БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ческая химия фтора, пер. с англ., М., 1972; Успехи химии фтора, пер. с англ., т. 1 - 4, Л., 1964-70; Fluorine chemistry reviews, ed. P. Tarrant, v. 1-7, N. Y.-[a. o.], 1967-74; Chambers R. D., Fluorine in organic chemistry, N. Y.- a. o.j, 1973. И. Л. Кнунянц.

ФТОРОТАН, галотан, флуотан, CF3-CHBrCl, 1,1,1-трифтор-2-хлор-2-бромэтан, бесцветная жидкость с запахом
хлороформа, (хот 50 °С, плотность 1,87 г/см3(20 °С). Ф. практически нерастворим в воде, смешивается со спиртом и большинством др. органич. растворителей; на свету медленно разлагается, поэтому его стабилизируют, напр, добавками 0,01-0,1% спирта или тимола. Получают Ф. обычно из трифторхлор-этилена:
[2809-26.jpg]

Применяют в медицине как эффективное средство для ингаляционного наркоза.


ФТОРОФОРМ, трифторметан, CHF3, бесцветный газ, txan -82,5 °С. В отличие от хлороформа, Ф.- инертное соединение, напр, устойчиво к действию щелочей. Получают из хлороформа обменной реакцией с SbF3 или HF, из трифторхлормегана (фреона-13) и Н2, а также др. способами. Применяют как хладагент.

ФУ, жанр китайской литературы. Период расцвета 2 в. до н. э.- 2 в. н. э. Был популярен в эпохи правления династий Тан и Сун. Существовал до нач. 20 в. Классич. Ф.- панегирич. сочинения, написанные неравностопным стихом с прозаич. вставками, прославляющие государя, могущество страны и т. д. Отличается цветистостью языка и стиля. В Ф. ценились изящество слога, логич. стройность "рассуждения". Ф. представляет поэзию письменную, индивидуальную. На рубеже средневековья Ф. теряют придворный характер. Появились "малые" лирич. Ф., воспевающие простого человека, обыкновенные предметы и явления. Позднее стали формой лирич. размышления; восхваление сменилось морализацией, цветистость языка - строгостью формы.

Тексты: Китайская классическая проза в переводах В. М. Алексеева, М., 1959.

Лит.: Лисевич И. С., Ханьские фу и творчество Сыма Сян-жу, в сб.: Литература древнего Китая, М., 1969; Г о л ы г и-н а К. И., Жанр фу и его толкование в традиционной китайской теории литературы, в сб.: Теоретические проблемы изучения литератур Дальнего Востока, М., 1970; Маг-go ul ies G., Le"Fou" dans le Wen siuan, P., 1926; Hervouet Y., Un poete de cour sous Ies Han; Sseu-ma Siang-jou, P., 1964.

И. С. Лисевич.

ФУА (франц.. foi, от лат. fides - вера, верность), в средневековой Зап. Европе клятва верности вассала сеньору (см. Вассалитет) при заключении вассального договора, оформлявшегося церемонией оммажа.

ФУВА Тэцудзо (наст. фам. и имя- У э д а Кэндзиро) (р. 26.1.1930, Токио), деятель коммунистического движения Японии. Чл. Коммунистич. партии Японии (КПЯ) с 1947. Из семьи работника просвещения. В 1953 окончил физич. отделение ф-та естественных наук Токийского ун-та. После окончания ун-та работал в секретариате Всеяпонской федерации профсоюзов металлургич. пром-сти, с 1964-в аппарате ЦК КПЯ. С 1964 кандидат в члены ЦК, с 1966 член ЦК КПЯ. С 1970 член Президиума ЦК и постоянного бюро Президиума ЦК, председатель Секретариата ЦК КПЯ; с 1976 также первый зам. председателя Президиума ЦК КПЯ. С 1969 депутат палаты представителей парламента.

Соч.: Гэндай сэйдзи то кагакутэки ся-кайсюги (Современная политика и научныйсоциализм), Токио, 1968; Дзимминтэки ги" кайсюги (Народный парламентаризм), Токио, 1970; Кагакутэки сякайсюги то сэйдзи какусин (Научный социализм и политическое обновление), Токио, 1972.

ФУГА (итал. fuga, от лат. fuga - бег, бегство) (муз.), высшая форма поли-фонич. музыки (см. Полифония). Строится на многократных имитационных проведениях осн. муз. темы во всех голосах (от 2 и более). В' 1-й части Ф.- экспозиции - тема проходит во всех голосах поочерёдно в осн. тональности (вождь) и в доминантовой, реже субдо-минантовой, в совр. Ф.- в любой другой (спутник, ответ). В др. голосах со 2-го проведения звучат мелодии, образующие контрапункт к ответу или к теме, они наз. противосложениями. Проведения темы обычно перемежаются эпизодами развивающего характера, наз. интермедиями. Иногда краткость экспозиции компенсируется дополнит, проведениями темы и ответа; если они даны во всех голосах, то образуется контрэкспозиция. В последующих разделах обычно осуществляется тональное развитие - тема проводится в тональностях, не представленных в экспозиции; здес: часто применяются и собственно полифонич. средства: стрет-та (род канонич. проведения темы), различные виды сложного контрапункта, преобразования темы (обращение, увеличение и др.). Окончание Ф. устойчивого характера, зачастую типа репризы. В развитии простой Ф., в отличие от сонатной формы, не возникает производного контраста - она развивает один муз. образ (характер). В сложной Ф., т. е. написанной на 2 или 3 темы (двойная, тройная Ф.), темы как бы дополняют друг друга.

Встречаются Ф. как самостоят, сочинения; часто Ф. предваряется прелюдией, токкатой, фантазией. Нередко Ф. с предваряющими их пьесами объединяются в циклы (И. С. Бах, "Хорошо темперированный клавир"; П. Хиндемит, "Ludus tonalis"; Д. Д. Шостакович, 24 прелюдии и фуги). Нередко Ф. является одной из частей сонаты, оратории и др. многочастных произв., а также разделом одночастной пьесы.

Ф. развилась из канцоны, ричеркара (Дж. Габриели, 16 в.) и др. старинных форм; она сформировалась в инструм. музыке 17 в. (Дж. Фрескобальди) в пору утверждения мажора и минора при переходе от полифонии строгого стиля к полифонии свободного стиля. Высшего совершенства Ф. достигает в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Во 2-й пол. 18 - нач. 20 вв. Ф. менее распространена, но В. А. Моцартом, Л. Бетховеном, С. Франком, С. И. Танеевым и др. композиторами созданы выдающиеся: образцы этой формы. В 20 в. Ф.- область особого внимания композиторов к-рые реализуют в ней новейшие идеи (И. Ф. Стравинский, Хиндемит, Шостакович, Р. К. Щедрин и др.).

Лит.: Протопопов В., История по" лифонии в её важнейших явлениях. Русская классическая и советская музыка, М., 1962; е г о ж е, История полифонии... Западноевропейская классика XVIII -XIX вв., М.„ 1965; Полифония. Сб. теоретических статей, М., 1975; Ч у га ев А., Особенности строе" ния клавирных фуг Баха, М., 1975; G h i s 1 a n z о n i A., Storia dellafuga, Mil., [1952].

ФУГАС (франц. fougasse, от лат. focus-очаг, огонь), заряд взрывчатого вещества, закладываемый в водонепроницаемой оболочке в земле или под водой на небольшой глубине. Взрываясь неожиданно для противника, наносит ему потери или создаёт препятствие, способное задержать его продвижение. Взрыв Ф. производится электрич. или огневым способом при помощи часового (временного) замыкателя или механич. способом вследствие давления на взрыватель. Ф. относится к минно-взрывным средствам, используемым при устройстве заграждений (см. Заграждения военные).

ФУГАТО (итал. fugato, букв. - наподобие фуги) (муз.), форма полифонии, музыки (см. Полифония) с таким же, как в фуге, экспонированием и развитием темы, но без устойчивого завершения. В отличие от фуги не бывает самостоят, произведением. Обычно используется внутри др. форм - во вступит, построениях, при изложении темы, особенно часто - в разработке сонатной формы.

ФУГГЕРЫ (Fugger), крупнейший южногерманский купеческий и банкирский дом в 15-17 вв. Родоначальники Ф. были ткачами; ок. 1367 переселились в г. Аугсбург, наряду с ремеслом стали заниматься торговлей продукцией аугсбург-ских ткачей, к-рых авансировали привозимым из Венеции сырьём. Деятельность Ф. достигла наибольшего размаха при Якобе II Ф. Младшем, прозванном Богатым (1459-1525), и его племяннике Антоне Ф. (1493-1560). С 1488 крупные ден. займы Ф. Габсбургам оплачивались тирольским серебром и медью (получаемыми Ф. по ценам, значительно ниже рыночных); постепенно Ф. фактически захватили всю добычу этих металлов в Тироле и в Венгрии. Торгуя металлами, Ф. использовали в своих интересах сложившуюся в 16 в. исключительно благоприятную конъюнктуру на мировых рынках серебра и меди. За 1511-27 капитал Ф. увеличился приблизительно с 200 тыс. до 2 млн. рейнских гульденов; в 1546 их актив превышал уже 7 млн. рейнских гульденов. С целью закрепления за собой монопольного положения в торговле металлами Ф. с 20-х гг. 16 в. стали проникать в качестве пайщиков в горные предприятия ряда тирольских промыслов, приобретали и строили плавильни. Деятельность Ф. имела важное значение в процессе т. н. первоначального накопления и зарождения ранних форм капитализма. Однако она базировалась в значит, мерена феод, монополиях и привилегиях. Ф. были связаны с феод, монархами, выступали банкирами не только Габсбургов (в частности, способствовали финанс. поддержкой избранию в 1519 Карла V на императорский престол), но и римских пап. Через Габсбургов Ф. проникли в Испанию, откупая королев, доходы с имущества духовно-рыцарских орденов. В последние десятилетия 16 в. начался упадок Ф., завершившийся в 17 в. их крахом (в упадке Ф. сыграло свою роль, в частности, банкротство Испании в 70-х гг. 16 в.). Ф., получившие уже в 16 в. дворянское достоинство (имперские графы), всё более вкладывали свой капитал в приобретение земель, стали крупными феод, землевладельцами.

Л