БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431рищ" (1933), "Трудящиеся" (1935). В романе "Ноябрь" (1939) Сальвадор дал собирательный образ лат.-амер. диктатора.

В 1930 вышел сб. рассказов "Те, кто уходят", т. н. гуаякильской группы писателей, сыгравшей важную роль в развитии лит-ры Э.: X. Гальегос Лара (1911-47), Д. Агилера Мальта (р. 1909), Э. Хиль Хильберт (1912-73). Эти писатели изображали жизнь и борьбу трудящихся против капиталистич. эксплуатации и иностр. монополий. Гальегос Лара в романе "Кресты на воде" (1946) описал расстрел первой рабочей демонстрации в Гуаякиле в 1922; Хиль Хильберт в романе "Наш хлеб" (1941) разоблачал капиталистич. эксплуатацию рисоводов. Агилера Мальта - автор антиимпериа-листич. романа "Зона Канала" (1935) и опубл. в 1939 худож. репортажа "Мадрид" о революц. событиях в Испании 1936-39. К гуаякильской группе позднее примкнули X. де ла Куадра (1903-41) - мастер реалистической новеллы, н А. Пареха Диескансеко (р. 1908) - автор романов "Предупреждение" (1958), "Воздух и воспоминания" (1959) из жизни экуадорского общества начиная с 1925. А. Ортис (р. 1914. роман "Гуюнго", 1942) и Н. Эступиньян Басе (р. 1915, романы "Когда цвели гуайаканы", 1954; "Рай", 1958) посвятили свои произв. негритянской теме. В психологич. романах П. X. Веры (р. 1915) "Настоящие животные" (1946), "Бесплодное семя" (1962), "Эпоха кукол" (1971) ставятся политич. проблемы. Творчество крупнейшего экуадорского поэта 20 в. X. Карреры Андраде (р. 1903) выразило магистральную тенденцию в развитии совр. лат.-амер. лит-ры - коренную связь с нац. действительностью и причастность к совр. общечеловеческим проблемам ("Ступени поэзии", 1958). В стихах X. Э. Адоума (р. 1926) преобладают революц. и социально-критич. мотивы. В эссеистику и литературоведение значит, вклад внёс Б. Каррион (р. 1898), один из основателей Дома экуадорской культуры (1944), издававшего журн. "Летрас дель Экуадор" ("Letras del Ecuador"). С. П. Мамонтов. Архитектура и изобразительное искусство. Древнее иск-во Э. представлено керамикой (статуэтки, расписные вазы с геом. орнаментом), скульптурой (кам. фигуры и стелы), изделиями из золота и серебра, кам. сооружениями в вост. областях. В 16 в. началось гор. стр-во; церкви в стиле исп. ренессанса (арх. Ф. Бесерра) в 17 в. обогащаются пышным мавританским декором (арх. А. Родригес); в 18 в. господствуют формы барокко, часто приобретающие плоскост-ный, чисто декоративный характер. Выдвинулись крупные мастера религ. живописи (П. Бедон, Н. X. де Горивар, М. Саманьего) и скульптуры (индеец М. Чили, прозванный Каспикара, Г. Сангурима). В 19 - нач. 20 вв. архитектура подражала старым образцам. Живописцы К. Пинто, К. Эгас начали обращаться к нац. тематике. С 1930-х гг. инициаторы борьбы за нац. реалистич. иск-во О. Гуаясамин (серия "Время гнева", призывающая к борьбе против эксплуатации и угнетения), Э. Кингман, Д. Паредес создают остросоциальные произведения, стремясь к ярко экспрессивному, проникнутому фольклорным духом изображению жизни индейцев, негров и др. Реалистич. принципы развивают живописцы Л. Москосо, М. Рендон, Г. Павон, скульптор X. Андраде Москосо, график Г. Галесио. В стр-ве 20 в. преобладают традиц. типы и лишь в 50-х гг. начала развиваться совр. архитектура (арх. С. Дуран Бальен, А. Леон, М. Барраган). Богато нар. иск-во - ткачество (в т. ч. пончо), гончарство, обработка серебра, резьба по дереву и камню, изготовление масок и т. д.

Илл. см. на вклейке, табл. IV (стр. 176-177).

Музыка. Нар. музыка представлена креольским и индейским фольклором, к-рый составляет органичное целое с музыкой Боливии, Перу, Сев.-Зап. Аргентины (см. разделы Музыка в соответствующих статьях). Изучение экуадорского фольклора началось в 20-х гг. 20 в. (первыми исследователями были франц. учёные Р. и М. д'Аркур), однако в этой области сделано ещё немногое. В 19 в. сложилась проф. музыка Э. Её основоположником был комп. А. Бальдеон (автор оркестровых сочинений), один из основателей и директор первого экуадорского Муз. об-ва. В 1870 в Кито открылась Нац. консерватория, первым директором к-рой был А. Нойман, автор нац. гимна. Среди музыкантов 2-й пол. 19 в.- комп. и музыковед П. Траверсари, автор симф. и муз.-сценич. произведений; комп. и фольклорист С. Л. Морено, разрабатывавший в своих произв. экуадорский фольклор ("Экуадорская сюита", "Симфоническая прелюдия", увертюры и др.). Из композиторов 2-й пол. 20 в. наиболее известны С. М. Дуран, братья Л. и Г. Сальгадо. Наряду с Нац. консерваторией в Кито муз. кадры готовит консерватория им. X. М. Родригеса в Куэнке.

Лит.: Латинская Америка в прошлом и настоящем, М., 1960; Эквадор. Историко-этнографические очерки, М., 1963; Война за независимость в Лат. Америке, М., 1964; Гонионский С. А., Лат. Америка и США. Очерки истории дипломатических отношений 1939 - 1959, М., 1960; его же, Очерки новейшей истории стран Лат. Америки, М., 1964; Карнеро Чека X.. Очерки о странах Лат. Америки, пер. сисп.. М., 1960; VIII съезд Коммунистам, партии Эквадора, пер. с исп., М., 1970; С u e v a P., Ecuador, [La Habana], 1966; Saad P., Problemas economicos у politicos del Ecuador, Guayaquil, 1965; Huerta Rend on F., His-toiia del Ecuador, Guayaquil, 1966; Г а в р и л о в а Е. X., Т и т е р К. П., Эквадор. Некоторые аспекты экономического развития, М., 1974; The current economic position and prospects of Ecuador, Wash., 1973; Mendoza Luis A., Geografia economica del Ecuador, Guayaquil, 1966; Мамонтов С. П., Литература Эквадора, в сб.: Эквадор. М., 1963; R о j a s Angel Т., La novela ecuatoriana, Мех.- В. Aires, [1948]; RibadeneiraE. M., La moderna novela ecuatoriana, Quito, 1958; Barrera Isaac J., Historia de la literature ecuatoriann. Quito, 1960; Arias A., Panorama de la Icteratura ecuatoriana, Quito, 1971; Полевой В. М., Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Кириченко Е. И., Три века искусства Латинской Америки, М., 1972; Navarro J. G., Artes plasticos ecuatorianas, Мех., 1945; Harcourt R. et M. d', La musique des incas et ses survivances, P., 1925.

ЭКУАДОРЦЫ, население Экуадора. Общая числ. 7,3 млн. чел. (1976, оценка). Осн. часть Э. (ок. 80% ) составляют испано-индейские метисы и индейцы (гл. обр. кечуа), остальные - белые (потомки европ. переселенцев), мулаты, негры, самбо. Значит, часть Э. говорит на испанском языке (он же офиц. язык страны), часть - на яз. кечуа. По религии большинство Э.- католики, есть протестанты. Св. 45% Э. (преим. метисов, мулатов и негров) живёт к 3. от Анд в прибрежных р-нах; кечуа расселены гл. обр. в горных р-нах; в центр, долине и к В. от Анд обитают т. н. лесные индейцы, сохраняющие плем. образ жизни, свои языки и древние традиц. верования. Об истории, х-ве и культуре Э. см. в ст. Экуаоор.

ЭКУМЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ,экуменизм (от греч. oikumene - обитаемый мир, Вселенная), движение христианских церквей за устранение разобщённости между ними и сплочение церк. сил в междунар. масштабе. Возникло по инициативе протестантских церквей США и Зап. Европы в нач. 20 в. (Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге 1910 и др.); окончательно организационно оформилось на Всемирной ассамблее церквей в Амстердаме (1948), где создан Всемирный совет церквей (ВСЦ) - орган, объединяющий и координирующий деятельность участвующих в Э. д. церк. организаций. Формальная цель Э. д.- достижение вероисповедного единства христиан, фактически оно направлено на преодоление глубокого кризиса христианства и укрепление позиций этой религии в совр. мире. Первоначально в Э. д. безраздельно господствовали религ. организации капиталистич. стран (протестантские по вероисповеданию), оно выступало как орудие политич. реакции и откровенного антикоммунизма. Но проимпериалистич. ориентация и сугубо протестантский характер богословских позиций обрекали Э. д. на социально-политич. и вероисповедную самоизоляцию. С кон. 50-х гг. наметился поворот от грубого антисоветизма к более реалистич. политике. В 1961-65 во ВСЦ вошли православные и нек-рые др. церкви почти всех социалистич. стран, в т. ч. СССР, и мн. церк. организации развивающихся стран. Расширение социального состава и вероисповедной принадлежности участников Э. д. способствовало известной консолидации церк. сил. Вместе с тем оно привело к острым дискуссиям по обществ.-политич. и социальным проблемам (участие организаций Э. д. в борьбе за мир, возможность и формы диалога христиан с марксистами, оценка и понимание социальных революций и др.), а также по проблемам религ. и организац. характера (отношение к процессу религ. секуляризации, церк. обновления, к религ. терпимости, степени христианской интеграции в рамках ВСЦ). Несмотря на отказ от открытой апологетики капитализма, характерный для совр. Э. д., оно - в силу абсолютного преобладания в нём религ. организаций капиталистич. стран - по-прежнему остаётся инструментом бурж. политики. Осн. теологич. доктрины пронизаны духом протестантизма (протестантские церкви сохраняют абсолютное преобладание в Э. д.). Католич. церковь остаётся вне рамок Э. д., хотя и контактирует с ним. В Э. д. участвуют (являясь чл. ВСЦ) 293 церкви почти из ста стран мира (1978). ВСЦ провёл 5 ген. ассамблей (5-я в 1975 в Найроби, Кения). См. также Всемирный совет церквей.

Лит.: Гордиенко Н. С., Современный экуменизм, М., 1972 (л