БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431теоретич. работ, в к-рых критиковал взгляды "легальных марксистов", бурж. националистов, меньшевиков; один из первых груз, литературоведов-марксистов.
[2843-1.jpg]




ЧАВЧАВАДЗЕ Александр Гарсеванович [1786, Петербург,-6(18)
ЧАВЧАВАДЗЕ Александр Гарсеванович [1786, Петербург,-6(18). И. 1846, Тбилиси], грузинский поэт, обществ, деятель; князь. Родился в семье известного поли-тич. деятеля. Учился в частном пансионе в Петербурге (1795-99). В 1809 окончил петерб. Пажеский корпус. Участвовал в заграничных походах 1813-14. С 1814 занимал в Грузии крупные воен.-адм. должности. В его доме собирались представители прогрессивной общественности, бывал А. С. Грибоедов, к-рый женился на дочери поэта Нине. В 1832 участвовал в дворянском заговоре, ставившем целью отторжение Грузии от России и осуществление нек-рых социальных реформ. Был сослан в Тамбов. Вернулся в Грузию в 1834. В 1841 получил чин генерал-лейтенанта, после 1843 занялся лит. и обществ, деятельностью. Ч.- родоначальник груз, романтизма. В выборе образов, поэтике, подчёркнутой чувственности лирики Ч. сказывается дань восточной поэтич. традиции. Отчётливый отпечаток оставил в поэзии Ч. тбилисский гор. фольклор. Ч. замечал приметы нового века и чутко отзывался на боль и чаяния народа. Безрадостной современности поэт противопоставлял величеств, прошлое его родины и её светлое будущее. Творчество Ч. во многом определило судьбы груз, поэзии, особенно до 60-х гг. 19 в. Его произв. переведены на мн. языки мира. Переводчик рус. и зап.-европ. классики. В с. Цинандали открыт Дом-музей Ч. (1947).
[2843-3.jpg]

ЧАВЧАВАДЗЕ Илья Григорьевич [27. 10(8.11).1837, Кварели, - 30.8(12.9). 1907], грузинский писатель и обществ, деятель. Род. в княжеской семье. В 1857 поступил в Петерб. ун-т. В 1861 вернулся на родину, где встал во главе революц.-демократич. направления груз, лит-ры. Один из организаторов движения "Терг-далеулеби". С 1864 Ч. сочетает лит. деятельность со службой в гос. и обществ, учреждениях. Он состоял чл. комиссии, к-рая занималась урегулированием отношений между дворянством и крестьянами в связи с реформой 1861; служил мировым посредником, судьёй. Мн. годы был пред. Об-ва по распространению грамотности среди грузин. С 1877 по 1902 под ред. Ч. выходила газ. "Иверия" В 1879 был пред, правления груз, дра-матич. об-ва. В 1906 Ч. избрали чл. Гос. совета, нек-рое время он жил в Петербурге. В Гос. совете он примыкал к т. н. академической группе, в к-рую входили гл. обр. прогрессивные бурж. деятели. Ч. считал своим долгом защиту интересов Грузии и её народа. Противник самодер-жавно-крепостнич. строя, виднейший представитель нац.-освободит, движения Грузии, Ч. постоянно находился под наблюдением полиции. Многие его произв. были запрещены цензурой. Убит наёмниками царской охранки на пути из Тбилиси в Сагурамо.

Ч. рассматривал лит-ру как одну из форм познания действительности. Он полностью разделял эстетич. воззрения революц. демократов, считая, что иск-во вообще, а лит-pa в частности, отражая действительность, подчиняются в своём развитии тем же законам. Изучение жизни Ч. считал основополагающим моментом процесса художеств, творчества. Решительный противник теории чискусства для искусства", Ч. требовал от искусства обществ, значимости, идейности, активного участия в борьбе за социальный прогресс. Его взгляды, оказавшие серьёзное воздействие на деятельность груз, шестидесятников, выражены в "Записках проезжего" (1861).

Ч.-писатель чутко откликался на явления совр. действительности; он обличал в своих произв. крепостнич. порядки и широко отразил процесс разложения феод, уклада. Поэмы "Видение" (1859), "Несколько картин, или Случай из жизни разбойника" (I860), повесть "Рассказ нищего" (1859-62) показывают бесправие трудового народа, сословно-классо-вые противоречия в груз, обществе. Ч. твёрдо верил, что будущее принадлежит трудящимся. Он понимал, что противоречия, существующие в крепостнич. обществе, невозможно устранить в рамках этого общества, и, не будучи сторонником уничтожения этих противоречий последовательно революц. путём, тем не менее ощущал неизбежность ликвидации крепостнич. отношений. Сатирич. обличение помещичьего быта в повести "Человек ли он?" (1859-63) вызвало негодование груз, дворянства. Ч. поднимал в своих произв. большие обществ.-историч. проблемы. В 1887 он закончил повесть "Ота-рова вдова", в к-рой осветил взаимоотношения между крестьянами и помещиками после отмены крепостного права в Грузии. Поэзия Ч. в целом носит патриотич. гражд. характер. Многие из его лирич. стихотворений, начиная с написанного в 1857 чГорам Кварельским", рисуют картины родной природы. Но и в таких произв. Ч. звучат социальные мотивы. Горячим сочувствием к доле труженика-бедняка проникнуто стих. "Мутна" (1863). В 1872 написаны стихи о Парижской Коммуне 1871. Идеей обществ, служения вдохновлена поэма "Отшельник" (1883), в к-рой Ч. философски переосмыслил нар. сюжет. Язык поэзии Ч.- живой, образный, подлинно народный. Произв. Ч. переведены на мн. языки мира. Мемориальные музеи открыты в имении поэта в Сагурамо (1951), в с. Кварели (1937), в Тбилиси (1957).
[2843-4.jpg]

ЧАВЧАВАДЗЕ Тамара Ираклиевна [16(29). 10.1900, Тбилиси,-26.4.1968, там же], грузинская советская актриса, нар. арт. Груз. ССР (1943). В 1922 ещё студенткой театр, студии А. Н. Пагавы сыграла роль Лауренсии в спектакле чФу-энте овехуна" Лопе де Бега, поставленном К. А. Марджанишвили в Театре им. Ш. Руставели. Участвовала в создании Гос. театра в Кутаиси (1928; с 1933- тбилисский Театр им. Марджанишвили), работала там до 1942, затем в Театре им. Руставели; с 1964 - в Сухумском театре. Роли: Маргарита ("Дама с камелиями" Дюма-сына), Зейнаб ("Измена" Сумбатова), Васса (чВасса Железнова" Горького), Саната ("Бахтриони" по Важа Пшавела), мадам Сан-Жен ("Мадам Сан-Жен" Сарду), Мать ("В добрый час!" Розова) и др. С 1926 снималась в кино. Награждена орденом Ленина, орденом "Знак Почёта" и медалями.
[2843-5.jpg]




2902.htm
ЧАСТОТА какого-либо события А, отношение т/п числа т появлений этого события в данной последовательности испытаний к общему числу n испытаний. Если испытания независимы и существует определённая вероятность р наступления события А в отдельном испытании, то, сколь бы мало ни было число е > О при достаточно большом т, практически несомненно, что частота m/n удовлетворяет неравенству.
[2902-1.jpg]
См. Больших чисел закон, Вероятность. Термин "Ч." к.-л. признака употребляется также в матем. статистике для обозначения числа элементов совокупности, обладающих этим признаком.

ЧАСТОТА КАДРОВ, 1) частота смены кадров при киносъёмке (или кинопроекции); то же, что скорость съёмки (кинопроекции). Стандартной скоростью съёмки и кинопроекции считается скорость 24 кадра в 1 сек', иногда 8- и 16-мм фильмы снимают и проецируют со скоростью 16 кадров в 1 сек. Если киносъёмку производить со скоростью большей (меньшей), чем скорость кинопроекции, то в процессе последней возникает эффект замедления (ускорения) движения, чем широко пользуются при съёмке всех видов фильмов (см. Высокоскоростная киносъёмка, Замедленная киносъёмка. Сверхскоростная киносъёмка, Скоростная киносъёмка). 2) Частота смены кадров на экране телевизора (для принятого в СССР телевиз. стандарта Ч. к. равна 25 гц).

ЧАСТОТА КОЛЕБАНИЙ, число полных колебаний в единицу времени. Для гармонических колебаний Ч. к. f = 1/Т, где T - период колебаний. Единица Ч. к.- одно колебание в секунду, или герц. Часто пользуются величиной ш = 2Пf, к-рая наз. циклической или круговой частотой.

ЧАСТОТА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА,временной параметр периодически (циклически) изменяющегося электрического тока, выражающийся отношением числа полных циклов изменения тока к единице времени; величина, обратная периоду изменения тока. Измеряется в герцах. Для синусоидального перем. тока используют понятие угловой частоты, связанной с Ч. э. т. соотношением ш = 2Пf (ш - угловая частота, f - Ч. э. т.). Во мн. странах мира (в т. ч. в СССР) частота пром. тока, вырабатываемого электростанциями, равна 50 гц, в США - 60 гц. В ряде стран на жел. дорогах используют ток частотой 162/з гц (для электрич. тяги), а также частотой 25 и 75 гц (в системах автоматич. блокировки, напр., в рельсовых цепях). В авиац. энергетике используют ток частотой 400 гц (в автономных системах энергопитания). В пром. и с.-х. установках в нек-рых случаях повышают рабочую частоту до 200-400 гц.

ЧАСТОТНАЯ МОДУЛЯЦИЯ, вид модуляции колебаний, при к-рой частота несущего высокочастотного колебания изменяется во времени по закону, соответствующему передаваемому сигналу. Особенность Ч. м.- высокая помехозащищённость. Ч. м. применяется для высококачественной передачи информации: в радиовещании (в диапазоне УКВ), для звукового сопровождения телевизионных программ, при тональном телеграфировании, в радиотелефонии и др.

ЧАСТОТНО-ВРЕМЕННОЕ ТЕЛЕГРАФИРОВАНИЕ, способ передачи телегр. электрич. сигналов по линиям связи, при к-ром используется комбинация частотного и временного их уплотнения (см. Линии связи уплотнение, Многоканальная связь). Предложен и технически ре