БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431онирование светочувствит. слоя фотоматериала осуществляется последовательно, участок за участком по мере перемещения шторок относительно кадрового окна. Шторные Ф. з. располагаются вблизи фокальной плоскости объектива; поэтому их относят к т. н. фокальным затворам.

Механизмы выдержек подразделяются на механические (преим. с анкерными тормозными регуляторами), пневматические и электронные. Наиболее совершенны электронные механизмы выдержек. В них механич. узел закрывания затвора управляется электронным реле, срабатывающим при зарядке конденсатора до определённого напряжения; продолжительность выдержки регулируется при помощи резистора путём изменения его сопротивления, что приводит к изменению времени зарядки конденсатора. В СССР для Ф. з. установлен след. ряд численных значений выдержек (в сек): 30, 15, 8,4, 2, 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125,1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000.

Ф. з. иногда дополняют автоспуском, обеспечивающим срабатывание затвора спустя определённое время после нажатия пусковой кнопки, и синхроконтактом, обеспечивающим согласованное действие затвора и лампы-вспышки. Нек-рые апертурные Ф. з., связанные с экспонометрич. устройствами (см. Фотоэлектрический экспонометр), в процессе срабатывания открываются на различную величину, выполняя одновременно и функцию диафрагмы (такие Ф. з. наз. затворамидиафрагмами).

Лит.: Оптико-механические приборы, М., 1975; Кулагин С. В., Проектирование фото- и киноприборов, 2 изд., М., 1976.

С. В. Кулагин.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТИВ служит для получения оптич. изображений объектов фотографич. съёмки на светочувствительном материале. Чаще всего Ф. о. - весьма сложные конструкции. Подробно о Ф. о. см. в ст. Объектив, раздел Фотографические объективы; см. также лит. при этой статье.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ УВЕЛИЧИТЕЛЬ, оптико-механич. устройство, предназначенное для проецирования увеличенного изображения негатива на фотобумагу, т. е. позволяющее осуществлять т. н. проекционную фотопечать. В состав простейшего Ф. у. входят (см. рис.) осветитель, держатель негатива, проекционный объектив (см. Объектив, раздел Фотографические объективы), стол (экран) и вертикальная стойка (штанга). Световой поток, создаваемый осветителем, проходит через негатив и попадает в объектив, к-рый образует изображение кадра негатива на свето-чувствит. слое фотобумаги, помещаемой на столе. При этом в светочувствит. слое возникает скрытое фотографическое изображение, к-рое в результате последующей фотографич. обработки (проявления и фиксирования) получается видимым и позитивным. Таким образом, Ф. у. предназначен в основном для осуществления одного из этапов позитивного процесса. Нередко вместо негатива в держатель вставляют диапозитив. Печать с диапозитивов применяется гл. обр. в технич, целях (получение графиков, чертежей и т. д.). Ф. у. можно использовать и для проецирования изображения диапозитива на экран (см. ниже). При этом Ф. у. работает как проекционный аппарат.

Осветитель представляет собой фонарь с источником света (обычно в виде лампы накаливания с колбой из матового стекла). Для увеличения светового потока, направляемого в сторону негатива, за лампой размещают сферический отражатель. В большинстве Ф. у. применяют линзовый конденсор, служащий для концентрации светового потока, излучаемого телом накала лампы, благодаря чему увеличивается освещённость изображения негатива. Держатель негатива состоит из двух планок, имеющих кадровое окно и направляющие для фотоплёнки.

Осветитель, держатель негатива и объектив конструктивно объединяют в один узел, наз. проекционной головкой. Величина размеров изображения на фотобумаге зависит как от фокусного расстояния объектива, так и от расстояния между негативом и столом, которое изменяется путём перемещения проекц. головки относительно стола по вертикальной стойке. Фокусировка объектива при изменении масштаба изображения производится вручную либо автоматически. В нек-рых Ф. у. предусмотрена возможность поворота проекц. головки на 180° вокруг вертикальной оси (для проецирования изображения на пол, при больших масштабах увеличения) или на 90° вокруг горизонтальной оси (для проецирования на стену). В Ф. у., предназначенных для получения цветных фотоотпечатков, проекц. головка имеет гнездо, в к-рое вставляют коррекционные светофильтры (см. Цветная фотография). Иногда Ф. у. оснащают т. н. щелевым приспособлением, облегчающим фокусировку объектива. Наиболее совершенные Ф. у. имеют экспонометр для определения или автоматич. установки экспозиции при фотопечати, цветокорректор для подбора светофильтров и др. Для автоматич. выключения лампы в процессе фотопечати к Ф. у. подключают фототаймер. Лит.: Иофис Е. А., Техника фотографии, М., 1973. С. В. Кулагин.

ФОТОГРАФИЧЕСКОЕ ТОНОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ, передача в фотографич. изображении соотношения яркостей (В) деталей объекта съёмки. Это соотношение передаётся в виде соотношения оптических плотностей (D) почернения фотографического в изображении. В окончательном позитивном изображении (отпечатке, диапозитиве) при идеальном Ф. т. соотношение D для любой пары деталей объекта должно быть таким, чтобы отношение их яркостей в объекте и в изображении при одинаковых условиях рассматривания было одинаковым. Такое Ф. т. осуществимо лишь при условии, что вся последовательность преобразований набора яркостей в набор освещённостей на негативном фотослое и далее в почернения негатива, освещённости на позитивном фотослое, почернения позитива и т. д. (напр., в набор почернений копии, набор освещённостей на просмотровом экране) будет линейной, а диапазон, в к-ром эти линейные преобразования осуществляются,- неограниченным. Однако фактически все стадии фотографич. процесса в большей или меньшей степени нелинейны и ограничены по диапазону: так, характеристическая кривая фотослоя всегда нелинейна, а его фотографическая широта ограничена и невелика даже в сравнении с полным интервалом передаваемых экспозиций. Ф. т. ещё более усложняется, если оценка изображения проводится не с помощью объективно измеряемых характеристик, а визуально: в этом случае в число искажающих факторов дополнительно входят особенности глаза как приёмника, в том числе неодинаковая оценка им одного и того же набора значений В при разных размерах деталей, различных уровнях освещённости изображения и объекта, неодинаковом затемнении помещения для просмотра и т. д. Поэтому основными задачами теории Ф. т. вместо установления условий идеального Ф. т. постепенно по необходимости стали подбор условий, при к-рых Ф. т. ещё удовлетворительно для возможно большего интервала значений В, анализ того, как фотографически воспроизвести данный объект с наименьшей степенью искажения соотношений В, а также установление количеств. оценок этой степени. А. Л. Картужанский.

ФОТОГРАФИЯ (от фото... и ...графия), совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов и оптических сигналов на светочувствительных слоях (СЧС) путём закрепления фотохимич. или фотофизич. изменений, возникающих в СЧС под действием излучения, испускаемого или отражаемого объектом Ф.

Общая последовательность действий в Ф. не зависит от выбора СЧС и процесса получения стабильного изображения на нём и включает след. стадии: создание на поверхности СЧС распределения освещённостей, соответствующего изображению или сигналу; появление в СЧС вызванных действием излучения химич. или физич. изменений, различных по величине в разных участках СЧС и однозначно определяемых экспозицией, подействовавшей на каждый участок; усиление произошедших изменений, если они слишком малы для непосредственного восприятия глазом или прибором; стабилизация непосредственно возникших или усиленных изменений, к-рая позволяет длительно сохранять полученные изображения или записи сигналов для последующего рассматривания или анализа; извлечение информации из полученного изображения - рассматривание, считывание, измерение и т. д. Эта общая схема может быть дополнена (напр., такой стадией, как размножение изображений), отдельные из перечисленных стадий могут быть разделены на более дробные или совмещены, но в целом схема сохраняется во всех процессах Ф.

Первоначально Ф. создавалась как способ фиксации портретных или натурных изображений за периоды времени, много меньшие, чем требуются для той же цели художнику. Однако по мере расширения возможностей Ф. стал увеличиваться и круг решаемых ею задач, чему особенно способствовало появление кинематографии и цветной фотографии; соответственно возрастали роль и значение Ф. в жизни человечества. В 20 в. Ф. стала одним из важнейших средств информации и документирования (фиксация лиц, событий и т. п.), технич. основой самого массового вида искусства - киноискусства, входит в число осн. технич. средств полиграфии, служит орудием исследования во мн. отраслях науки и техники. Это разнообразие задач, решаемых с помощью Ф., позволяет считать её одновременно разделом науки, техники и искусства.

Независимо от области применения Ф. можно подразделить на более частные виды по мн. признакам, напр.: по временному характеру изображения - на статическую и динамическую (наиболее важным