БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431м. М. Горького; в Ленинграде, Минске, Киеве, Свердловске, Одессе, Ташкенте и др. городах. Вопросы Т. и. освещаются в журнале "Телевидение и радиовещание".

СССР постоянно обменивается произведениями Т. и. с др. социалистич. странами. Популярность у сов. зрителей завоевали многосерийные фильмы "Ставка больше, чем жизнь" и "Четыре танкиста и собака" (Польша) - о борьбе с фашистскими захватчиками, "Матэ Борш" (Венгрия) и "Ханс Баймлер, камера д" (ГДР) - об антифашистской борьбе коммунистов. В социалистич. странах ставятся фильмы, поев, злободневным проблемам быта, борьбе с мещанством (в СССР - цикл "Наши соседи"). Для лучших произв. Т. и. этих стран характерны чёткость идейных позиций, стремление совершенствовать художеств, язык, доступный зрительским массам.

В капиталистич. странах Т. и. в общей системе массовой коммуникации, находящейся на службе капиталистич. монополий, испытывает постоянное воздействие империалистич. идеологии, направленной на сохранение капитализма и воспитание масс в духе, угодном правящим кругам. Оно развивалось в острой конкурентной борьбе с кинопрокатом и, в целях привлечения масс, уделяло гл. внимание созданию коммерческих произведений - вестернов, "фильмов ужасов", "костюмных" историч. фильмов, "комедий положений", поставленных в духе традиц. коммерч. кинематографа и театра. Одновременно внутри телевидения рождалось и новаторское иск-во мастеров, стремящихся ставить широкие социальные проблемы. Для телевидения писали сценарии Дж. Б. Пристли, Дж. Осборн (Великобритания), Ф. Мориак, А. Моруа (Франция), П. Чаевски, А. Миллер, Р. Роуз (США), Ф. Харди (Австралия) и др. В 50-е гг. на основе телевиз. сценариев поставлены кинофильмы " Марти "," Мари-Октябрь ", "Двенадцать разгневанных мужчин". Среди телефильмов: "Жизнь Леонардо да Винчи" (реж. Р. Кастеллани, Италия), "Записная книжка Орсона Уэллса" и "Вокруг света с Орсоном Уэллсом" (реж. О. Уэллс, Великобритания), "Волшебная флейта" и "Ритуал" (реж. И. Бергман, Швеция). Однако с работами крупных зап. мастеров для телевидения в Т. и. стали активно проникать и модернистские тенденции. Большое место в Т. и. занимают произведения, посвящённые политич., историко-политическим и социальным проблемам (телефильм "Совершенно новые люди", США), а также особые циклические формы - "сериалы", повествующие о повседневной жизни в средней буржуазной семье (напр., "сериал" "Пейтон плейс", США). Экранизируется лит. классика ("Сага о Форсайтах" по Голсуорси, "Дэвид Копперфилд" по Диккенсу; Великобритания).

Лит.: С а п п а к В., Телевидение и мы, М., 1963; Андроников П., Слово написанное и сказанное, в его кн.: Я хочу рассказать вам, М., 1962; Ильин Р., Телевизионное изображение, М., 1964; Б е з к л убенко С. Д., Телевизионное кино. Очерк теории, К., 1975; Юровский А. Я., Борецкий Р. А., Основы телевизионной журналистики, М., 1966; В и л ь ч е к В. М., Контуры, наблюдения о природе телеискусства, Таш., 1967; Б а r и р о в Э., К а ц е в И., Телевидение. XX век. Политика, Искусство, Мораль, М., 1968; Проблемы телевидения и радио, в. 1 - 2, М., 1967 -1971; Ильин Р. H., Изобразительные ресурсы экрана, М., 1973; Льюис Б., Диктор телевидения, пер. с англ., М., 1973; Кречетова Р., Актёр. Пути театра и ТВ, "Телевидение и радиовещание", 1974, №2;КисунькоВ., Эстетика гостеприимства, там же, 1974, >fe 11; Юровский А. Я., Телевидение - поиски и решения, М., 1975; Зайцева А. М., О некоторых аспектах функции ведущего на телевидении, в сб.: Вопросы киноискусства, в. 16, М., 1975; Проблемы телевидения, М., 1976; Экран приглашает детей, М., 1976; Телевидение США. Сб. ст., М., 1976. В. Г. Кисунъко.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ МИКРОСКОП, прибор, в к-ром изображение малого объекта, получаемое с помощью микроскопа, работающего по схеме микропроекции, проецируется на светочувствительный элемент передающей телевизионной трубки и преобразуется в последовательность электрич. сигналов. Использование этих сигналов позволяет воспроизвести изображение в увеличенном масштабе на экране кинескопа. К достоинствам Т. м. относится возможность усиливать или ослаблять яркость изображения и регулировать его контрастность, изменяя только электрич. параметры цепи, по которой проходят сигналы. Подробнее о Т. м. см. в ст. Микроскоп, раздел Типы микроскопов.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РАДИОПЕРЕДАТЧИК, устройство (комплекс устройств), служащее для преобразования телевизионного сигнала и сигнала звукового сопровождения в полный радиочастотный сигнал телевиз. вещания с целью его последующего излучения (передающей телевизионной антенной). Т. р. входит в состав передающей телевизионной станции. Он включает канал изображения (КИ) и канал звукового сопровождения (КЗС), реализуемые в виде единого устройства с общими источником питания, управлением, охлаждением (а в нек-рых Т. р. и с общим трактом усиления модулированных колебаний) либо (в Т. р. устар. типов) в виде двух отд. радиопередатчиков.

КИ характеризуется след, принципиальными особенностями: униполярностью модуляции колебаний (в СССР - негативной полярностью); широкой полосой модулирующих частот (в СССР -до 6 Мгц); наличием в модулирующем сигнале очень низких частот (от 0 до 1-2 гц), соответствующих изменениям ср. освещённости изображения; подавлением в спектре выходного радиосигнала значит, части одной (в СССР - нижней) боковой полосы (см. Однополосная модуляция) и др. Ср. частота КЗС жёстко связана с несущей частотой КИ (в СССР - выше её на 6,5 Мгц).

Вещательные Т. р., выпускаемые пром-стью СССР и др. стран, имеют пиковые мощности по КИ от неск. десятков вт до неск. сотен кет; их мощности по КЗС соответственно меньше в 3-20 раз. Они работают в диапазонах метровых и дециметровых волн (в СССР - на частотах 48,5-100, 174-230 и 470-638 Мгц). На метровых волнах выходные каскады мощных Т. р. строятся на электронных лампах, преим. на лучевых тетродах; на дециметровых волнах - как на тетродах, так и (предпочтительнее) на многорезонаторных пролётных клистронах. Предварительные каскады обычно выполняются на транзисторах. В КИ вещательных Т. р. используется амплитудная модуляция, в КЗС - частотная. Модуляция в КИ совр. (1976) Т. р. производится чаще всего в маломощных каскадах на промежуточной (неск. десятков Мгц) частоте, с последующим переносом спектра частот в рабочий диапазон.

В СССР первый Т. р. был сооружён в 1936-37. С июля 1938 его использовали на Опытном ленинградском телевиз. центре для передачи телевиз. программ.

Лит.: Радиопередающие устройства, под ред. Г. А. Зейтленка, М., 1969; Оборудование радиопередающих телевизионных и УКВ Ч М вещательных станций, М., 1974. А. И. Лебедев-Карманов.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ РАСТР, совокупность строк, на к-рые разлагается передаваемое изображение (при его считывании с мишени передающей телевизионной трубки), или совокупность строк воспроизводимого изображения (при его синтезе на экране кинескопа), составляющая телевизионный кадр. В вешат, телевидении Т. р. имеет прямоугольную форму. Его формат (отношение ширины к высоте), как и формат кадра, обычно равен 4:3. В отсутствие видеосигнала или при постоянном его значении Т. р. на экране кинескопа воспринимается зрительно как равномерно светящийся прямоугольник.

Лит. см. при ст. Телевидение.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СИГНАЛ, видеосигнал (сигнал яркости), в к-рый введены строчные и кадровые импульсы для гашения обратного хода электронного луча в кинескопе в процессе телевизионной развёртки. Макс, размах (амплитуда) Т. с. ограничен уровнями белого и гашения. Между уровнями гашения и чёрного часто предусматривается т. н. защитный интервал. Вводом в Т. с. строчных и кадровых импульсов синхронизации развёрток кинескопа образуют т. н. полный Т. с. чёрно-белого телевидения. Синхронизирующие импульсы располагаются в области ниже уровня гашения; их размах составляет 30% от макс, размаха полного Т. с. Полный цветовой Т. с. представляет собой сигнал яркости с гасящими и всеми синхронизирующими импульсами (включая импульсы цветовой синхронизации), на к-рый наложен сигнал цветовой поднесущей (совместно с сигналом яркости он несёт информацию о передаваемом цвете). Все параметры Т. с. регламентируются телевизионным стандартом. См. также Спектр телевизионного сигнала.

Лит. см. при ст. Телевидение. H. Г. Дерюгин.

ТЕЛЕВИЗИОННЫЙ СТАНДАРТ, устанавливает требования на осн. параметры систем чёрно-белого и цветного телевиз. вещания и распространяется на вещательные телевиз. устройства. В Т. с. приводятся: параметры телевизионной развёртки (способ и число строк разложения, формат и частота кадров, частоты разложения по строкам и полям и т. д.); параметры полного телевизионного сигнала (полярность, полный размах, характеристики гасящих, синхронизирующих и уравнивающих импульсов, ширина полосы видеочастот телевиз. канала и др.); параметры радиосигналов телевиз. вещания, излучаемых передающей телевизионной станцией (способы модуляции и значения несущих частот сигналов изображения и звука, ширина полосы частот радиоканала, отношение пиковых мощностей радиопередатчиков изображения и звукового сопровождения, поляризация излучаемых электромагнитных волн и т. д.); параметры канала изображения телевиз. приёмника - телеви