуречья. Среди памятников 4-го - сер. 3-го тыс. до н. э. (найденных гл. оор. в Сузах) - вылепленные от руки керамич. сосуды, украшенные чёрной геометризованной росписью, отличающейся строгим изяществом композиций, плоские печати. К памятникам 2-го тыс. до н. э. относятся остатки комплекса культовых и светских построек в Дур-Унташе, наскальные рельефы на скале Куранган к С.-З. от Шираза, выразит, стелы с рельефами, керамика, цилиндрич. печати, глиняная и бронзовая мелкая пластика.

Лит.: Ю с и ф о в Ю. Б., Элам. Социально-экономическая история, М., 1968; Коnig F., Die elamischen Konigsinschriften, Graz, 1965; Cameron G. G., History of early Iran, Chi., 1936; H i n z W., Das Reich Elam, Stuttg.., 1964; L a b a t R., Elam, 1600- 1200 В. С., Camb., 1963; его же, Elam and western Persia, c. 1200-1000 B. C., Camb., 1964;PoradaE., Iran ancien. L'art a 1'epoque preislamique, P., 1963. Ю. Б. Юсифов.

ЭЛАМСКИЙ ЯЗЫК, язык народа, населявшего древнее гос-во Элам. Родство Э. я. с др. языками до сих пор не установлено, хотя наиболее плодотворным, по-видимому, является исследование эла-мо-дравидийских связей. Первые памятники Э. я. (30-22 вв. до н. э.; др.-эламский период) записаны т. н. "прото-эламитским" письмом, имевшим ярко выраженный пиктографич. характер (см. Пиктографическое письмо). Эта письменность не дешифрована. В кон. данного периода для Э. я. стала применяться аккадская клинопись. От др.-эламского периода сохранилась одна надпись на стеле Нарамсина (23 в. до н. э.). Известны также памятники среднеэламского периода (14-12 вв. до н. э.), среди них несколько аккадо-элам-ских билингв. Памятники 8 в. до н. э., в отличие от памятников предыдущих периодов, весьма разнообразны в жанровом отношении. Типологически Э. я. относится к агглютинативным языкам. В империи Ахеменидов Э. я. был офиц. языком, и наиболее обширные его памятники относятся к этому времени. Однако язык ахеменидских надписей подвергся сильнейшему влиянию др.-перс. языка, что отражается в лексике, синтаксисе, стиле, наличии многочисленных калек и т. д.

Лит.: Дьяконов И. М., Языки древней Передней Азии, М., 1967; R e i n e r E., The Elamite language, в кн.; Handbuch der Orientalistik, Altkleinasiatische Sprachen, Leiden/Koln, 1969. А. А. Королев.

ЭЛАНД (Oland), остров в Балт. м., терр. Швеции. Дл. 136 км, наибольшая шир. 16 км. Пл. 1342 кмг. Нас. 21,2 тыс. чел. (1974). Отделён от материка прол. Кальмарсунд, через к-рый построен ав-томоб. мост (дл. св. 6 км). Известняковое плато (вые. до 57 м) местами перекрыто моренными отложениями; развит карст. Широколиств. (дуб, ясень) и сосновые леса, верещатники. Посевы ржи, сах. свёклы, животноводство. На Э.- г. Борг-хольм.

ЭЛАР, село (с 1963 - г. А б о в я н, Арм. ССР), у к-рого раскопаны поселение (1927-28) и могильник (1960-62, исследовано 17 погребений), относящиеся к позднему этапу куро-араксского энеолита (кон. 3-го тыс. до н. э.). На поселении открыты остатки круглых в плане жилищ, большие зерновые ямы с зёрнами пшеницы, целые костяки домашних животных. Захоронения в каменных ящиках и глинобитных камерах (костяки лежали в скорченном положении на правом боку); инвентарь - глиняные черно-лощёные сосуды, различные украшения, костяные и металлич. изделия.

Лит.: Пиотровский Б. Б., Поселения медного века в Армении, в сб.: Советская а