БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 и др. органоидов клетки, служат материальными носителями цитоплазматиче-ской наследственности.

X. т. н., объясняя закономерности наследования признаков у животных и растит, организмов, играет важную роль в с.-х. науке и практике. Она вооружает селекционеров методами выведения пород животных и сортов растений с заданными свойствами. Нек-рые положения X. т. н. позволяют более рационально вести с.-х. производство. Так, явление сцепленного с полом наследования ряда признаков у с.-х. животных позволило до изобретения методов искусств, регулирования пола у тутового шелкопряда выбраковывать коконы менее продуктивного пола, до разработки способа разделения цыплят по полу исследованием клоаки -отбраковывать петушков, и т. п. Важнейшее значение для повышения урожайности мн. с.-х. культур имеет использование полиплоидии. На знании закономерностей хромосомных перестроек основывается изучение наследственных заболеваний человека.

Лит.: Морган Т. Г., Структурные основы наследственности, пер. с англ., М. - П., 1924; его же, Избранные работы по генетике, пер. с англ., М. -Л., 1937; Актуальные вопросы современной генетики, М., 1966; Лобашев М. Е., Генетика, 2 изд., Л., 1967; Классики советской генетики. [Сб. ст.], Л., 1968. С. Г. Инге-Вечтомов.



2833.htm
ЦВЕТНАЯ ФОТОГРАФИЯ, раздел фотографии, объединяющий способы и процессы получения цветных фотографич. изображений. Первым (1861) указал на возможность цветовоспроизведения фотографического Дж. К. Максвелл. Исходя из трёхкомпонентной теории цветового зрения, он предложил получать тот или иной заданный цвет и, следовательно, любой многоцветный сюжет трёхзональным цветоделением (разделением излучения, отражаемого объектом съёмки, на синий, зелёный и красный диапазоны видимого спектра) и аддитивным синтезом (сложением) указанных лучей (наз. основными, или первичными) при проецировании их на экран. Так, напр., световой поток с преобладанием синих и зелёных лучей образует на экране голубой цвет, синих и красных - пурпурный, зелёных и красных -жёлтый; синие, зелёные и красные лучи равной интенсивности при смешении дают белый цвет (см. вклейку к стр. 464). Цветоделение и аддитивный синтез (по Максвеллу) осуществлялись следующим образом: с объекта съёмки делали три негатива на чёрно-белом фотоматериале экспонированием через синий, зелёный и красный светофильтры; с 3 цветоделённых негативов печатали на прозрачной основе чёрно-белые позитивы; пропусканием через позитивы лучей того же цвета, что и применявшиеся при съёмке светофильтры, проецировали на экран три частичных (одноцветных) изображения, совмещением к-рых по контуру получали цветное изображение объекта съёмки. Аддитивные процессы Ц. ф. нашли нек-рое применение, напр, в первых вариантах цветного кино. Однако из-за громоздкости съёмочных и проекционных камер и сложности совмещения частичных изображений по контуру они, за исключением т. н. растровых способов, постепенно утратили практич. значение. В последних преим. применялись растры из окрашенных в синий, зелёный и красный цвета зёрен крахмала, частичек смол или др. веществ (диаметром ок. 0,01 мм), к-рые располагались между стеклом или плёнкой и светочувствит. слоем. При съёмке (со стороны стекла) окрашенные элементы растра служили цветоделящими микросветофильтрами, а в позитивном изображении, полученном путём обращения, -элементами цветовоспроизведения. Первые растровые фотоматериалы, т. н. автохромные пластинки, были выпущены в 1907 фирмой "Люмьер" (Франция); однако вследствие плохой их разрешающей способности, недостаточной яркости изображений и больших технич. трудностей при копировании растровая Ц. ф. уже в 30-е гг. уступила место методам, основанным на т. н. субтрактивном принципе синтеза цвета. В этих методах используется тот же, что и в аддитивных процессах, принцип трёхзонального цветоделения, а цветовоспроизведение осуществляется вычитанием (субтракцией) из белого света осн. цветов. Последнее достигается обычно смешением на белой или прозрачной основе различных количеств красителей, цвета к-рых являются дополнительными к основным - соответственно жёлтого, пурпурного, голубого. Так, смешением пурпурного и голубого красителей получают синий цвет (пурпурный из белого цвета вычитает зелёный цвет, а голубой - красный), жёлтого и пурпурного красителей - красный цвет, голубого и жёлтого - зелёный; смешением равных количеств всех 3 красителей получают чёрный цвет (см. вклейку к стр. 464). Впервые (1868-69) субтрактивный синтез цвета осуществил франц. изобретатель Л. Дюко дю Орон, получивший цветное изображение по т. н. пигментному способу печати (см. Пигментная бумага). В этом, как и в др. ранних субтрактивных способах (карбро-процесс, пинатипия, колорстил, хроматон), с 3 цветоделённых негативов, полученных экспонированием через синий, зелёный и красный светофильтры, печатали частичные позитивные изображения, окрашивали (пигментировали) их соответственно в жёлтый, пурпурный и голубой цвета и совмещением позитивов по контурам получали цветное изображение объекта съёмки.

Наибольшее распространение в совр. любительской и профессиональной кино-и фотосъёмке и цветной печати получили субтрактивные процессы на многослойных цветофотографических материалах (МЦМ); первые МЦМ были выпущены в 1935 амер. фирмой "Истмен Кодак" и в 1938 герм, фирмой "Агфа" и обрабатывались методом обращения. Цветоделение в МЦМ достигается путём избирательного поглощения осн. цветов 3 гало-геносеребряными светочувствит. слоями, размещёнными на единой основе (см. рис. 1), а цветное изображение образуется

Рис. 1. Схема строения многослойного цветофотографического материала (плёнки, бумаги); AgX - галогенид серебра.

органич. красителями в результате т. н. цветного проявления, основы к-рого были заложены нем. химиками Б. Гомолька (в 1907) и Р. Фишером (в 1912). Цветоделение в МЦМ осуществляется благодаря тому, что верхний слой фотоэмульсии не содержит сенсибилизаторов и поэтому чувствителен только к лучам синей трети видимого спектра (см. Сенсибилизация оптическая), средний слой оптически сенсибилизирован к лучам зелёной трети, а нижний - к лучам красной трети. Для предотвращения действия синих лучей на галогениды серебра среднего и нижнего слоев между верхним и средним слоями помещён жёлтый светофильтр (органич. краситель или золь металлич. серебра в желатине). Указанное строение МЦМ обеспечивает образование в каждом из 3 эмульсионных слоев скрытого фотографич. изображения только под действием лучей соответствующей трети видимого спектра. Цветное проявление осуществляется с помощью специальных проявителей на основе т. н. цветных проявляющих веществ, в качестве которых обычно используют производ. парафенилендиамина, главным образом N ,М-диэтилпарафенилендиаминсульфат (С2Н5)2NС6H4NН2Н2SО4 и N-окси-этил -N - этилпарафенилендиаминсульфат (HOC2H4)N(C2H5)C6H4NH2H2SO4. Указанные вещества, в отличие от чёрно-белых проявляющих веществ, не только превращают галогенид серебра в металлическое серебро, но и участвуют (в окисленной, в результате этого процесса, форме) вместе с присутствующими в эмульсионных слоях т. н. цветными компонентами в образовании органических красителей. Поскольку в соответствии с осн. принципом субтрактивного цветовоспроизведения цвет частичных изображений должен быть дополнительным к цвету лучей, избирательно поглощаемых (при съёмке) светочувствит. слоями МЦМ, цветные компоненты заранее подбираются так, чтобы при проявлении в верхнем (синечувствительном) слое образовался жёлтый краситель, в среднем (зелёночувствительном)-пурпурный и в нижнем (красночувствитель-ном)-голубой. В качестве цветных компонент, образующих азометиновые красители жёлтого цвета, используются, напр., нек-рые замещённые р-кетоны, ацил-уксусные кислоты и кетоны гетероциклич. ряда; для образования красителей пурпурного цвета - производные гетероциклич. соединений (пиразолона, кума-рона, тионафтенона) и ароматических, напр, паранитробензилцианид и бензо-иладетонитрил; голубые хинониминовые (индоанилиновые) красители образуются из цветных компонент - производных бензольного и нафталинового ряда, гл. обр. а-нафтола и оксидифенила, а также нек-рых гетероциклич. соединений, напр. 8-оксихинолина. С целью предотвращения диффузии цветных компонент в смежные слои МЦМ в их молекулы вводят длинноцепочечные алкильные радикалы или остатки высших жирных кислот с 12-18 атомами углерода. Закрепление цветной компоненты в "своём" эмульсионном слое можно осуществить и др. способами, напр, растворением её в трифенил- или трикрезилфосфате или в к.-л. др. труднолетучем растворителе с последующим диспергированием полученного раствора в фотоэмульсии перед нанесением её на основу.

Схемы получения цветных изображений в прямой позитивной (с обращением) и негативно-позитивной Ц. ф. с использованием МЦМ представлены на вклейке (стр. 464). В случае обращаемых материалов (см. Обращение в фотографии) обработку экспонированного МЦМ ведут сначала в обычном чёрно-белом проявителе, содержащем в качестве проявляющего вещества, напр., гидрохинон (с фенидоном), что приводит к образованию в эмульсионных слоях 3 цветоделённых негативных изображений объекта съёмки, состоящих из металлич. серебра.