БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431руз. с.-д. в Междунар. социали-стич. бюро и чл. Исполкома 2-го Интернационала.

ЦЕРЕУС (Cereus), род растений сем. кактусовых. Древовидные, кустарниковид-ные (реже стелющиеся) растения вые. от 1,7 до 20 м, диам. от 7 до 40 см. Стебли б. ч. с крупными рёбрами, на к-рых расположены пучки колючек дл. до 20 см. Цветки большие, одиночные, воронко-видные, белые, реже розовые или красные; раскрываются ночью. Цветочная трубка длинная, с многочисленными чешуйками. После цветения околоцветник опадает, а на завязи долгое время сохраняется столбик. Плоды ягодообразные, красные или жёлтые, у нек-рых видов съедобные. Ц.- один из первых кактусов, к-рые стали известны европейцам (его изображение приводится в травнике Та-бернемонтануса в 1588). Род Ц. в результате новейших исследований разделён на неск. родов. Собственно род Ц. включает ок. 40 видов, распространённых на Больших и Малых Антильских о-вах, в Центр, и Юж. Америке. Ц. растут в саваннах, по песчаным мор. побережьям, по опушкам лесов, в каменистых пустынях. Встречаются т. н. монстрозные (букв, уродливые - гребенчатые и скалистые) формы. Разводят Ц. как декоративные растения, а на родине лёгкую древесину Ц. используют на топливо. В комнатной культуре встречается монстрозная форма Ц. перуанского (С. peruvianus f. monstrosus). Размножают Ц. семенами и черенками. Р. А. Удалова.

ЦЕРИАНТАРИИ (Ceriantharia), отряд морских беспозвоночных животных класса коралловых полипов. Одиночные полипы, зарывающиеся в ил, из к-рого виден лишь ярко окрашенный ротовой конец их тела с многими, способными сильно вытягиваться щупальцами. Тело без скелета, цилиндрическое, заключено в защитный футляр, или трубку, из затвердевшей слизи. Дл. тела от 2 до 70 см. Мезентериаль-ные перегородки гастральной полости развиваются в единственной зоне роста близ одной из узких сторон сплющенной с боков глотки; расположены попарно (признак билатерального строения). Питаются Ц. различными мелкими животными, к-рых захватывают щупальцами с поверхности дна. Известно ок. 50 видов Ц., преим. в тропич. морях.

Цериантария (Сеrianthus solitaris) в трубке.

Лит.: Беклемишев В. Н., Основы сравнительной анатомии беспозвоночных, 3 изд., т. 1, М., 1964; Жизнь животных, т. 1, М., 1968. А. В. Иванов.

ЦЕРИЙ (лат. Cerium), Се, хим. элемент, ат. н. 58, ат. м. 140,12; редкоземельный металл, относится к лантаноидам.

ЦЕРИМЕТРИЯ (от церий и ...метрия), титриметрич. метод определения восстановителей, осн. на применении стандартных растворов соединений Се (IV), напр. (NН4)2[Се(SО4)3]. Анализ проводят в кислой среде. Конечную точку титрования устанавливают визуально с помощью хим. индикаторов, потенциометрически и др. методами.

Ц. используется для определения, напр., Sb (III), As (III), Fe (II), Mo (V), азотсодержащих (гидроксиламин, нитриты), фосфорсодержащих (гипофосфи-ты, фосфиты) соединений, щавелевой к-ты, гидрохинона, оксикислот. Ц. имеет ряд преимуществ перед др. методами, напр, перед перманганатометрией: растворы Се (IV) устойчивы, титрованию не мешают хлорид-ионы и др.

Лит.: Объемный анализ, т. 3, М., 1961, с. 145-202. А.И.Бусев.

ЦЕРКАРИЙ, церкария, личиночная стадия развития паразитич. червей класса дигенетических сосальщиков, или трематод. Дл. 0,3-1 мм. Тело снабжено двумя присосками - ротовой и брюшной. Имеются вилообразно разветвлённый кишечник, нервная система, иногда глазки, головные железы, хорошо развиты протонефридии. Характерно развитие хвоста, к-рый иногда может быть раздвоен (у фуркоцеркарий) или снабжён боковыми придатками. Ц. развиваются внутри предыдущей стадии жизненного цикла (спороцисты или редии) в результате партеногенеза, покидают тело первого промежуточного хозяина (моллюска) и с помощью хвоста плавают в воде, затем активно внедряются в тело второго промежуточного хозяина (беспозвоночного или, часто, рыбы) и превращаются в метацеркариев. У печёночной двуустки нет второго промежуточного хозяина, и Ц. инцистируется на прибрежной растительности, превращаясь в след, личиночную стадию - адолескарий.

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА, музыка, звучащая во время церковного (христианского) богослужения. Разновидность ре-лиг, (духовной) музыки, с древнейших времён известной у всех народов мира; последняя включает и произв., исполняемые вне церкви - в быту, в концертах. Эмоциональное воздействие муз. иск-ва использовалось церковью для привлечения людей в храмы, для насаждения религ. идей и представлений. В каждой церкви - православной, католической, протестантской и др.- сложились свои принципы муз. оформления богослужения; существенные различия обнаруживает и Ц. м. различных местных ветвей одной и той же церкви (напр., рус., болг., серб., груз., греч. и др. православных церквей).

Католич. Ц. м. основывается на григорианском хорале. Все католич. песнопения исполняются на лат. языке (лишь в 60-х гг. 20 в. было допущено пение в церкви и на родных языках); они многоголосны и поются а капелла или в сопровождении органа, оркестра. Важнейшие формы католич. Ц. м.- месса, реквием, мотет, псалмы, магнификат, тедеум, стабат матер.

Осн. форма лютеранской Ц. м.- протестантский хорал, к-рый поётся и церк. хором, и самими верующими на родном языке в сопровождении органа и др. муз. инструментов. Наиболее распространены формы лютеранской Ц. м.: "Страсти", духовная оратория, церк. кантата, мотет, псалм, духовная песня. Гл. вид др.-рус. Ц. м.- знаменный распев (см. также Глас, Осмогласие, Строчное пение, Демественное пение, Крюки). Пение вначале было одноголосным, с 16 в. становится многоголосным (см. Партесное пение). Песнопения исполняются на церковнослав. языке без инструм. сопровождения во время обедни (литургии), всенощной, венчания, молебна, панихиды и др. Праздничная литургия иногда завершается духовным концертом.

В течение длит, времени Ц. м. у мн. народов была единств, видом проф. музыки; она развивалась, испытывая постоянное влияние нар. музыки, а впоследствии и светской. Так, уже в 15-16 вв. во мн. католич. духовных сочинениях Я. Обрехта, Г. Дюфаи, Жоскена Депре и др. композиторов использовались напевы бытовых нар. песен. В жанрах Ц. м. были созданы величайшие творения -"Страсти по Матфею" и месса си минор И. С. Баха, реквием Моцарта, "Торжественная месса" Бетховена и др.

Лит.: Разумовский Д., Церковное пение в России, в. 1-3, М., 1867-69; Р о-зеншильд К., Музыкальное искусство и религия, М., 1964; Успенский Н., Древнерусское певческое искусство, 2 изд., М., 1971; Weinmann К., Geschichte der Kirchenmusik..., Munch., 1925; Douglas W., Church music in history and practice, L.. 1963.

ЦЕРКОВНАЯ ОБЛАСТЬ, то же, что Папская область.

"ЦЕРКОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ СОЮЗ", "Церковное возрождение", одна из осн. групп обновленческого течения (см. Обновленцы), сложившегося в рус. православной церкви после Окт. революции 1917. "Союз" создан в 1922. Его члены ставили целью "обновление" церкви, т. е. приспособление её к изменившимся политич. условиям, выступали за лояльное отношение к Сов. власти. Прекратил существование вместе со всем обновленчеством после Вел. Отечеств, войны 1941-45.

ЦЕРКОВНОЕ ПРАВО, совокупность санкционированных или установленных гос-вом правил, регулирующих внутр. организацию церкви и взаимоотношения между церковными орг-циями, верующими и гос-вом. В странах, где церковь отделена от гос-ва, Ц. п. отсутствует, а правила внутрицерк. отношений не имеют правового характера (см. Отделение церкви от государства).

Ц. п. не совпадает с каноническим правом. Ц. п. конкретной страны может содержать ряд санкционированных гос-вом канонич. норм, но, наряду с ними, содержит нормы и иного происхождения. В дореволюц. России Ц. п. закрепляло господствующее положение рус. правосл. церкви. Только она имела узаконенное право пропаганды вероучения, дети от смешанных браков православных и неправославных должны были быть крещёны и воспитаны в правосл. вере (кроме Финляндии), в ряде случаев "совращение православного в иное христианское вероучение" считалось уголовным преступлением и т. д. Осн. источниками Ц. п. были ^Регламент, или Устав духовной коллегии (1721), Устав духовных консисторий (1841, пересмотр, в 1883), имп. указы, "высочайше утверждённые" "мнения" Гос. совета, положения, правила, инструкции и указы Синода. Вопросы Ц. п., относящиеся к др. вероучениям, были урегулированы гл. обр. в уставах духовных дел иностр. исповеданий, включённых в т. 11, ч. I Свода законов Российской империи. Важную часть Ц. п. составляли нормы, связанные с ин-том брака. Эти вопросы решались канонич. нормами той церкви, к к-рой принадлежали брачащиеся, с подчинением этих норм общим постановлениям рус. законодательства относительно возраста, степени родства и т. д. Аналогично регламентировались вопросы развода. На признанные в России церкви возлагалась регистрация рождений и смертей.

Вплоть до Окт. революции церк. орг-ции обладали собственной юрисдикцией как в области семейных отношений, так и по нек-рым иным категориям дел. Так, рус. правосл. церкви принадлежало право рассматривать споры между правосл. духовенством по поводу права владения церковным имуществом, а также уголовные дела о