БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 по сюжетному принципу ("Голубой огонёк"), познавательные передачи, состоящие из рассказов, диалогов ведущего и его собеседников, показов фрагментов научнопопулярных, документальных или художественных кинофильмов ("Очевидное-невероятное", "Клуб кинопутешествий", "Кинопанорама") и др. К подобным передачам примыкают и циклич. демонстрации кинофильмов, сопровождаемые выступлениями киноведов, создателей фильмов, зрителей. Все перечисленные формы основаны на специальной инсценировке или на аранжировке передачи ведущим, а также на использовании монтажа изобразительного и звукового материала. С использованием возможностей телевизионного показа и восприятия созданы передачи, построенные на монтаже старой кинохроники ("Летопись полувека" - 50 фильмов, поев, истории Сов. гос-ва, приуроченные к 50-летию Окт. революции 1917; "Зима и весна 1945 года", 1972). В 70-е гг. созданы циклы и серии передач, построенных по принципу творческого диалога ведущего с большой аудиторией ("От всей души", ведущая В. М. Леонтьева) и отдельными людьми ("Солдатские мемуары", автор и ведущий К. М. Симонов; цикл телефильмов "Герои пятилетки", приуроченный к 25-му съезду КПСС). Документальное телевиз. кино, во многом близкое традиц. документальному кино, в контексте телевиз. программы обретает новые психологич. и эстетич. качества. Мысль автора документального телефильма раскрывается гл. обр. рассказчиком, обращающимся как бы лично к каждому из зрителей и объединяющим впечатления каждого в одно целое.

Т. и. не только синтезирует художественно-эстетич. принципы кино, театра, лит-ры, музыки, изобразит, иск-ва, эстрады, но и располагает возможностью как репродуцирования, так и качественно нового использования готовых форм "старших" искусств в создании собственных продуктивных форм. Обладая фотографич. изобразительностью кино, позволяющей достоверно воссоздавать любые картины действительности, иск-вом монтажа, телевидение располагает и такими возможностями, как телевизионная приближенность, позволяющая зрителю наблюдать то, чего не видно на киноэкране и на театр, сцене; масштаб изображения требует иной по сравнению с кинематографом и театром манеры изложения визуального материала. Т. и., кроме того, эстетически использует ту высшую степень творческого зрительного сопереживания, к-рая возникает благодаря восприятию зрителем происходящего на телеэкране у себя дома. Т. и. привлекает особое внимание аудитории иллюзией интимного обращения непосредственно к конкретному человеку, к конкретной семье. Домашние условия просмотра определили также закономерность возникновения многосерийных форм Т. и.

Телевидение играет огромную роль в деле коммунистич. воспитания трудящихся Сов. Союза, позволяет знакомить массы зрителей с культурой братских народов СССР и народов др. стран. Одноразовый показ произв. Т. и. на основе лит. классики вызывает интерес к первоисточнику у многомиллионной аудитории. Обращение к классике обогатило сов. Т. и. уже в первые годы его существования (нач. 50-х гг.). Тогда была разработана и частично осуществлена широкая программа создания фильмовспектаклей, заснятых на плёнку по заказу телевидения и предназначенных для массового зрителя лучших работ сов. театр, коллективов: "Волки и овцы", "На всякого мудреца довольно простоты" Островского, "Горе от ума" Грибоедова, "Васса Железнова" Горького (Малый театр), "Анна Каренина" (по Л. Толстому), "Школа злословия" Шеридана (МХАТ), "Разлом" Лавренёва, "Любовь Яровая" Тренёва (Ленингр. Большой драматич. театр) и др. На этом этапе развития Т. и. фильмы-спектакли образовали первый телевиз. цикл. Сама форма фильма-спектакля впоследствии усовершенствовалась, став особым жанром Т. и.

Как самостоятельный вид иск-ва Т. и. начало складываться в сер. 50-х гг., достигнув зрелости в 60-70-е гг. За этот период определились его разнообразные виды и жанры - телефильм, телеспектакль (драматич., оперный, балетный), телеповесть, телерассказ и др. Экспериментальные съёмки телефильмов были начаты Центр, телевидением в 50-е гг. ("Два брата с Арбата", 1953, реж. А. Зак; "Жилец" и "Толстый и тонкий" по Чехову, 1956, реж. С. П. Алексеев). В это же время возник и сов. телевиз. театр ("Машенька" по Афиногенову и "Семья Линден" по Пристли, реж. М. Ф. Романов). По произв. рус. и зарубежной классики были поставлены телефильмы и телеспектакли -"Борис Годунов" (1971, по Пушкину), "Что делать?" (1971, по Чернышевскому), Пушкиниана - к 175-летию со дня рождения поэта - "Домик в Коломне", "Анджело", "Моцарт и Сальери" и др. (1973-74), "Моя жизнь" (1972, по Чехову), "Страницы журнала Печорина" (1975, по Лермонтову), "Первая любовь" (1969), "Два приятеля" (1975) и "Фантазия" (1976, по мотивам повести "Вешние воды") - по Тургеневу, "Портрет Дориана Грея" (1968, по Уайльду); по произв. сов. авторов - "Строговы" и "Сибирь" (1976, по Г. Маркову), "Фиалка" (1976, по Катаеву) и др. Сопереживание, тесный контакт между зрителем-слушателем и исполнителями позволили реализовать в рамках Т. и идею "театра одного актёра", детально разработанную ещё в 30-е гг. В. H. Яхонтовым. Сов. Т. и. создало выдающиеся образцы телевиз. поэтич. театра, специфически телевиз. формы исполнения одним артистом многопланового произв. или цикла произв.: Б. А. Бабочкин в "Скучной истории" (1969, по Чехову), И. В. Ильинский в циклах рассказов Чехова и Зощенко (1970-75) и др. С особой полнотой на телевидении раскрылось мастерство И. Л. Андроникова.

При всём многообразии Т. и. именно циклич. и серийные формы стали одной из важнейших характерных сторон этого иск-ва как в СССР, так и за рубежом. Серийные и циклич. формы Т. и. восходят к самым разнообразным художеств, формам прошлого - к повествованиям, составленным из самостоят, новелл, объединённых внешним сюжетом или личностью рассказчика (напр., "Тысяча и одна ночь"; "Декамерон" Дж. Боккаччо), к исканиям театра 19 - нач. 20 вв. (напр., к опыту Р. Вагнера) и тем явлениям художеств, культуры, к-рые были порождены ранними стадиями развития средств массовой коммуникации (прежде всего роману-фельетону, печатавшемуся из номера в номер в газетах, и роману в выпусках). Связанные с общим процессом демократизации художеств, культуры, эти формы использовались, с одной стороны, для политич., нравственного и эстетич. просвещения масс, с др. стороны, в бурж. обществе они стали одним из осн. элементов "массовой культуры" (комиксы, детективные серии о сыщиках Нате Пинкертоне, Нике Картере, циклы фильмов о Тарзане, Фантомасе и т. п.).

В СССР первые циклич. и серийные формы возникли уже в сер. 50-х гг.: программы с ярко выраженным импровизац. началом -"Весёлая викторина", "Вечер весёлых вопросов", "КВН" ("Клуб весёлых и находчивых"). В 60-70-е гг. традиции этих передач были продолжены в программах "А ну-ка, девушки!", "Артлото", "Кабачок 13 стульев" и др. В 50-е гг. появился и детский телевиз. кукольный театр с постоянными героями, позднее кукольные телефильмы. Первый советский игровой художественный многосерийный фильм был создан в 1965 ("Вызываем огонь на себя", реж. С. H. Колосов). Затем появились телефильмы- "Операция „Трест"" (1968, по роману "Мёртвая зыбь" Л. В. Никулина), "Адъютант его превосходительства" (1970), "Тени исчезают в полдень" (1972, по роману А. С. Иванова), "Семнадцать мгновений весны" (1973, по роману Ю. С. Семёнова), "На всю оставшуюся жизнь" (1975, по роману "Спутники" В. Ф. Пановой), телеповести -"Разные люди" (1973), "Такая короткая долгая жизнь" (1975) и др. Ставились также многосерийные фильмы и спектакли для детей ("Вот моя деревня", 1974, "Кешка и его друзья", 1975, "Мальчик со шпагой", 1976, и др.).

Особое значение имеет группа многосерийных произв. Т. и., созданных в 1971-75, посвящённых человеку труда. Среди них фильмы о сов. рабочем классе ("Назначениеs>, "Инженер Прончатов",оба в 1973, "Обретёшь в бою", 1975, "Трудные этажи", 1975) и колхозной деревне ("Юркины рассветы", 1975). 6-серийный фильм "Как закалялась сталь" (1973, по роману H. А. Островского) дал новаторскую интерпретацию классич. сов. романа. Советское Т. и. располагает большой группой квалифицированных сценаристов (И. Г. Ольшанский, С. Б. Гансовский, Ю. X. Алешковский и др.; в художеств.-публицистич. формах - С. И. Жданова, В. С. Зорин, Г. Г. Радов и др.), режиссёров (С. H. Колосов, А. В. Эфрос, В. И. Усков, В. А. Краснопольский, В. С. Турбин, П. И. Фоменко, П. Р. Резников, К. П. Худяков, А. А. Белинский, В. В. Загоруйко, H. П. Мащенко, Л. А. Квинихидзе, И. В. Ильинский, Т. М. Лиознова, Б. В. Дуров, О. Э. Лебедев, И. П. Шмарук и др.), режиссёров-документалистов (Р. Л. Кармен, И. К. Беляев, В. П. Лисакович, Е. H. Андриканис и др.), актёров (М. И. Жаров, М. М. Плисецкая, И. М. Смоктуновский, А. А. Попов, Л. С. Броневой, Л.К. Дуров, В. И. Гафт, А. И. Дмитриева, О. И. Даль, А. А. Миронов, В. В. Тихонов, Р. Я. Плятт, Ю. М. Соломин, М. Б. Терехова, А. Д. Грачёв, Ю. И. Каюров, Г. И. Яцкина, Г. А. Фролов, H. H. Волков, С. Ю. Юрский, А. С. Демьяненко, В. Д. Сафонов, В. Я. Самойлов, О. П. Табаков, М. М. Козаков, Т. В. Доронина, А. Б. Фрейндлих, Л. М. Гурченко, И. О. Горбачёв, А. Б. Джигарханян, Е. А. Лебедев и др.).

Произв. Т. и. создаются в Москве Центральным телевидением, киностудиями "Мосфильм" и и