БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431Германия) заложили основы цветной фотографии.

Важной вехой в истории Ф. явились исполненные Э. Майбриджем (США) циклы фотографий, снятых неск. камерами с разных точек зрения ("Галопирующая лошадь", 1878; "Фигура в движении", "Прыгающая девушка" - оба 1887), к-рые обнаружили необычайную красоту пластики реальных движений. Во многом благодаря этим новшествам в 1-й четверти 20 в. усилился интерес к интерпретации в Ф. форм реального мира (а не образных принципов, выработанных в иной области иск-ва, т. е. в живописи). Наряду с пикториализмом в Ф. 1910-х гг. всё большее значение получал доку-ментализм (Э. Атже во Франции, П. Мартин в Великобритании, А. Стиглиц в США, М. П. Дмитриев в России и др.), в русле к-рого создавались произв., посвящённые прозе повседневной городской или сел. жизни, проникнутые горячим сочувствием к "маленькому человеку".

Важную роль в эволюции Ф. на этом этапе сыграли такие тесно связанные с успехами журналистики приёмы фотографирования, как репортажная съёмка "скрытой камерой", длит. фотонаблюдение (т. н. привычная камера), создание фотосерий (т. е. фотоочерков или цикла фотографий на одну тему). Становление и развитие этих форм документального Ф. во многом было связано с появлением лёгкой, работающей на киноленте камеры "Лейка" (изобретена немцем О. Барнаком в 1914, массовый выпуск налажен в 1925). Характерные для 1920-х гг. обогащение возможностей репортажной фотографии и достижения документального Ф. во многом способствовали окончат. признанию самостоятельной эстетич. ценности фотографич. изображений. Внимание обращалось теперь преимущественно на создание правдивых образов, воспроизводящих жизнь "в формах самой жизни ".

Преодолевая черты этнографической или чисто жанровой созерцательности, характерные для многих социальных наблюдений в документальной Ф. нач. 20 в., лучшие представители зарубежного фоторепортажа 20-30-х гг. сумели создать обобщённые образы разлагающейся бурж. демократии, её капитуляции перед надвигающимся фашизмом (нем. мастера А. Айзенштадт и Э. Заломон), впечатляющие картины обнищания нар. масс (произведения У. Эванса, Д. Ланге, Р. Ли, Б. Шана и др. мастеров, работавших в нач. 30-х гг. в США).

В 1910-20-е гг. интенсивно проводились исследования выразит. возможностей фотоматериалов: среди мастеров Ф. популярность обрели композиции (т. н. фотограммы венгра Л. Мохой-Надя и рейограммы американца Мэн Рея; подобными экспериментами занимались также А. Ренгер-Патч в Германии, Я. Функе в Чехословакии и др.), полученные без применения фотоаппарата с помощью различных предметов, накладываемых на чувствит. бумагу и оставляющих на ней свои следы под воздействием света. Эти опыты послужили основой для развития фотографики, обогатившей арсенал художеств. средств Ф.; однако решительный отказ от принципа изобразительности открывал путь для вторжения в Ф. модернистских концепций (близких дадаизму, сюрреализму и др. авангардистским течениям).

Подлинным триумфом документального Ф. явился сов. фоторепортаж 20-х - нач. 30-х гг., возникший из потребности в конкретном рассказе о происходивших в стране грандиозных социальных преобразованиях. Фотокомпозиции 20-х гг., появившиеся в газетах и журналах ("Огонёк", "Советское фото" и др.), сразу же заняли видное место в ряду бурно развивавшихся форм революц. иск-ва. Открывая в сов. действительности черты, непосредственно выявляющие пафос социалистического строительства, мастера документального Ф. 20-х гг. (М. В. Альперт, Б. В. Игнатович, Е. И. Лангман, А. М. Родченко, С. О. Фрид-лянд, Я. Н. Халип, А. С. Шайхет и другие) виртуозно использовали новаторские приёмы создания фотографич. выразительности (необычные ракурсы и т. д.), отнюдь не превращая их в самоцель (напр., эффектная верхняя точка съёмки позволяла передать на снимке истинные масштабы происходящих в стране преобразований).

Наряду с документальным Ф. успешно развивалась студийная фотография. Виднейшим мастером фотопортрета был М. С. Наппельбаум (ему принадлежит первый в советское время фотопортрет В. И. Ленина; среди др. мастеров, фотографировавших Ленина, ведущее место занял П. А. Оцуп). В 20-30-е гг. выдвинулись также фотопортретист А. П. Штеренберг, фотопейзажисты Н. П. Андреев, Ю. П. Ерёмин, С. К. Иванов-Аллилуев, К. А. Лишко, А. В. Скурихин, применявшие т. н. мягкорисующую оптику и особые способы печати, позволяющие детально разрабатывать тональные отношения.

Создателями сов. прикладного Ф. (часто использующего технику фотомонтажа) явились Родченко и Л. М. Лисиц-кии, обогатившие художеств. возможности книжной иллюстрации, плаката, оформительского иск-ва.

Новым этапом развития сов. документального Ф. стал репортаж периода Великой Отечеств. войны 1941-45. Вместе с мастерами старшего поколения активно выступали Д. Н. Бальтерманц, А. С. Гаранин, И. Е. Озерский, М. С. Редькин, М. И. Савин, Г. 3. Санько, М. А. Трах-ман, Е. А. Халдей, И. М. Шагин и др. Пользуясь портативными камерами ("Лейка", "ФЭД"), воен. репортёры сохранили для будущих поколений правдивый образ всенародной борьбы с фашизмом. Свой вклад в создание фотолетописи 2-й мировой войны 1939-45 внесли и репортёры др. стран антигитлеровской коалиции (американец Д. Дункан и др.).

Зарубежное документальное Ф. 1950- 1970-х гг. характеризуется многообразным развитием жанровой фотографии, обычно создаваемой в результате путешествий фоторепортёров, посылаемых крупными агентствами, по различным странам. Среди документальных снимков, поставляемых объединением "Магнум", редакциями иллюстрированных журналов типа "Лайф" и агентствами печати (Юнайтед пресс интернэшонал, Ассошиэйтед пресс, Рейтер, Франс пресс и т. д.), наряду с обезличенной фотоинформацией, рассчитанной на удовлетворение самых невзыскательных вкусов, встречаются подлинные произв. иск-ва. Яркой антимилитаристской направленностью отличались воен. фоторепортажи В. Бишофа, Р. Капы, Д. Сеймура, созданные во время американской агрессии во Вьетнаме и др. войн 60-х гг. Фотокниги франц. мастера А. Картье-Брессона, созданные в результате его путешествий 40-50-х гг., привлекают виртуозным умением автора проникать в характер жизни разных народов средствами документального Ф. Прогрессивные тенденции совр. документального Ф. капиталистич. стран представлены также творчеством Б. Дейвидсона, А. Кертеса, Д. Уинера, Д. Фрида и др. Яркими достижениями отмечено развитие документального Ф. социалистич. стран [среди ведущих мастеров - Т. Лер (ГДР), Л. Ложиньский (Польша), Э. Пардубски (Чехословакия), Л. Альмаши (Венгрия), А. Михаило-пол (Румыния), И. Скринский (Болгария)].

Художеств. фотография, к-рая в 19 - нач. 20 вв. (т. е. в пору отсутствия малоформатных съёмочных камер и особо светочувствительных материалов, мешавшего развитию документального Ф.) представлялась главным и даже единственным путём развития фотографич. творчества, в сер. 20 в. заняла более скромное место в совр. Ф. В отличие от фотодокументализма, основанного на принципе непосредств. воспроизведения впечатлений "потока жизни", художеств. фотография продолжала существовать как особая форма фотографич. творчества, в к-ром автор интерпретирует натуру посредством создания искусств. среды (фотоателье) или посредством различного рода лабораторных преобразований (фотомонтаж, фотографика, подчёркивающая лежащий в основе фотографич. изображения чёрно-белый контраст, соляризация, различные модификации позитивного процесса и т. д.). Как и на рубеже 19-20вв., художеств. фотография развивается, чутко отражая многообразные направления изобразит. иск-ва, в т. ч. и многие кризисные его тенденции.

П. Брассаи во Франции, X. Каллаган, Д. Кипис, А. Сискайнд, А. Уэстон (все - США) и др., фотографируя штукатурку старых стен, обрывки плакатов, трещины на асфальте и т. д., изменяя при этом масштабы и фактуру до неузнаваемости, создают композиции в духе абстрактного искусства. Тенденции к эпич. величавости в трактовке дикой природы (А. Адаме, США), психологизму сюрре-алистич. толка (Т. дель Тин в Италии, Д. Харисиадис в Греции), экспрессионистич. напряжённости образов (Б. Брандт в Великобритании) свойственны совр. зарубежному фотопейзажу. Гуманистич. пафосом проникнуты произв. лучших мастеров зап.-европ. и амер. фотопортрета (Р. Аведон, Брассаи, Ю. Карш, Э. Стайхен, Ф. Халсман и др.). Мастерами фотографики зарекомендовали себя Ф. Ройтер (Италия), В. Раух (ФРГ), Э. Хартвиг (Польша).

Продолжает интенсивно развиваться прикладное Ф., где чисто коммерч. задачи порой переплетаются с подлинно художеств. творчеством, тяготеющим к созданию средствами фотомонтажа, рекламного фото и т. д. своеобразных фрагментов гротескно-сатирич. летописи совр. эпохи.

В 1970-е гг. чрезвычайно усилилось влияние фотографич. форм художеств. видения на живопись и графику, что привело к появлению различных видов т. н. гиперреализма (представители к-рого имитируют Ф., надеясь найти выход из тупика новейших модернистских течений).

Совр. этап в развитии сов. документального Ф. (начавшийся в первые послевоен. годы) характеризуется особым многообразием жанровых форм и творч. манер. Появление новой аппаратуры способствует специализации многих мастеров в области о