БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431: вселенские соборы (соборы представителей всех самостоятельных местных церквей) и поместные соборы (съезды представителей высшего духовенства самостоятельной местной церкви или церк. иерархов к.-л. определённой адм.-географич. области).

Догматы веры и каноны вырабатывают вселенские соборы, но в ряде случаев каноны, вошедшие в состав общецерк. законодательства, исходили от поместных соборов (правила Анкирского собора 314-315, Гангрского собора ок. 340, Лаодикейского собора 364 и некоторых др.).

В Рус. гос-ве, особенно в 15-17 вв., постоянно созывались поместные соборы (хотя формально они так не назывались); в числе важнейших - Стоглавый собор 1551 и собор 1666-67, осудивший раскол.

Вселенские соборы 4-9 вв. созывались императором Вост. Рим. империи (Византии) и проходили под председательством его или его представителя. Соборы, организовывавшиеся с 12 в. католич. церковью (к-рая продолжала называть их "вселенскими", хотя в них не участвовало православное духовенство), возглавлялись рим. папой. В силу ист. условий воздействие светских властей на Ц. с. католич. церкви менее заметно, чем на Ц. с. православной церкви.

В православной церкви собор признаётся выше патриарха, к-рый (несмотря на право председательствования, ряд привилегий и моральный авторитет) рассматривается как "первый среди равных". В католич. церкви проводится монархич. принцип: авторитет папы выше авторитета вселенских соборов. С укреплением в Европе централизованных нац. гос-в возникло в кон. 14 - нач. 15 вв. соборное движение, отстаивавшее принцип верховенства вселенских соборов над папой, но оно потерпело поражение; Три-дентский собор 1545-63, проходивший в период контрреформации, закрепил верховную власть папства в церкви. С 16 в. до 2-й пол. 19 в. папство не созывало вселенских соборов. Вновь был организован Вселенский собор католич. церкви лишь в 1869-70 (1-й Ватиканский собор). В 1962-65 имел место 2-й Ватиканский собор (см. Ватиканские соборы).

ЦЕРКОВНЫЙ БРАК, брак, заключённый в церкви по религ. обрядам. В одних странах допускается наряду с гражд. формой заключения брака (Великобритания, нек-рые штаты США), в других - является обязательной формой брака (напр., Испания, Греция). В СССР признаётся брак, заключённый только в органах записи актов гражд. состояния (загс). Религ. обряд правового значения не имеет (это правило не относится к Ц. б., совершённым до образования или восстановления сов. органов загса).

ЦЕРКОВСКИЙ (Церковски), Ц е р-ковский-Бакалов, Цанко Б а-калов (16.10.1869, Бяла-Черква, Великотырновский окр.,-2.5.1926, София), болгарский писатель, общественный деятель. Один из основателей Болг. земледельческого нар. союза (1899). Поэзия Ц. (сб-ки "Печальные часы", 1895; "Полевые песни", 1905, и др.), отмеченная влиянием социалистич. идеологии, содержит колоритные картины крест, быта и труда, мотивы протеста против существующего строя; отличается оригинальным воспроизведением ритмико-ме-лодич. особенностей болг. нар. песни. Ему принадлежат также рассказы, роман "Из глубин сердца" (1926, посмертно), пьесы, произв. для детей.

С о ч.: Овчинения, т. 1-3, София, 1947; Избрани произведения, София, 1975; в рус. пер.- [Стихи], в кн.: Болгарская поэзия, т. 1, М., 1970.

Лит.: Д и м о в Д. Р., Цанко Бакалов Церковский, София, 1968. В. Д. Андреев.

ЦЕРКОВЬ [от греч. kyriake (oikia) -божий дом], 1) особый тип религ. орг-ции, объединение последователей того или иного религ. направления на основе общности вероучения и культа; гл. отличит, признаки Ц.: наличие более или менее разработанной догматич. и культовой системы (см. Догматы, Культ); иерархич. характер, централизация управления; разделение всех, принадлежащих к Ц., на профессиональных служителей культа (духовенство) и рядовых верующих (мирян). Во всех антагонистич. социальных системах Ц. связана с господствующими классами, выполняет важные политич., правовые и идеологич. функции, поддерживая и освящая эксплуататорские отношения. В социалистич. странах Ц. осуществляет исключительно религ. функции. Религ. орг-ции, представляющие собой частные объединения верующих, имеют единственную цель - совместное отправление религ. культа; обязаны соблюдать законодательства о культах. В СССР и в большинстве других социалистич. стран Ц. отделена от гос-ва.

Ц. окончательно оформилась в эпоху феодализма. В этот период она была особенно тесно связана со всей гос. и социальной структурой, выступая,- как отмечал Ф. Энгельс, - "...в качестве наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Церк. приход был не только религиозной, но и социальной ячейкой, своего рода соседской общиной. К Ц. принадлежали все члены общества (отлучение от Ц. являлось наказанием; все, отошедшие от неё, квалифицировались как "еретики"). Для рядовых прихожан (крестьян, ремесленников) храм являлся не только местом отправления обрядов, но также политич. и обществ, центром. Принадлежность к данной Ц. в эпоху феодализма основывалась преим. не на сознательном выборе, а на семейных и нац. традициях. Ц. противостояли секты, включавшие в себя людей, отколовшихся от неё, порвавших с господствующей религией и выступавших, как правило, с позиций неприятия существующего строя (см. Сектантство). Большинство сект, в отличие от Ц., формировалось преим. на основе индивидуального сознательного вступления в них.

При капитализме положение Ц. (как и др. религ. орг-ции) существенно меняется. Ц. утрачивает свою монополию в различных областях умственной деятельности, в ряде капиталистич. стран (Франция, США и др.) отделяется от гос-ва и теряет прежние правовые функции. Возникает "религ. плюрализм", при к-ром равноправные в юридич. отношении религ. орг-ции конкурируют друг с другом; в области религии индивиду предоставляется известная свобода выбора, маскирующая связь религ. орг-ций, и в первую очередь Ц., с господствующим классом. Капиталистич. индустриализация и урбанизация меняют облик первичной церк. общины: разрыв между местом работы и местом жительства, усиление социальной и терр. мобильности населения, распространение религ. индифферентизма и свободомыслия - всё это меняет прежнюю роль прихода. Религ. группа в условиях капитализма не совпадает с к.-л. иными социальными общностями. Свою принадлежность к Ц. многие верующие воспринимают формально. Стираются различия между Ц. и сектами. Ц. фактически перестаёт включать всё население; многие секты становятся массовыми, утрачивая прежний замкнутый характер; осуждение ими существующего миропорядка зачастую сменяется полным его приятием.

Крупнейшие христ. Ц.: православная церковь (состоящая из автокефальных церквей), католическая (см. в ст. Католицизм), армянская апостольская церковь, протестантские церкви [англиканская церковь, лютеранская церковь (см. в ст. Лютеранство), кальвинистская церковь (см. в ст. Кальвинизм)]. В протестантизме мн. секты преобразовываются в Ц. (методисты, баптисты, мен-нониты).

В конфуцианстве, буддизме, иудаизме такой чётко выраженной корпоративной централизованной церк. орг-ции, как в христианстве, не сложилось (хотя и существует в нек-рых из них иерархия духовенства), ибо эти религии в первую очередь декларируют тождественность гражд. и религ. общин, принципиально отвергая саму идею их раздельного существования (а значит, и автономного религ. коллектива в лице Ц.).

Д. М. Угринович.

2) Здание для богослужений в христианской религии. На протяжении многовековой истории христианства у различных народов сложились разнообразные типы Ц., состоящих, как минимум, из алтарной части (см. Алтарь), ориентированной на В., и примыкающего к ней помещения для молящихся. Чаще Ц.-комплекс из мн. взаимосвязанных частей (см. Капелла, Крипта, Придел, Трапезная). Гл. христ. Ц. города или монастыря наз. собором. Лютеранские Ц. обычно наз. кирками цли кирхами, польск. католич. Ц. - костёлами.

ЦЕРКОСПОРОЗЫ, болезни растений, вызываемые грибами рода Cercospora. Возбудители Ц. распространяются во время вегетации; зимуют в заражённых растит, остатках в виде скопления утолщённых гиф на поверхности или в верх, слоях почвы. Наиболее вредоносны и распространены Ц. свёклы, картофеля, плодовых культур, винограда. На листьях, черешках и стеблях свёклы и картофеля образуются округлые или удлинённые пятна пепельного цвета с бурой или красной каймой. У картофеля больные листья покрыты серо-лиловатым налётом, нередко засыхают. Из-за отмирания поражённых частей листьев снижается урожай корнеплодов и сахаристость свёклы, а также урожай и крахмалистость клубней картофеля. Болезнь распространена в р-нах возделывания свёклы, иногда сильно поражает картофель в зап. р-нах Нечернозёмной зоны СССР. М е-ры борьбы: очистка поля после уборки свёклы и картофеля; изоляция посевов свёклы 1-го года жизни от высадок семенных растений; подкормка фосфорно-калийными удобрениями; 2-3-кратное опрыскивание 1%-ной бордоской жидкостью или её заменителями. У плодовых культур на листьях образуются пятна разнообразных размеров, формы и окраски со спороношениями гриба. У винограда поражё