БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431. организац. принципа устав утверждал федерализм; программа представляла собой смесь реформистских и анархо-синдикалистских положений. Пред. Ф. у. был избран Л. Жуо, ген. секретарём - Р. Ботро. Ф. у. участвовала в создании Международной конфедерации свободных профсоюзов. Руководство Ф. у. выступает против контактов с ВКТ, однако в низовых организациях растёт стремление к единству действий с ВКТ. Руководство Ф. у. выступило также против наметившихся в нач. 70-х гг. тенденций к развитию ев-роп. проф. сотрудничества между проф-центрамй различной ориентации. Ген, секретарь - А. Бержерон. Центр. печатный орган - еженедельник "Форс увриер" ("Force Ouvriere"). Ок. 300 тыс чл (1975).

ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА (от франц. forcage - принуждение, форсирование), дополнит. камера сгорания нек-рых турбореактивных двигателей, служащая для кратковрем. увеличения тяги (см. Форсированная мощность). Двигатели с Ф. к. наз. форсированными. Ф. к. располагается между турбиной и реактивным соплом турбореактивного (ТРД) или двухконтурного турбореактивного (ДТРД) двигателя. В диффузор Ф. к. поступает газ, выходящий из турбины ТРД и содержащий ещё много кислорода (в ДТРД в диффузор поступает смесь этого газа с воздухом из внешнего контура). Скорость газового потока в диффузоре уменьшается, затем в него из системы форсунок подаётся горючее (обычно авиац. керосин). При сгорании этого топлива в Ф. к. температура возрастает и скорость истечения газов из реактивного сопла увеличивается. Для проведения процесса горения на возможно меньшей длине служат стабилизаторы пламени с пламепроводами, а для защиты стенок Ф. к. используется экран. Запуск (розжиг) Ф. к. осуществляется пламенем, выходящим из форкамеры (см. рис.).

Ф. к. можно применять также для форсирования мощности комбинированных двигателей внутр. сгорания.

ФОРСЕЛЛЬ (Forssell) Карл Густав (Йёста) Абрахамсон (2.3.1876, Аспебода, округ Даларна,- 13.11.1950, Стокгольм), шведский рентгенолог и радиолог. В 1902 окончил мед. ф-т Стокгольмского ун-та. В 1916-41 проф. Королевского Каролинского госпиталя и Каролинского ин-та в Стокгольме. Осн. труды по проблемам рентгеноанатомии и рентгенофизиологии желудка, а также по применению ионизирующих излучений для лечения злокачественных опухолей. По инициативе Ф. в программу мед. ин-тов Швеции (вслед за Австрией) был включён курс рентгенологии и радиологии; в 1910 создал центр клинич. рент-генорадиологии (Radiumhemmet), а также Шведское противораковое об-во. Основатель (1921) и ред. журнала "Acta Ra-diologica". Создатель школы рентгено-радиологрв.

Соч.: Uber die Beziehung des Rontgenbilder desmenschlichenMagens zu seinem anatomischen Bau, Hamb., 1913; On the permanency of radiological nealing in malignant tumors, Stockh., 1928; Travaux, v. 1 - 3, Stockh., 1949.

Лит.: Pfahler G. E., Professor Gosta Forssell, "Radiology", 1951, v. 56.

ФОРСИРОВАНИЕ (нем. forcieren- усиливать, от франц. force - сила), ускорение, усиление напряжённости и темпа в к.-л. деятельности (в работе, беге и пр.).

ФОРСИРОВАНИЕ ВОДНЫХ ПРЕГРАД, преодоление войсками в ходе наступления водной преграды (реки, канала, водохранилища, пролива и др.), противоположный берег к-рой обороняется противником. От обычного наступления Ф. в. п. отличается тем, что наступающие войска под огнём противника преодолевают водную преграду, овладевают плацдармами и развивают безостановочное наступление на противоположном берегу. В зависимости от характера водной преграды (её ширины, глубины, скорости течения воды и др.), силы обороны противника, возможностей наступающих войск и др. условий Ф. в. п. осуществляется с ходу или после планомерной подготовки.

В нач. 18 в. Петром I были сформированы спец. команды понтонёров, предназначавшиеся для устройства переправ. В 20 в. во всех армиях для переправы войск стали использовать понтонные парки и др. переправочные средства. Высокое искусство Ф. в. п. показали сов. войска во время Великой Отечеств. войны 1941-45. В ходе наступательных операций они успешно форсировали с ходу крупные реки (Днепр, Днестр, Неман, Дунай, Вислу, Одер и др.), создавая благоприятные условия для стремительного развития наступления в глубину и разгрома крупных группировок нем.-фаш. войск. В связи с возросшей глубиной наступательных операций на завершающем этапе войны сов. войска в ходе одной операции нередко форсировали одну за другой неск. водных преград.

Совр. уровень оснащения войск штатной плавающей боевой техникой и переправочными средствами позволяет им форсировать водные преграды без значит. снижения общих темпов наступления. Для Ф. в. п. подразделения, части и соединения используют плавающие танки, бронетранспортёры, боевые машины, штатные и приданные переправочные средства - самоходные паромы, и др. десантно-переправочные средства, пон-тонно-мостовые парки и вертолёты. Танки, кроме того, могут осуществлять переправу вброд или под водой. При Ф. в. п. с ходу предусматривается высылка от наступающих войск передовых отрядов, авангардов и высадка (выброска) воздушных десантов с целью захвата ими сохранившихся мостов, гидротехнических сооружений и выгодных для форсирования участков, преодоления с ходу водной преграды, овладения плацдармами и создания условий для переправы гл. сил. Ф. в. п. после планомерной подготовки осуществляется на широком фронте одновременно всеми силами первого эшелона, как правило, после огневой подготовки, н. Н. Фомин.

ФОРСИРОВАННАЯ МОЩНОСТЬ теплового двигателя, наибольшая мощность, к-рую может развивать двигатель в течение ограниченного времени, напр. для преодоления больших нагрузок. Получение мощности, превышающей номинальную, возможно при увеличении частоты вращения вала двигателя или повышении вращающего момента на валу. В первом случае Ф. м. ограничивается предельными значениями инерционных сил в деталях двигателя или ухудшением их смазки. Во втором случае Ф. м. ограничивается повышением давления рабочего тела, приводящим к росту механич. напряжений в деталях двигателя, или повышением темп-ры деталей, сопровождающимся ростом тепловой напряжённости. Предельное значение Ф. м. зависит также от типа двигателя, его конструктивных особенностей и метода регулирования мощности. Продолжительность работы двигателя с Ф. м. определяется способностью аккумулирования тепла в его деталях до достижения темп-р, вызывающих нарушение их нормальной работы или разрушение, и, как правило, не должна превосходить 10% моторесурса.

ФОРС-МАЖОР (франц. force-majeur), см. Непреодолимая сила.

ФОРСМАН (Forssmann) Вернер (р. 29.8. 1904, Берлин), немецкий хирург и уролог. В 1928 окончил мед. ф-т ун-та Фридриха Вильгельма в Берлине. С 1956 проф. хирургии и урологии ун-та им. Гутенберга (Майнц); с 1964 почётный проф. Мед. академии в Дюссельдорфе и проф. ун-та там же (до 1970). В 1929 разработал способ катетеризации сердца, испытал его на себе, проведя зонд через локтевую вену в правое предсердие. В 1931 применил этот способ для ангиокардиографии. Нобелевская пр. (1956, совм. с А. Курнаном и Д. Ричардсом).

Соч.: Die Sondierung des rechten Herzens, "Klinische Wochenschrift", 1929, Jg. 8, № 45.

Лит.: Knipping H., Bolt W., Gluckwunsch fur W. Forssmann, "Medizinische Klinik", 1956, Jg. 51, № 49.

ФОРСТЕН Георгий Васильевич [30.5 (11.6).1857, Фридрихсгам, Финляндия,- 21.7(3.8). 1910, приход Йоройс, Финляндия], русский историк швед. происхождения, один из основоположников изучения в России истории скандинавских стран. Окончил (в 1881) Петерб. ун-т, с 1896 проф. этого ун-та. Осн. круг научных интересов - балтийский вопрос в 15- 17 вв. Работы Ф. отличаются широкой постановкой вопроса, обилием фактич. материала, историчностью подхода к объяснению явлений, использованием обширного архивного материала из зарубежных архивов. В последние годы занимался историей Реформации и гуманизма в Германии.

Соч.: Борьба из-за господства на Балтийском море в XV и XVI столетиях, СПБ, 1884; Балтийский вопрос в XVI и XVII столетиях (1544-1648), т. 1-2, СПБ, 1893-1894.

Лит.: Похлебкин В. В., Г. В. Форстен - один из основоположников изучения истории Скандинавии в России, в кн.: Скандинавский сб., т. 2, Тал., 1957.

ФОРСТЕР (Vorster) Балтазар Иоханнес (р. 13.12.1915, Джеймстаун, Капская провинция), государственный деятель ЮАР. По образованию юрист. Во время 2-й мировой войны 1939-45 выступал за сотрудничество с фаш. Германией; в 1942-44 находился в заключении в лагере для профашистских элементов. В 1961-66 мин. юстиции в пр-ве X. Фер-вурда. С 1966 лидер Националистич. партии и премьер-мин. Политика пр-ва Ф. направлена на дальнейшее усиление режима апартхейда, продолжение незаконной оккупации терр. Намибии, подчинение влиянию ЮАР ряда молодых афр. гос-в. В кон. 1975 - нач. 1976 пр-во Ф. санкционировало вооружённое вторжение южноафр. войск на терр. Нар. Республики Ангола, закончившееся провалом .

ФОРСТЕР (Forster) Иоганн Георг Адам (27.11.1754, Нассенхубен, близ Данцига, совр. Гданьск,- 12.1.1794, Париж), немецкий просветитель и революционный демократ. Вместе с отцом в 1765-66 путешествовал по России, в 1772-75 участвовал во втором кругосветном путе