БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431-нах Тихого ок. В области внутр. политики главными для Ф. были экономич. проблемы, прежде всего кризисное состояние экономики США. Многие действия Ф. встречали оппозицию со стороны конгресса, стремившегося расширить свои полномочия во внутр. и внеш. политике США. На президентских выборах 1976 потерпел поражение.

ФОРД (Ford) Джон (апрель 1586, Ислингтон,- ок. 1639, место смерти неизв.), английский драматург. Несоответствие действительности идеалам чести и благородства составляет пафос ранней прозы ("Торжествующая честь", 1606) и поэзии Ф. С 1613 выступает только как драматург, обычно в соавторстве с Т. Декке-ром или У. Роули. Погружаясь в глубины психологии, Ф. показывает героев, одержимых роковыми страстями, жертв тра-гич. судьбы ("Нельзя её развратницей назвать", 1633; "Разбитое сердце", 1633). Автор историч. пьесы-хроники "Перкин Уорбек" (1634). Творчество Ф. представляет собой заключит. этап в развитии англ. ренессансной драмы.

Соч.: Five рlays. Ed. with an introd. and notes by H. Ellis, N. Y., 1957.

Лит.: История западноевропейского театра, т. 1, М., 1956; Andersоn D. К., J. Ford, N. Y., 1972.

ФОРД (Ford) Джон (наст. имя и фам.- Шон Алоизиус О'Фини, O'Feeney) (1.2.1895, Кейп-Элизабет, Мэн,- 31.8. 1973, Палм-Спрингс, Калифорния), американский кинорежиссёр. По национальности ирландец. Учился в колледже г. Портленд. В 1914 приехал в Голливуд, работал ассистентом режиссёра, с 1917 режиссёр. В 1920-30 ставил ковбойские фильмы, внося в традиционную форму "вестерна" прогрессивное социальное содержание, глубоко раскрывая психологию действующих лиц. Фильмы Ф. отмечены высоким мастерством режиссуры, изобразит. решения, для них характерны повествоват. ритм, точно воссозданная атмосфера действия. Лучшие работы режиссёра связаны с экранизацией лит. произведений, к-рые он, как правило, обогащал кинематографич. трактовкой. Ф. стремился найти исключительное в обычных обстоятельствах, героизм в повседневном, смешное в тра-гич. ситуации. Главное для него - исследование человеческого характера в критич. момент. Поставил фильмы: "Эрроусмит" (1932, по роману С. Льюиса), "Погибший патруль" (1934, по пьесе Ф. Мак-Дональда), "Осведомитель" (1935, по роману Л. О'Флаэрти), "Плуг и звёзды" (1937, по роману Ш. О'Кей-си), "Дилижанс" (1939, в сов. прокате "Путешествие будет опасным"), "Юный мистер Линкольн" (1939), "Гроздья гнева" (1940, по роману Дж. Стейнбека), "Долгий путь домой" (1940, по пьесам О'Нила), "Как зелена была моя долина" (1941, по роману Р. Левелина), "Моя дорогая Клементина" (1946), "Рио Гранде" (1950), "Цена славы" (1952), "Последнее ура" (1957), "Осень Чейенов" (1964) и др. Снял документальные фильмы: "Битва за Мидуэй" (1942), "Мы отплываем в полночь" (1943), "Это - Корея" (1951).

Лит.: Эйзенштейн С., Мистер Линкольн мистера Форда, Избр. произв., т. 5, М., 1968; Mitry J., John Ford, t. 1 - 2, P., 1954; Кеziсh Т., John Ford, Parma, 1958.

"ФОРД МОТОР" (Ford Motor), авто-моб. монополия США, см. в ст. Автомобильные монополии.

ФОРДЕВИНД (голл. voordewind), 1) курс парусного судна, совпадающий с направлением ветра (по ветру, с попутным ветром). 2) Поворот парусного судна, при к-ром судно пересекает направление ветра кормой.

ФОР-ДЕ-ФРАНС (Fort-de-France), город, адм. центр франц. владения Мартиника в Вест-Индии. 100 тыс. жит. (1974). Порт на 3. о. Мартиника; вывоз фруктов, сахара, рома. Сах. промышленность, произ-во рома и фруктовых консервов.

ФОРДИЗМ, система организации массово-поточного произ-ва, возникшая в США в 1-й четв. 20 в. Названа по имени амер. инженера и промышленника Г. Форда (Н. Ford, 1863-1947), к-рый впервые ввёл её на своих автомоб. з-дах в гг. Ривер-Руж и Дирборн (США).

Основой Ф. и обусловленных им новых методов организации произ-ва и труда стал сборочный конвейер (см. Конвейерная сборка). Каждый из рабочих, размещённый вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (а то и одного) трудовых движений (напр., поворот гайки ключом), для выполнения к-рых не требовалось практически никакой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36% - от одного дня до одной недели, для 6% - одна-две недели, для 14% - от месяца до года.

Введение конвейерной сборки наряду с нек-рыми другими технич. новшествами (типизация продукции, стандартизация и унификация деталей, их взаимозаменяемость и т. п.) привело к резкому росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству (см. также Поточное производство). Вместе с тем Ф. привёл к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму. Ф. рассчитан на превращение рабочих в роботов и требует крайнего нервного и физич. напряжения. Принудит. ритм труда, задаваемый конвейером, вызвал необходимость замены сдельной формы оплаты рабочей силы повременной. Ф., как и до него тейлоризм, стал синонимом методов эксплуатации рабочих, присущих монополи-стич. стадии капитализма, призванных обеспечить повышение прибыли капиталистич. монополиям.

Стремясь подавить недовольство рабочих и не допустить их организованной борьбы в защиту своих прав и интересов, Форд ввёл казарменную дисциплину на предприятиях, насаждал систему шпионажа среди рабочих, содержал собств. полицию для расправы с рабочими-активистами. В течение многих лет не допускалась на предприятиях Форда деятельность профсоюзов.

В кн. "Моя жизнь, мои достижения" (1924) Форд претендовал на роль некоего "социального реформатора" и утверждал, будто его методы организации произ-ва и труда могут превратить бурж. общество в "общество изобилия и социальной гармонии". Форд превозносил свою систему как заботу о рабочих, особенно более высокую заработную плату на своих предприятиях, чем в среднем по отрасли. Однако более высокие заработки связаны прежде всего с исключительно высокими темпами труда, быстрым изнашиванием рабочей силы, задачей привлечения всё новых рабочих взамен выбывающих из строя.

Выступления трудящихся против разрушит. социальных последствий Ф. расцениваются бурж. идеологами как сопротивление технич. прогрессу. В действительности рабочий класс борется не против технич. прогресса, а против капиталистич. использования его достижений. В условиях совр. научно-технич. революции и повышения общеобразоват. и проф. уровня подготовки рабочего класса, усиления его борьбы Ф. стал тормозом роста производительности труда.

В нач. 70-х гг. нек-рые капиталистич. фирмы проводят эксперименты по модификации конвейерного произ-ва в целях уменьшения монотонности, повышения содержательности и привлекательности труда, а следовательно, и его эффективности. Для этого реконструируются конвейерные линии: они укорачиваются, операции на них совмещаются, практикуется перемещение рабочих вдоль конвейера для выполнения цикла операций и т. п. Подобные мероприятия часто изображаются бурж. социологами как проявление заботы предпринимателей о "гуманизации труда". Однако в действительности они диктуются стремлением приспособить Ф. к совр. условиям и тем самым усовершенствовать методы эксплуатации трудящихся.

Только при социализме достигается подлинная гуманизация труда: человек становится творческой личностью, уверенной в обществ. ценности своей деятельности; постигает науку управления произ-вом, гос-вом, обществом. Любые формы технич. прогресса, в т. ч. конвейер, применяются в условиях средней общественно нормальной интенсивности труда и сопровождаются облегчением и улучшением его условий.

Лит.: Витте И. М., Тэйлор, Джиль-берт, Форд, Л., 1925; Лавров Н. С.,Генри Форд и его производство, Л., 1926; Вейс Г., Аббе и Форд. (Капиталистические утопии.), М.- Л., 1928; Burlingame R., Henry Ford, L., 1957; HughesJ. Т., The vital few; American economic progress and its protagonists, Boston, 1966. М. Г. Мошенский.

ФОРЕ (Faure) Габриель (12.5.1845, Памье, Арьеж, - 4.11.1924, Париж), французский композитор и органист. Чл. Института Франции (1909). Ученик Л. А. Нидермейера и К. Сен-Санса. Один из основателей и активных членов Нац. муз. об-ва (1871). С 1896 проф. (в 1905-20 директор) Парижской консерватории. Среди его учеников - М. Равель, Ж. Роже-Дюкас, Ш. Кёклен, А. Казелла, Н. Буланже, Дж. Энеску. В 1903-13 возглавлял отдел муз. критики журн. "Фигаро". Музыка Ф. отличается самобытной мелодикой, его стилю свойственны черты, предвосхитившие импрессионизм (некоторые ладогармонич. приёмы, поэтич. картинная звукопись). Среди произв. Ф. выделяются камерно-инструм., фп. пьесы, Реквием (1888). Ему принадлежат также оперы "Прометей" (1900), "Пенелопа" (1913), симфония (1884), сюита (1873) и "Павана" (1887) для оркестра, "Баллада" (1881) и "Фантазия" (1919) для фп. с оркестром, хоры, романсы, музыка к спектаклям драматич. театра и др.

Лит.: Шнеерсон Г., Французская музыка XX века, 2 изд., М.. 1970; КоесhIin Ch., G. Faure, P., 1949; Lоng M., Au piano avec G. Faure, P., 1963. И. А. Медведева.

ФОРЕЛИ (нем., ед. ч. Forelle), пресноводные жилые формы лососей из родов Salmo и Oncorhynchus, обитающие в горных ручьях и реках или в озёрах. Дл. те