БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431рнистость. Для придания Ф. э. необходимых свойств в них вводят дубители (ацетат хрома, хромокалиевые квасцы и др., см. Дубление фотографическое), пластификаторы (глицерин, этиленгликоль), спектральные сенсибилизирующие красители (обычно поли-метиновые; см. также Сенсибилизация оптическая), стабилизаторы (производные триазаиндолицина и др.), антиокислители (пирокатехин), антисептики (фенол, хлоркрезол), антивуалирующие вещества (бромид калия и др.) и поверхностно-активные вещества. Применение указанных добавочных веществ позволяет получать Ф. э. для изготовления большого ассортимента фотографических материалов, различающихся по общей и спектральной чувствительности, градационным и структурометрическим характеристикам (см. Структурометрия фотографическая).

Произ-во Ф. э. заключается в приготовлении суспензии галогенида серебра в среде защитного коллоида с последующим физ. (первым) и хим. (вторым) созреванием. Галогенид серебра образуется при взаимодействии галогенидов щелочных металлов или аммония с нитратом серебра (при аммиачном способе из аммиаката серебра) в водном растворе желатины. На стадии физ. созревания протекает кристаллизационный процесс возникновения микрокристаллов галогенида серебра различного размера. Одновременно из-за различия в растворимости мелких и крупных микрокристаллов происходит постепенное исчезновение мелких с одновременным увеличением размера крупных до заданной величины. На стадии хим. созревания происходят адсорбция активных микропримесей желатины на поверхности сформировавшихся микрокристаллов галогенида серебра и образование комплексных соединений между ними и ионами серебра. Возникшие неустойчивые комплексы распадаются, что ведёт к нарушениям структуры кристаллич. решётки. Места нарушений образуют центры светочувствительности, к-рые и определяют основные фотографич. свойства Ф. э. (Под действием света центры светочувствительности переходят в центры проявления, составляющие скрытое фотографическое изображение.) После хим. созревания в эмульсию вводят добавочные вещества и подготовляют её для полива на соответствующую подложку. См. также ст. Фотография, раздел Изготовление светочувствительных материалов на основе AgHal.

Лит.: Килинский И. М., Леви С. М., Технология производства кинофотопленок, Л., 1973; Чибисов К. В., Химия фотографических эмульсий, М., 1975; Миз К., Джеймс Т., Теория фотографического процесса, пер. с англ.. Л., 1973.

В. С. Челъцов.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, светочувствительные материалы, применяемые в фотографии и кинематографии для получения фотографич. изображений, реактивы для их химич. обработки и вспомогательные материалы.

Светочувствительные материалы состоят из укреплённого на подложке тонкого эмульсионного слоя (см. Фотографическая эмульсия) или из бесподложечных слоев для регистрации заряженных частиц высоких энергий (см. Ядерная фотографическая эмульсия). По химич. составу эти материалы делятся на серебро-содержащие, в к-рых в качестве светочувствительного компонента используются различные галогениды серебра и их смеси (гл. обр. AgBr), и бессеребряные, в к-рых используются соединения железа, хрома (см. Пигментная бумага), диазосоединения (см. Диазотипия) и др. Бессеребряные материалы отличаются очень низкой светочувствительностью и применяются лишь для получения позитивов, гл. обр. в светокопировальном процессе (см. Светокопировальная бумага, Фотокопирование). По виду подложки, на к-рой укреплён эмульсионный светочувствительный слой, различают бумагу фотографическую (глянцевая, матовая и др. сорта бумаги), пластинки фотографические (силикатное или ор-ганич. стекло) и плёнки кино- и фотографические (триацетат целлюлозы или различные синтетич. полимерные плёнки).

Фотореактивы применяются для превращения скрытого фотографического изображения в видимое или для улучшения качества последнего. Для этой цели используют проявители фотографические (см. также Проявляющие вещества), фиксажи, иногда наз. закрепителями (см. Фиксирование фотографическое), и дубящие вещества (см. Дубление фотографическое). Улучшить качество изображения удаётся при обработке светочувствительных Ф. м. ослабителями (см. Ослабление фотографическое) или усилителями (см. Усиление фотографическое). Применение нек-рых неорганич. к-т и их солей даёт возможность придать позитивам нужную однотонную окраску (см. Окрашивание фотографических изображений). В нек-рых операциях, напр. усилении и тонировании чёрно-белых изображений, используют отбеливающие вещества (см. Отбеливание фотографическое ).

К вспомогательным Ф. м. относятся: специальная свето- и влагозащитная бумага для упаковки светочувствительных Ф. м.; клеи для склеивания киноплёнки и для наклеивания фотобумаги на различные материалы; покровные лаки для защиты позитивов на керамике и металле от вредного влияния атмосферы. Л.Я. Крауш.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ, общее название явлений, нарушающих однозначную связь между экспозицией Н, к-рую испытал фотографический материал, и оптической плотностью D почернения фотографического, полученного после проявления этого материала. Известно неск. десятков Ф. э. Теоретически и практически наиболее важны следующие Ф. э.

1) Соляризация (см. также ст. Сенситометрия и рис. 1 там же), наблюдаемая при больших значениях Н, и т. н. 2-е обращение, т. е. переход к возрастанию D с ростом Н при значениях Н ещё более высоких, чем нужно для соляризации. Оба Ф. э. на практике встречаются лишь при очень больших передержках, но иногда сознательно используются для получения нек-рых художеств. эффектов.

2) Невзаимозаместимость (см. Невзаимозаместимости явление). Этот Ф. э. оказывает сильное влияние на результаты съёмки очень слабо светящихся (напр., звёзд) или очень сильно светящихся (напр., взрывов) объектов.

3) Эффект прерывистого освещения, т. е. зависимость всех параметров характеристической кривой, в т. ч. и значения D при данной величине Н, от того, сообщается ли экспозиция путём непрерывного освещения или разбивается на п частных экспозиций H1, Н2,..., Нn (n >=2), разделённых темновы-ми паузами (при соблюдении условия H1 + H2 + ... +Нn = Н = const); эффект проявляется как зависимость D не только от разбивки единой экспозиции на ряд частных, но и от способа такой разбивки (числа дробных экспозиций, их длительностей, частоты следования друг за другом). Этот Ф. э. сказывается на практике при съёмке периодич. процессов (напр., искрового разряда), при ослаблении светового потока вращающимся диском с прорезями и т. д.

4) Эффект двойных экспозиций - получение при двойном экспонировании светом (при разных уровнях освещённости) или излучениями разной природы такого значения D, к-рое больше суммы D1 + D2 почернений от каждого экспонирования по отдельности. Если 1-е экспонирование само по себе не создаёт почернения (D1= 0) и его действие лишь повышает чувствительность к последующему экспонированию, этот Ф. э. наз. гиперсенсибилизацией с помощью предварительного экспонирования, а если почернения не создаёт само по себе 2-е экспонирование (D2= 0), лишь усиливая действие 1-го экспонирования, такой Ф. э. наз. латенсификацией с помощью последующего экспонирования. Эти Ф. э. используют при съёмке слабосветящихся объектов.

5) Температурные эффекты - зависимость D при данном значении Н от темп-ры во время экспонирования, а также различный характер этой зависимости при разных уровнях освещённости Е - монотонное возрастание D с убыванием темп-ры при низких Е и с ростом темп-ры при высоких Е и сложное немонотонное изменение D с темп-рой в области умеренных Е, типичных в большинстве случаев практической съёмки. Эти Ф. э. могут существенно влиять на результаты съёмки, хотя не всегда принимаются во внимание.

6) Эффект Гершеля - частичное или полное разрушение скрытого фотографического изображения последующим экспонированием красным или ещё более длинноволновым излучением; является важным способом исследования скрытого изображения и механизма его образования.

7) Регрессия скрытого изображения - постепенное его разрушение, обычно непреднамеренное (тепловое, химическое или то и другое одновременно под действием окружающей среды) за время между экспонированием и проявлением; в результате регрессии проявление приводит к пониженным значениям D, не соответствующим фактич. величине Н. Этот Ф. э. влияет на результаты съёмки, если проявление откладывается надолго, напр. в экспедициях (особенно в жарком и влажном климате).

8) Эффект Сабатье - полное или частичное обращение изображения (уменьшение D с увеличением Н при всех или только при малых значениях Н) путём равномерного экспонирования проявленного неотфиксированного фотоматериала и последующего дополнит. проявления. Этот Ф. э. (также используемый в целях художеств. выразительности) представляет собой эффективное средство выделения на снимке т. н. эквиденсит - зон равного значения D (см. Эквиденситометрия).

Лит. см. при ст. Фотография.

А. Л. Картужанский.

ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ, фотоаппарат, фотокамера, оптико-механич. устройство для получения оптич. изображений фотографируемых объектов на светочувствит