БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 преступлениях и проступках как духовных, так и светских лиц, за к-рые могла быть назначена церковная епитимья. К юрисдикции церкви также относились дела по преступлениям и проступкам духовенства "против должности, благочиния и благоповедения".

20 янв. (2 февр.) 1918 СНК принял декрет об отделении церкви от гос-ва и школы от церкви. Внутрицерк. отношения рус. правосл. церкви регулируются "Положением об управлении русской православной церковью", принятым на поместном соборе 1945.

П. С. Грацианский.

ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКИЕ ШКОЛЫ, начальные школы в дореволюц. России, существовавшие при церк. приходах. Преследовали в основном церк. цели, наставляли юношество в вере. После школьной реформы 1804 (см. Начальная школа) в нек-рых городах и селениях стали создаваться приходские училища. Сеть школ, находившихся в ведении Синода, в 1-й пол. 19 в. продолжала развиваться. В сер. 60-х гг. насчитывалось 21420 Ц.-п. ш. с 412 тыс. учащихся.

После земской реформы 1864 царское пр-во, обеспокоенное ростом земских школ, с началом "контрреформ" 80 -90-х гг. стало оказывать Ц.-п. щ. особое покровительство. В 1884 появились "Правила о церковно-приходских школах", согласно к-рым создавались как одноклассные (2-годичные), так и двухклассные (4-годичные) Ц.-п. ш. В нач. 20 в. они стали соответственно 3-и 5-годичными. В одноклассных Ц.-п. ш. преподавались закон божий, церк. пение, чтение церк. и гражд. печати, письмо, арифметика, в двухклассных, кроме того, давались сведения из истории. Материал для чтения был религиозно-монар-хич. содержания. Управлял Ц.-п. ш. училищный совет Синода через епархиальные училищные советы. Обучение вели священники, дьяконы и дьячки, учителя и учительницы, окончившие гл. обр. церковно-учительские школы и епархиальные училища.

С 1885 по 1902 ассигнования на Ц.-п. ш. возросли с 55 тыс. до 10,3 млн. руб. (на все др. нач. школы в 1902 отпущено 5 млн.), число их увеличилось с 5517 в 1885 до 42 696 в 1905 (46,5% всех нач. школ) и затем стало уменьшаться. В 1915 числилось 40 530 Ц.-п. ш. (32,8%). После Окт. социалистич. революции Ц.-п. ш. были упразднены в связи с закрытием всех религ. школ и созданием единой гос. социалистич. школы.

Лит.: Чехов Н. В., Народное образование в России с 60-х гг. XIX в., М., [1912]; Константинов Н. А., Струминский В. Я., Очерки по истории начального образования в России, 2 изд., М., 1953, с. 84-153, 165-93. В. Г. Фуров.

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНИЗМЫ, употребляющиеся в рус. яз. грамматич. формы, слова и выражения, заимствованные из церковнославянского языка или искусственно созданные по их образцу; см. Славянизмы, Старославянизмы.

ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК, древнеслав. лит. язык 11-18 вв. По своему происхождению это старославянский язык (к-рый наз. также древнецер-ковнославянским), подвергшийся влиянию живых языков народов, у к-рых он был распространён. Различают местные разновидности Ц. я., или изводы, редакции: восточнослав., болгаро-макед., серб., хорв. глаголич., чеш., рум. Нормы Ц. я. изменялись с постепенным передвижением центров древнеслав. книжности с Ю. слав, мира на В., под влиянием живых нар. языков, в зависимости от тенденций к унификации Ц. я. и восстановлению древних норм, что было связано с деятельностью различных книжных школ. Так, после нек-рой децентрализации и ослабления строгости норм Ц. я. (12-13 вв.) наступает эпоха унификации и восстановления древних норм (14-15 вв.) в результате деятельности тырнов-ской школы в Болгарии, ресавской школы в Сербии и связанного с этой деятельностью второго южнослав. влияния на Руси. В кон. 15 - 16 вв. происходит смещение центров слав, книжности на Зап. Русь и в Москву, вызвавшее смену норм под влиянием местных народно-разг. языков. В 17 в. существовало неск. центров книжности: Вильна, Киев, Москва,- что привело к параллелизму норм. В 18 в. централизация и нормализация Ц. я. проходили на основе Ц. я., употреблявшегося в Москве. Поскольку наряду с произведениями, написанными на Ц. я., в слав, странах в разное время появляется лит-ра на основе живого нар. языка, складываются два типа древнерус., древнесерб., древнеболг. (староболг.) лит. языков. В основе одного типа лежит Ц. я., в основе другого - живой нар. язык. В разные эпохи взаимоотношения между этими типами лит. языков были различными. Если в ср. века они были сравнительно близкими, то в 17 в. имело место двуязычие. Нар. рум. язык и Ц. я., как языки разных систем, всегда были достаточно независимы друг от друга. Ц. я. постепенно уступал лит. языку на народно-разг. основе одну сферу распространения за другой и, наконец, в 18 в. вышел из письм. употребления. Сохраняется как культовый язык правосл. церкви. В лингвистич. лит-ре вместо терминов "старославянский" и "Ц. я." становится всё более употребительным термин "древнеслав. лит. язык", к-рым обозначается единый лит. язык юж. славян (9-18 вв.), вост. славян (10-18 вв.), мораван (чехов) (9-11 вв.) и ьлахо-молдаван (14-18 вв.).

Лит.: Б у л и ч С., Церковнославянские элементы в современном литературном и народном русском языке, ч. 1, СПБ, 1893; Виноградов В. В., Очерки по истории русского литературного языка XVII-XIX вв., 2 изд., М., 1938; Толстой Н. И., К вопросу о древнеславянском язы"-ке как общем литературном языке южных и восточных славян, "Вопросы языкознания", 1961, № 1; [Доклады, прочитанные на заседании Комиссии по составлению словаря общеславянского литературного (церковнославянского) языка в апреле 1966 г.], там же, 1966, № 5; Копыле н-ко М. М., Как следует называть язык древнейших памятников славянской пись-менности?, "Советское славяноведение", 1966, №1; Успенский Б. А., Архаическая система церковнославянского произношения, М., 1968; Ф и л и н Ф. П., О генетическом и функциональном статусе современного русского литературного языка, "Вопросы языкознания", 1977, Jsfe 4.

Л. Л. Касаткин.

ЦЕРКОВНО-УЧИТЕЛЬСКИЕ ШКОЛЫ, педагогические учебные заведения (мужские и женские) в дореволюц. России для подготовки учителей церковноприходских школ. Существовали со 2-й пол. 19 в., находились в ведении Синода. Имели 3-годичный срок обучения и фактически давали лишь повышенное начальное образование. С кон. 19 в. в Ц.-у. ш. принимались окончившие второклассные учительские школы. Предметами изучения были закон божий, церковные история, пение и музыка, церк.-слав. яз., рус. яз., лит-pa, арифметика с основами геометрии и землемерия, география, черчение и рисование, рукоделие (в жен. школах), педагогика. Пед. практику уч-ся проходили в двухклассных церковно-приходских школах при Ц.-у. ш.

ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЙСТВА, театрализованные обряды рус. правосл. церкви. Первое упоминание относится к 16 в. Известны Ц. д. пасхального ("Шествие на осляти", "Омовение ног") и рождественского ("Пещное действо") циклов. Обряд чШествие на осляти", исполнявшийся в понедельник на страстной неделе, иллюстрировал евангельский рассказ о въезде Иисуса Христа в Иерусалим (торжеств, шествие патриарха на коне и царя, державшего под уздцы его коня, через Красную площадь к Успенскому собору; в свите шли духовенство, царская охрана, знатные люди). В четверг воспроизводилась сцена "Омовения ног" из "Тайной вечери" (архиерей, исполнявший роль Христа, омывал ноги священникам, изображавшим учеников Христа).

Наиболее театрализованным было "Пещное действо", разыгрывавшееся 17 дек. в Москве в Успенском соборе. Оно представляло собой инсценировку библейского рассказа о трёх отроках, отказавшихся поклониться идолам вавилонского царя Навуходоносора II и за это ввергнутых в горящую печь, откуда их спасал ангел, посланный богом. В ролях халдеев (воинов) выступали обычно скоморохи. Бытовые жанровые диалоги произносились не на церковнославянском, а на рус. разговорном языке.

Лит.: Всеволодский - Герн-гросс В., Русский театр. От истоков до середины XVIII в., М., 1957, с. 37-42; Асеев Б. Н., Русский драматический театр XVII - XVIII веков, М., 1958, с. 30-32.

ЦЕРКОВНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, категория феодально-зависимых крестьян в России 11-18 вв., принадлежавших рус. церкви. В более узком смысле это - зависимое сел. население во владениях соборов и гор. приходских церквей. Ц. к. в 15-18 вв. владели патриаршая (с 1589), митрополичья, архиепископские и епископские кафедры, а также крупнейшие монастыри, у к-рых в 16-17 вв. было не менее 4/з всех частновладельческих крестьян в стране (см. Монастырские крестьяне). Значит, собственниками Ц. к. в 15-18 вв. были гл. храмы Москвы, Владимира и нек-рых др. городов. Сел. приходские церкви обычно не имели Ц. к., но в 17 в. известны т. н. церковные бобыли, платившие бобыльский оброк в пользу причта церкви. В сев. р-нах в 16-17 вв. во владениях приходских церквей эксплуатировались половники. В результате секуляризации 1764 Ц. к. вошли в состав экономических крестьян.

ЦЕРКОВНЫЕ ЛАДЫ, см. Средневековые лады.

ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ, съезды высшего духовенства христ. церкви для решения вопросов вероучения, управления, дисциплины, для избрания высших иерархов, их смещения или суда над ними (особеннъ для осуждения ересей). Первые Ц. с. (собрания епископов отд. митрополий) относятся к сер. 3 в. С 4 в. Ц. с. разделяются на 2 гл. категории