БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

86959129216522494318.9.1892, Лоуэлл, США), американский гидротехник. В 1833 переехал в США, где работал на стр-ве ж. д., каналов и др. сооружений. С 1837 гл. инженер компании, владевшей гидротех-нич. сооружениями на р. Мерримак. В 1847 предложил конструкцию гидравлич. турбины с наружным подводом воды к рабочему колесу. Дальнейшее её усовершенствование привело к созданию совр. радиально-осевых турбин большой мощности (св. 600 Мет), к-рые нередко наз. турбинами Ф.

ФРЕНЧ (French) Джон Дентон Пинкстон (28.9.1852, Рипл, графство Кент,-22.5.1925, Дил, графство Кент), граф Ипрский (1922), британский фельдмаршал (1913). С 1866 на флоте, в 1874 перешёл в кавалерию. Участвовал в англобурской войне 1899-1902 командиром кав. дивизии. В 1907-12 генеральный инспектор армии. В 1912-14 нач. имперского Генштаба (до апр. 1914). Во время 1-й мировой войны 1914-18 с авг. 1914 по дек. 1915 командующий брит, экспе-диц. силами во Франции. Из-за разногласий с воен. министром Г. Китченером был отозван и назначен команд, войсками в метрополии. В 1918-21 лорд-лейтенант (наместник) Ирландии. Оставил мемуары ("1914" и др.).

ФРЕОНЫ, х л а д о н ы, фторсодержащие насыщенные углеводороды (гл. обр. производные метана и этана), используемые как хладагенты в холодильных машинах. Кроме атомов фтора, в молекулах Ф. содержатся обычно атомы хлора, реже - брома. Известно более 40 различных Ф.; большинство из них выпускается пром-стью.

Ф.- бесцветные без запаха газы или жидкости, хорошо растворимые в орга-нич. растворителях, в воде - очень плохо. Наиболее распространены дифтор-дихлорметан CF2Cl2, фтортрихлорметан CFC13 и дифторхлорметан CHF2C1, их t кип -29,8, -23,8 и -40,8 "С соответственно. Ф. не горят и взрывобезопасны даже при контакте с открытым пламенем, химически стойки к действию к-т и окислителей, не разлагаются в устройствах из обычных конструкционных материалов; хлор- и бромсодержащие Ф. при нагревании взаимодействуют с магнием, его сплавами и латунью, водород-содержащие Ф.- со щелочами.

В технике для обозначения Ф. приняты спец. названия, состоящие из буквы Ф и трёхзначного числа, последняя цифра к-рого равна числу атомов F, средняя -числу атомов Н плюс 1, первая - числу атомов С минус 1, напр. CF2C12 обозначают как Ф-012 или Ф-12 (нуль обычно опускают), C2F3C13 - Ф-113.

Ф. получают обычно действием фторирующих агентов на соответствующие по-лихлоруглеводороды, напр, четырёххло-ристый углерод CCU, хлороформ СНС13 (см. Свартса реакция), а также совместным действием фтористого водорода и хлора на парафины и олефины.

Кроме использования в различных видах холодильной техники, Ф. широко применяют как летучие компоненты (про-пелленты) в аэрозольных упаковках (мировое произ-во их превысило 10 млн. в год) для косметики, пищ. продуктов, лекарств, средств, инсектицидов, красок, как газообразные диэлектрики, ингаляционные анестетики, пламягасительные смеси (трифторбромметан CF3Br и тетра-фтордибромэтан C2F4Br2; технич. назв.-Ф-13В1 и Ф-114В2 соответственно), как растворители для чистки одежды, ме-таллич. поверхностей, вспениватели при получении пенопластов и сырьё для получения нек-рых фторорганических соединений, напр, тетрафторэтилена.

Ф., как правило, малотоксичные соединения с низкой биол. активностью. В организме Ф. не подвергаются метаболич. превращениям и выделяются через органы дыхания в неизменённом виде. Токсичность Ф. из групп метана и этана снижается с увеличением кол-ва атомов фтора в молекуле Ф.; введение атомов брома повышает токсичность Ф. Более токсичны Ф. из группы пропана, напр, трифторхлорпропан. При нагревании св. 200 °С мн. Ф. разлагаются с образованием высокотоксичных продуктов (перфтор-изобутиленС4Рв, фторфосгенСР2О и др.). Для Ф. групп метана и этана предельно допустимая концентрация в воздухе -1-3 тыс. мг/м3; для Ф. группы пропана - 1 мг/м3.

Лит.: ТомановскаяВ. Ф., Колото в а Б. Е., Фреоны, Л., 1970; Токсикология фторорганических соединений и гигиена труда в их производстве, М., 1975.

С. В. Соколов, А. И. Корбакова.

ФРЕР-ОРБАН (Frere-Orban) Юбер Жозеф (22.4.1812, Льеж,-2.1.1896, Брюссель), бельгийский гос. и политич. деятель. По профессии адвокат. В 1847 мин. обществ, работ, в 1848-52, 1857-70 (с перерывом в 1861) мин. финансов. В 1868-1870 глава пр-ва, в 1878-84 глава пр-ва и мин. иностр. дел. С кон. 40-х гг. лидер Либеральной партии. Вёл борьбу против Католической партии, завершившуюся разрывом Бельгией дипломатических отношений с Ватиканом (1880). Содействовал проведению в Бельгии ряда мероприятий (отмена ввозных и городских пошлин и др.), способствовавших развитию капитализма.

ФРЕС (Fraisse) Поль (р. 20.3.1911, Сент-Этьенн), французский психолог. Директор ин-та психологии Парижского ун-та (1961-69), ред. журн. "L'annee psychologique", президент Междунар. союза науч. психологии (1966-69). Осн. труды посвящены изучению механизмов сложных видов восприятия, в частности ритмич. структур в психологии, восприятия времени. Совместно с Ж. Пиаже - издатель многотомной
"Экспериментальной психологии" (рус. пер. в. 1-5, 1966-75).

С о ч.: Manuel pratique de psychologie experimentale, P., 1956; Les structures rythmi-aues: etude psychologique, Louvain, 1956; Psychologie du temps, P., 1957.

ФРЕСКА (от итал- fresco, букв.- свежий), техника живописи красками (на чистой или известковой воде) по свежей, сырой штукатурке, к-рая при высыхании образует тончайшую прозрачную плёнку кристаллич. карбоната кальция, закрепляющую краски и делающую Ф. долговечной; Ф. называют также произв., выполненное в этой технике. Ф., позволяющая создавать монументальные композиции, органически связанные с архитектурой, является осн. техникой стенных росписей. Штукатурка (грунт) составляется обычно из 1 части гашёной извести, 2 частей минеральных наполнителей (кварцевый песок, порошок известняка или дроблёный кирпич), иногда -с органич. добавками (солома, пенька, лён и т. д.), предохраняющих грунт от растрескивания. Для Ф. годны краски, к-рые не вступают в соединения с известью. Палитра Ф. довольно сдержанна; применяются гл. обр. земляные натуральные пигменты (охры, умбры), а также марсы, синий и зелёный кобальт и т. д., реже краски медного происхождения (голубец и др.), а также киноварь. Все синие и чёрные краски (реже - другие) наносятся на уже сухую штукатурку с помощью клея. Ф. позволяет пользоваться тонами во всю их силу, но при письме приходится учитывать, что краски, высыхая, сильно бледнеют. Важную роль во Ф. играют лессировки, однако при большом количестве красочных слоев цвет ослабевает и тускнеет. Кроме собственно Ф., с глубокой древности известна роспись по сухой штукатурке (а секко), Ф. была распространена уже в эгейском искусстве (2-е тыс. до н. э.); большого подъёма достигла она в антич. художеств, культуре, где использовались многослойные шлифованные грунты с добавлением мраморной пыли. С первых веков н. э. росписи, близкие по технике к Ф., начали создаваться у народов Востока (в Индии, Ср. Азии и др.). Антич. мастера заканчивали Ф. по сухому с помощью темперы. Этот приём был характерен и для ср.-век. Ф., получившей развитие в иск-ве Византии, Др. Руси (10-12 вв. и 14-17 вв., когда работали Феофан Грек, Андрей Рублёв, Дионисий), Грузии, Сербии, Болгарии, Италии, Франции, Германии и др. стран. Большого подъёма иск-во Ф. достигло в творчестве мастеров эпохи Возрождения в Италии (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Рафаэль, Микеланджело и др. в 14-16 вв.). С 16 в. в Италии распространилась "чистая" Ф. (буон Ф.) без применения темперы. Для Ф. этого и последующего времени характерны 2-слойные грунты, верхний из к-рых наносился на тот участок, к-рый живописец предполагал закончить за 1-2 дня. Традиции Ф. жили в декоративных росписях 17-18 вв. В 19 в. к Ф. обращались назарейцы в Германии, а также отд. представители "модерна" (Ф.Ходлер в Швейцарии и др.). Многие прогрессивные мастера 20 в. работают в технике Ф. (А. Боргонцони в Италии, Д. Ривера в Мексике и др.). Палитра совр. Ф. пополнена многими новыми, синтетич. красителями .

В СССР в популяризацию техники Ф. значительный вклад внесли В. А. Фаворский, Л. А. Бруни, Н. М. Чернышёв и др.

Лит.: Ш м и д Г., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., [М.], 1934; Б о д у э н П., Техника фресковой живописи, пер. с франц., [М.], 1938; Чернышев Н. М., Искусство фрески в древней Руси, М., 1954; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973.

ФРЕСКОБАЛЬДИ (Frescobaldi) Джи-роламо (ок. 9.9.1583, Феррара,-1.3.1643, Рим), итальянский композитор и органист. Концертировал в Европе. С 1608 органист собора св. Петра в Риме. Автор многочисл. пьес для органа (фантазий, токкат, канцон, ричеркаров), клавесина (прелюдий, фуг, партит), а также вокальной музыки. Обогатил органный репертуар, заложил основы свободного стиля, создав новый тип мелодики и развив форму фуги. Основоположник итал. органной школы (впоследствии его называли "итальянским Бахом"), Ф. оказал влияние на последующие поколения органистов; среди его учеников - нем. органист И. Я. Фробергер.

Лит.: Друскин М., Клавирная музыка, Л., 1960; В е г е n z i A., Per G. Fres