БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 свойством односторонней фотопроводимости при воздействии на него оптич. излучения. Ф. представляет собой полупроводниковый кристалл обычно с электронно-дырочным переходом (р - n-переходом), снабжённый 2 метал-лич. выводами (один от р-, другой от n-области) и вмонтированный в металлич. или пластмассовый защитный корпус. Материалами, из к-рых выполняют Ф., служат Ge, Si, GaAs, HgCdTe и др.

Различают 2 режима работы Ф.: фотодиодный, когда во внешней цепи Ф. содержится источник постоянного тока, создающий на р - n-переходе обратное смещение, и вентильный, когда такой источник отсутствует. В фотодиодном режиме Ф., как и фоторезистор, используют для управления элек-трич. током в цепи Ф. в соответствии с изменением интенсивности падающего излучения. Возникающие под действием излучения неосновные носители диффундируют через р - n-переход и ослабляют электрич. поле последнего. Фототок в Ф. в широких пределах линейно зависит от интенсивности падающего излучения и практически не зависит от напряжения смещения. В вентильном режиме Ф., как и полупроводниковый фотоэлемент, используют в качестве генератора фотоэдс.

Осн. параметры Ф.: 1) порог чувствительности (величина минимального сигнала, регистрируемого Ф., отнесённая к единице полосы рабочих частот), достигает 10-14 вт/гц 1/2; 2) уровень шумов - не св. 10-9 а; 3) область спектральной чувствительности лежит в пределах 0,3- 15 мкм; 4) спектральная чувствительность (отношение фототока к потоку падающего монохроматич. излучения с известной длиной волны) составляет 0,5-1 а/вт; 5) инерционность (время установления фототока) порядка 10-7 - 10-8 сек. В лавинном Ф., представляющем собой разновидность Ф. с р - n-структурой, для увеличения чувствительности используют т. н. лавинное умножение тока в р - n-переходе, основанное на ударной ионизации атомов в области перехода фотоэлектронами. При этом коэфф. лавинного умножения составляет 102- 104. Существуют также Ф. с р - i - n-структурой, близкие по своим характеристикам к Ф. с р - n-структурой; по сравнению с последними они обладают значительно меньшей инерционностью (до 10-10 сек). Ф. находят применение в устройствах автоматики, лазерной техники, вычислит. техники, измерит, техники и т. п.

Лит.: Тришенков М. А., Фример А. И., Фотоэлектрические полупроводниковые приборы с р-n-переходами, в сб.: Полупроводниковые приборы и их применение, М., 1971; Рябов С. Г., Торопкин

Г. Н., Усольцев И. Ф., Приборы квантовой электроники, М., 1976.

И. Ф. Усольцев.

ФОТОДИЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ, изменение статич. (низкочастотной) диэлектрической проницаемости среды под действием электромагнитного излучения. Электромагнитное поле может изменить как действительную (статическую) е1, так и мнимую е2 части диэлект-рич. проницаемости. Изменение величины е2 связано с фотопроводимостью. Величина же e1 изменяется при облучении среды за счёт перехода части атомов или молекул в возбуждённые состояния, в к-рых их поляризуемость отлична от поляризуемости в основном состоянии. В полупроводниках Ф. э. наблюдается даже при сравнительно слабых

интенсивностях излучения за счёт оптич. возбуждения или оптич. перезарядки примесных атомов. При возбуждении или перезарядке увеличивается эффективный радиус атомов примесей и вследствие этого возрастает их поляризуемость и поляризуемость кристалла в целом.

ФОТОДЫХАНИЕ, световое дыхание, совокупность процессов, происходящих в растит. клетках под действием света, в результате к-рых поглощается кислород и выделяется СО2. Механизм Ф. и участвующие в нём ферменты изучены недостаточно. Полагают, что при Ф. восстановленные вещества, к-рые образуются при переносе электронов в процессе фотосинтеза, окисляются в реакциях взаимопревращений гликолевой и глиоксиловой к-т. У нек-рых растений Ф. идёт весьма интенсивно - на него расходуется до 50% образуемого при фотосинтезе восстановленного никотинамидаде-ниндинуклеотидфосфата (НАДФ* Н); у ряда тропич. растений Ф. вообще не наблюдается. Полагают, что избират. подавление Ф. с помощью специфич. ингибиторов могло бы увеличить продуктивность ряда с.-х. растений.

Лит.: Ленинджер А., Биохимия, пер. с англ., М., 1974, гл. 21.

ФОТОИОНИЗАЦИЯ, ионизация атома или молекулы при их взаимодействии с одним или неск. фотонами; подробнее см. ст. Ионизация.

ФОТОИСКУССТВО, разновидность художеств. творчества, в основе к-рого лежит использование выразит. возможностей фотографии.

Особое место Ф. в художеств. культуре определяется тем, что оно стало первым в истории "техническим" иск-вом, к-рое могло возникнуть лишь на основе определённых достижений в науке (физике, химии, оптике) и технике. К сер. 20 в., когда группа видов технич. иск-ва пополнилась кинематографом (см. Киноискусство), телевидением, радиоискусством, дизайном и т. д., Ф. превратилось в обширную (и всё более раздвигающую свои границы) область творчества, куда как самостоят. разновидности входят д о-кументальное Ф., художественная фотография и прикладное Ф. (используемое в плакате, оформлении книг, рекламе и т. д.).

К новому, необычному "техническому" средству фиксации изображений с первых дней своего существования обратились представители изобразит. иск-ва. Один из изобретателей фотографии Л. Ж. М. Дагер был художником, и первые фотографич. снимки (дагеротипы) создавались в русле традиционных для живописи жанров портрета, пейзажа и натюрморта. Ранняя фотография открыто имитировала произв. живописи; каждое направление в изобразит. иск-ве 19 в. (романтизм, критич. реализм, импрессионизм) имело своего двойника в пик-ториальной (т. е. подражающей живописи) фотографии. Приверженцы пик-ториализма, получившего назв. художественной фотографии, немало сделали для того, чтобы Ф. обрело высокую изобразит. культуру, ощутило свою ор-ганич. связь с пластич. иск-вами. К наиболее примечат. результатам подобные поиски привели в фотопортрете. Г. Ф. На-дар во Франции, Дж. М. Камерон в Великобритании, А. И. Деньер и С. Л. Левицкий в России и др., восприняв от живописи мастерство анализа человеческой индивидуальности, вместе с тем сделали важный шаг на пути использования различных съёмочных эффектов (освещения и т. д.) для достоверной передачи документально воссозданных черт личности портретируемого человека.

Если в портретном жанре уже в сер. 19 в. разрабатывались образные возможности, специфические только для Ф., то произведения др. жанров первоначально целиком принадлежали к пикториальному направлению. Фотографы-пикториалисты, в большинстве случаев в прошлом живописцы и графики, создавали очень сложные по замыслу и исполнению композиции; нередко при этом фотографу приходилось монтировать произведение из неск. негативов [так, помпезная аллегорич. композиция "Два жизненных пути" англ. мастера О. Рейландера (1856) была смонтирована из 30 негативов]. Процесс работы над фотокомпозициями зачастую включал в себя создание графич. набросков - так, как это принято при создании живописных полотен.

Параллельно с направлениями Ф., развивавшимися в искусств. среде ателье, уже с 1860-х гг. распространилась техника натурной фотосъёмки. Однако и фотопейзаж вплоть до 1920-х гг. развивался в духе имитации пейзажа живописного (француз Р. Ламар, бельгиец Л. Миссон, англичанин А. Кейли, русский С. А. Саврасов и др.). Подобно тому как в портретном жанре Ф. получило распространение т. н. рембрандтовское освещение, в фотопейзаже кон. 19 - нач. 20 вв. использовались принципы импрессионистич. живописи.

Этнографич. натурная фотография 2-й пол. 19 в. была своеобразным подобием записной книжки путешественника: она ставила перед собой целью достоверную фиксацию жизненного материала. Результаты ранних натурных этнографических съёмок показали плодотворность этого метода, ибо послужили основой для возникновения репортажной фотографии. Широкий общественный отклик имели (нередко отмеченные суровой правдивостью) фотографии с фронтов Крымской 1853-56 (Р. Фентон), Гражданской в США 1861-65 (М. Б. Брейди, А. Гарднер), русско-турецкой 1877- 1878 (А. И. Иванов, Д. Н. Никитин, М. В. Ревенский) войн.

Чрезвычайно большое, в нек-рых отношениях решающее, значение для становления Ф. имели технич. и науч. достижения в фотографии. Открытие способа приготовления сухих бромо-желатиновых пластин (Р. Мэддокс, Великобритания, 1871) позволило отказаться от т. н. мокроколлодионного метода и производить фотоматериалы фабричным способом, что значительно упростило процесс фотографирования. Предложенный в 1883 рус. фотографом С. А. Юрков-ским, а затем усовершенствованный австрийцем О. Аншюцем шторно-щелевой затвор, приспособленный к коротким экспозициям, позволил фотографировать людей и предметы в движении. Создание Дж. Истменом портативной камеры "Кодак" (США, 1886-88) дало новый толчок для развития репортажной фотографии. На протяжении 2-й пол. 19 в. и в 20 в. создавались новые, всё более совершенные и разнообразные фотографические объективы и др. элементы фотооптики (напр., приставки и спец. объективы для панорамной съёмки). Работы Л. Дюко дю Орона (Франция, 1868-69), Ф. Айвса (США, 1881), Г. Липмана (Франция, 1891), Б. Гомольки в 1907 и Р. Фишера в 1912 (