БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431Затем МЦМ (без фиксирования) засвечивают и с помощью цветного проявления из остаточного галогенида серебра получают (во всех эмульсионных слоях) частичные позитивные изображения, состоящие из смеси металлич. серебра с органич. красителем соответствующего цвета. После отбеливания (красной кровяной солью и бромидом калия) металлич. серебра (в т. ч. ранее проявленного и серебра фильтрового и противоореоль-ного слоев), фиксирования, промывки и сушки и эмульсионных слоях остаются чисто красочные изображения - частичные одноцветные позитивы, в совокупности образующие требуемые цвета на всех участках МЦМ.

В нек-рых способах прямой позитивной Ц. ф. (напр., в вышеупомянутом процессе на МЦМ фирмы "Истмен Кодак") цветные компоненты вводят не в эмульсионные слои МЦМ, а в состав проявителей. Получаемые этими способами изображения отличаются высоким качеством цветовоспроизведения, однако вследствие большой сложности обработки МЦМ, включающей, напр., раздельное (для каждого слоя) засвечивание и цветное проявление, они не получили широкого распространения.

При негативно-позитивном способе Ц. ф. на МЦМ (впервые осуществлённом фирмой "Агфа" в 1939) проявление экспонированного фотоматериала уже на первой стадии является цветным, а не чёрно-белым, и приводит к образованию 3 цветоделённых негативных изображений, состоящих из жёлтого, пурпурного и голубого красителей. Однако, поскольку в каждом слое негатива все цвета объекта съёмки заменены на дополнительные, результирующее изображение также окрашено в дополнит, цвета, напр, зелёный лес на МЦМ-негативе выглядит пурпурным, голубое небо -жёлтым и т. д. Позитивное изображение получают печатанием на светочувствит. материале, строение к-рого сходно со строением МЦМ-негатива, поэтому все цвета на позитиве приобретают нормальный вид.

МЦМ-негативы широко используют также в различных способах цветной печати для получения 3 цветоделённых физических (объёмных) изображений (матриц). Последние окрашивают (пигментируют) в соответствующие цвета и затем поочерёдно переносят краситель (пигмент) на одну подложку (подробнее смотри в ст. Гидротипия, Литография).

В 60-е гг. появились (фирма "Сиба-Гейги", Швейцария) МЦМ, предназначенные для получения копий с МЦМ-по-зитивов. В светочувствит. слои этих фотоматериалов заранее введены соответствующие красители (жёлтый, пурпурный и голубой), к-рые по хим. природе являются азокрасителями, т. е. отличаются от красителей, образующихся из цветных компонент. При печатании, напр, с цветных "слайдов", в каждом слое МЦМ возникают скрытые фотографич. изображения, а после чёрно-белого проявления -цветоделённые негативы, состоящие из металлич. серебра. При последующем отбеливании этого серебра (переводом в кислой среде в галогенид) красители разрушаются, превращаясь в бесцветные аминосоединения, а остаточные количества красителей образуют в каждом слое соответствующие частичные позитивные изображения:
[2833-1.jpg]

Схема этого позитивно-позитивного процесса представлена на вклейке (стр. 464). В 60-е гг. был также осуществлён (фирма "Поляроид", США) цветной вариант чёрно-белого процесса с диффузионным переносом изображения (см. Фотография), в результате к-рого получают единств, цветной позитив на бумаге (т. н. "моментальная" съёмка). Процесс основан на трёхзональном цветоделении с помощью МЦМ-плёнки, отличающейся от обычной (например, используемой в процессах с обращением) тем, что каждый из 3 основных желатиновых слоев (см. рис. 2)

Рис. 2. Схема диффузионного цветного фотографического процесса (с обращением). Штриховкой обозначены чёрно-белые цветоделённые негативные изображения, состоящие из металлического серебра.

разделён на два - верхний, светочувствительный (содержащий галогениды серебра), и нижний, окрашенный в дополнительный к цвету зональной чувствительности верхнего подслоя цвет (т. е. соответственно в жёлтый, пурпурный и голубой). Кроме того, молекула каждого красителя содержит т. н. проявляющую группировку (напр., гидрохиноновую), к-рая придаёт ему способность диффундировать (в щелочной среде) в соответствующий верхний подслой и проявлять в нём скрытое цветоделённое фотографич. изображение. Окисляясь в результате проявления, красители теряют диффундирующую способность и остаются в "своих" подслоях, в то время как остаточные (неизменённые) красители, продолжая диффундировать, достигают приёмного желатинового слоя бумаги, находящейся в контакте с МЦМ-плёнкой, и принимают участие в образовании цветного позитивного изображени" объекта съёмки в соответствии с субтрактивным принципом цветовоспроизведения.

Кроме обычной Ц. ф. (имеющей целью по возможности правильно воспроизвести все действительные цвета объекта съёмки), получило распространение (напр., при аэрофотосъёмке природных объектов и космической съёмке) фотографирование на двухслойных или трёхслойных (с включением слоя, чувствительного к инфракрасным лучам), т. н. спектро-зональных, плёнках. При съёмке на таких МЦМ регистрируются только отдельные зоны спектральной области отражения света объектом, вследствие чего цвета передаются с заведомым искажением, что позволяет более чётко выявлять малоразличимые в естественных условиях детали (подробнее см. в статьях Цветная аэрофотосъёмка, Спектрозональная фотография, Спектрозональная аэрофотосъёмка).

Особым видом Ц. ф. является липма-новская фотография (1891, Г. Липман)-своеобразный предшественник голографии.

Лит.: М е р т ц К. Л., Цветная фотография, М., 1949; Чельцов В. С., Б о н-г а р д С. А., Цветное проявление трехслойных светочувствительных материалов, М., 1958; Артюшин Л. Ф., Основы воспроизведения цвета в фотографии, кино, полиграфия, М., 1970. В. С. Чельцов.

ЦВЕТНИК, участок с посадками цветочно-декоративных растений, предназначенный для украшения садов, парков, площадок перед зданиями и т. д. Для Ц. используют декоративные летники, двулетники, многолетники (см. Декоративные растения), ковровые растения. Элементом Ц., оформленного в виде партера, является также газон, служащий фоном для цветочных растений. Подбирают растения с учётом биол. особенностей и декоративных свойств отд. видов. Для декоративности каждый Ц. стремятся создавать из небольшого количества видов, подобранных на основе гармонич. сочетания окрасок цветков, форм и размеров листьев, сроков и продолжительности цветения растений и т. д. Отцветающие растения на Ц. часто заменяют дру-тими. Форма Ц. может быть строго геометрической (квадратной, круглой, прямоугольной - в регулярном стиле; см. также Клумба) и живописной, свободной (в ландшафтном стиле). Размер, форма Ц. и набор растений должны соответствовать значению объекта, в к-ром устраивают Ц., природным условиям и рельефу местности. Нередко Ц. украшают скульптурой, фонтанами и др. малыми архитектурными формами. Высаживая на Ц. растения, цветки к-рых открываются и закрываются в определённое время суток, можно создать "цветочные часы".

ЦВЕТНОЕ ПОЛЕ, однородная цветная поверхность бумаги, картона, ткани, стекла или к.-л. др. материала, используемая при цветовых измерениях. Получают, напр., нанесением красителя на выбранный материал, фотографич. или оптич. способом, возбуждением люминофора. Прямоугольные образцы Ц. п. с известными цветами составляют цветовой атлас; визуальное определение цвета испытуемого объекта осуществляют подбором наиболее близкого к нему по цвету образца. В трёхцветных колориметрах Ц. п. представляет собой 2 равных прилегающих друг к другу полукруга; один из них имеет цвет испытуемого объекта, другой - цвет экрана, на к-ром смешиваются основные цвета прибора.

В кинотехнике и цветном телевидении Ц. п. используют для контроля точности цветопередачи; при этом Ц. п. занимает либо весь кадр, либо его часть. Точность цветопередачи обычно контролируется визуально или колориметрически. Ц. п. телевиз. кадра служит также для установки и контроля чистоты цвета свечения красного, зелёного и синего люминофоров кинескопа и цвета белого поля; Ц. п. (с известными координатами цвета) входят в состав телевиз. универсальных оптич. испытательных таблиц.

Н. Г. Дерюгин.

ЦВЕТНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ, телевидение, в к-ром осуществляется передача цветных изображений. Донося до зрителя богатство красок окружающего мира, Ц. т. позволяет сделать восприятие изображения более полным.

Принцип передачи цветных изображений в телевидении основан на теории трёхкомпонентности цветового зрения. Многообразие природных цветов можно воспроизвести оптически с помощью 3 основных цветов (см. Цветовые измерения). В соответствии с этим принципом в цветной телевизионной передающей камере с помощью 3 светофильтров -красного, зелёного и синего - создают на светочувствительных мишенях передающей телевизионной трубки 3 одноцветных оптич. изображения объекта передачи, к-рые затем преобразуют в 3 линейных видеосигнала ER, ЕG, ЕB, пропорциональных соответственно красной (R), зелёной (G)и синей (В) составляющим цвета, считываемого в процессе развёртки изображения. Для формирования телевизионного сигнала и передачи его в канал связи в системах Ц. т. применяют специальные методы кодирования цветовой информации. В цветном те