БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431пределённых тем и направлений фототворчества. Постоянный интерес к темам музыки (О. В. Макаров), балета (Е. П. Умнов), драматич. театра (А. С. Гаранин), спорта (И. П. Уткин, B.C. Шандрин), авиации (В. М. Лебедев) позволяет авторам достигать большой глубины в образном раскрытии жизненного материала; тема памяти о героях Великой Отечеств. войны впечатляюще интерпретируется фотомастерами, прошедшими по её дорогам (М. П. Ананьин, В. М. Мастюков). Создание Агентства печати Новости (АПН), деятельность фотохроники ТАСС, издание большого количества иллюстрированных журналов ("Огонёк", "Советский Союз", "Смена", "Советский экран" и др.) расширили "географию" советского фоторепортажа (В. А. Генде-Роте, Г. А. Колосов, В. С. Резников, В. С. Тарасевич, Л. Н. Шер-стенников и др.). В образах документального Ф. (прежде всего в крупных фотожанрах, например фотоочерке) всё чаще предстают не только события, но и отдельные люди, трактованные с глубоким проникновением в их индивидуальную психологию. Современное советское документальное Ф. отмечено расцветом т. н. репортажного портрета, в к-ром человек снят не в спец. условиях фотоателье, но в процессе труда, на улицах города, в домашней обстановке. С 1969 (в связи с созданием изд-ва "Планета") развивается новый жанр сов. документального Ф. [создание фотокниг - ежегодников ("Фото-70" и т. д.), региональных альманахов ("Северное сияние", 1974, и др.), авторских изданий]. Среди нац. школ сов. документального Ф., окончательно оформившихся в 60-70-е гг., одно из ведущих мест занимает литовская (А. Кунчюс, А. Мацияускас, А. Суткус и др.)

В области сов. художеств. фотографии в 50-70-е гг. успешно выступали В. А. Малышев (цветной фотопортрет), А. Кочар, Р. Л. Баран (использующий для акцентировки черт портретируемого различные эффекты печати), фотопейзажисты А. М. Перевощиков и успешно применяющие возможности цвета А. Г. Бушкин, В. Е. Гиппенрейтер, Л. Л. Зиверт, Н. Ф. Козловский. Методы фотомонтажа, фотографики, негативно-позитивного комбинирования, печати посредством цветных фильтров и масок разрабатывают Л. Балодис, В. С. Бутырин, Р. Ди-хавичюс, П. Карпавичюс, П. Тооминг и др. Новые эстетич. критерии вырабатывает совр. сов. прикладное Ф., привлекающее внимание мн. фотохудожников (В. Ф. Плотникова и др.).

Илл. см. на вклейках, табл. XXVIII- XXXI (стр. 528-529).

Лит.: Морозов С., Русская художественная фотография, М., 1955; его же, Советская художественная фотография, М., 1958; его же. Искусство видеть, М., 1963; его же, Фотография среди искусств, [М., 1971]; Наппельбаум М., От ремесла к искусству, М., 1958; Photographis. The international annual of advertising and editorial, Z., 1966-; Pawek K., Das Bild aus der Maschine. Skandal und Triumph der Photographic, Olten - Freiburg im Breisgau, 1968; Gernsheim H. and A., The history of photography from the camera obscura to the beginning of modern era, N. Y., [1969]; The encyclopedia of photography, v. 1-20, N. Y.- Toronto-L., [1974]; One hundred years of photographic history, Albuquerque (New Mexico), 1975. А. С. Вартанов.

ФОТOКАМЕРА, см. Фотографический аппарат.

ФОТОКАРТЫ, карты с комбинированным графич. и фотографич. изображением местности. По сравнению с др. картами обладают большей детальностью и объективностью, являются наилучшими для ориентирования в натуре. Первые Ф. были изготовлены в СССР и за рубежом в сер. 20 в., но широкое практич. применение получили в 70-х гг. Основной их тип - топографич. Ф., для к-рых установлены та же проекция, разграфка, номенклатура и приняты те же масштабы, точности и условные знаки, что для топографических карт. В СССР создаются как чёрно-белые Ф., так и, в меньшей мере, многоцветные. Первые представляют собой полутоновые фотопланы с сокращённой штриховой нагрузкой (геодезич. точки, гидрография, горизонтали, гл. дороги, границы и географич. названия, т. е. без выделения знаками населённых пунктов и угодий) и предназначены для использования в любых районах в комплекте (преимущественно) с обычными топографич. картами. Вторые имеют полную штриховую нагрузку в топографических условных знаках и фотографич. изображение, передаваемое различными цветами в зависимости от характера растительности, грунтов, возделываемых земель, застройки населённых пунктов и др.; рекомендованы для работ в районах с разнообразными ландшафтами, где эти Ф. могут быть эффективно использованы взамен топографич. карт. Ф. размножают полиграфическим или фотографическим путём; в последнем случае штриховая нагрузка в условных знаках воспроизводится по серому фотографич. фону чёрным или белым цветом. Для обеспечения сложных многоплановых исследований взамен однолистных Ф. могут изготавливаться двухлистные, причём нижний (на жёсткой основе) из совмещаемых листов отводят для передачи фотоизображения местности и географич. названий, а сменный верхний (на прозрачном пластике) - для различных штриховых обозначений. К числу экспериментальных Ф. относятся стереофотокарты, рассчитанные на объёмное восприятие по ним изучаемой территории с помощью стереоскопов, и т. н. "говорящие" Ф., в комплект к-рых входят магнитные ленты с пронумерованными текстами, дополнительно характеризующими те или иные избранные участки карты.

В СССР в соответствии с требованиями нар. х-ва выпускаются Ф. двух вариантов: универсальные (общегеографические) и специализированные. Последние отличаются включением таких топографических условных знаков, к-рые существенны только для той или иной отрасли экономики (или группы смежных отраслей). Наибольшее распространение из специализированных карт получили мелкомасштабные топографич. Ф., предназначенные для геологоразведочных работ, среднемасштабные - для мелиорации и с.х-ва, крупномасштабные - для градостроительства. Эффективность применения Ф. определяется тем, что в одних случаях они могут быть изготовлены и использованы значительно раньше, чем завершится полный комплекс топографич. съёмки, в других - позволяют в сочетании с обычными картами поднять качество и значительно сократить объём дорогостоящих проектно-изыскательских работ. Ф. создаются в основном по материалам новейшей аэрофотосъёмки принятыми в топографии методами изготовления карт.

Всё большее применение получают Ф., составляемые на основе космических и подводных фотоснимков, произведённых как путём непосредств. съёмки, так и с использованием дистанционных сканирующих систем (см. Фотоэлектронная аэросъёмка). Фрагменты фотокарт см. на вклейке к стр. 480-481.

Лит.: Создание топографических фотокарт, М., 1972 (Тр. Центр. н.-и. ин-та геодезии, аэросъемки и картографии, в. 194); Руководство по созданию топографических фотокарт, М., 1974; Гольдман Л. М., О назначении, содержании и особенностях изготовления фотокарт, "Геодезия и карто-графил", 1975, №1; Киенко Ю. П., Проблемы космического природоведения, там же, 1976, № 4; Proceedings of the International Symposium on Photo Maps and Ortophoto

Maps (held in Ottawa, Canada, 1967), "The Canadian Surveyor", 1968, v. 22, № 1.

Л. М. Гольдман.

ФОТОКАТОД, катод электровакуумного прибора, эмиттирующий электроны под действием света (см. Фотоэлектронная эмиссия). Для изготовления Ф. обычно используют вещества на основе соединений элементов I группы периодич. системы Менделеева с элементами V или VI группы. Наибольшее распространение получили след. Ф.: кислородно-серебряно-це-зиевые (состоят из Cs2O с примесью свободного Cs и вкраплениями чистого Ag); сурьмяно-цезиевые (Cs3Sb); многощелочные Ф. (состоят из соединений Sb с Cs и Sb с К и Na). Вещество наносят в виде мономолекулярного слоя на металлич. или стеклянную пластинку (подложку). Ф. бывают непрозрачные (они освещаются со стороны вакуума) и полупрозрачные (освещаются со стороны подложки).

Осн. параметр, характеризующий эффективность Ф..- интегральная чувствительность (ИЧ), равная отношению фототока к вызывающему его световому потоку. Напр., у непрозрачных ки-слородно-серебряно-цезиевых и сурьмяно-цезиевых Ф. ИЧ составляет 100- 120 мка/лм; у непрозрачных многощелочных Ф. ИЧ достигает 1000 мка/мл, у полупрозрачных - 600 мка/лм.

В 60-х гг. 20 в. разработаны Ф. нового типа, получившие назв. Ф. с отрицательным электронным сродством (см. Сродство к электрону). К ним относятся Ф., выполненные на основе соединений типа Аш Bv, напр. Ga As (чувствительные к видимому свету), InAsP и InGaAs (чувствительные к видимому свету и инфракрасному излучению с длиной волны до 1,5 мкм). ИЧ непрозрачных Ф. нового типа достигает 1500 мка/лм и более. ИЧ полупрозрачных новых Ф. сравнительно невелика. Так, у Ф. с толщиной плёнки 1-2 мкм из GaAs ИЧ не превышает 400 мка/лм, т. е. меньше, чем у полупрозрачных многощелочных Ф. Технология изготовления Ф. нового типа значительно сложнее, чем обычных, поэтому Ф. с отрицат. электронным сродством ещё не получили широкого распространения.

Лит. см. при ст. Фотоэлектронная эмиссия. П. В. Тимофеев.

ФОТОКИНОПУЛЕМЁТ, специальный киносъёмочный аппарат, обеспечивающий при стрельбе из пулемёта (пушки) непрерывную покадровую съёмку одновременно двух изображений - цели и сетки прицела (см. Прицелы). На киноленту иногда впечатываются показ