БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431но служат стоком для энергии, запасённой др. степенями свободы кристалла, напр. электронными..

Ср. энергию газа Ф. (как и др. квазичастиц) можно характеризовать величиной, подобной темп-ре обычного газа. Однако благодаря сравнительно слабой связи Ф. с др. квазичастицами фононная (или решёточная) темп-pa может отличаться от темп-ры др. квазичастиц (электронов проводимости, магнонов, эксито-нов). В аморфных (стеклообразных) телах понятие Ф. удаётся ввести только для длинноволновых акустич. колебаний, мало чувствительных к взаимному расположению атомов.

Ф. наз. также элементарные возбуждения в сверхтекучем гелии, описывающие колебательное движение квантовой жидкости (см. Сверхтекучесть).

Лит.: 3айман Дж., Электроны и фононы, пер. с англ., М., 1962; Косевич А. М., Основы механики кристаллической решетки, М., 1972; Рейсленд Дж., Физика фононов, пер. с англ., М., 1975.

М. И. Каганов.

ФОНОТЕКА (от греч. phone - звук и theke - хранилище), организованное в определённой системе собрание звукозаписей (муз., лит., документальных, спец. учебных и др.); учреждение (или его подразделение), осуществляющее собирание, спец. обработку, хранение и выдачу звукозаписей. Существуют гос., общественные и личные Ф.- универсальные и специализированные. Значит. распространение получили уч. Ф.- в общеобразоват. школах (одна из первых - в нач. 20 в. в Париже), высших, ср. спец. уч. заведениях, особенно музыкальных, театральных, пед., культурно-просветительных .

Крупнейшие Ф. мира: в СССР - Гос. дома радиовещания и звукозаписи, Центр. гос. архива звукозаписей, Всесоюзной студии грамзаписи, Гос. б-ки им. В. И. Ленина, Всероссийского театрального об-ва. Центр. театрального музея им. А. А. Бахрушина (все - в Москве), Моск. и Ленингр. консерваторий и др.; за рубежом - Брюссельская междунар. Ф. (Бельгия), Ф. Берлинской АН и Берлинской б-ки (ГДР), Академии грамзаписи им. Ш. Кро (Франция), Британского музея (Великобритания), Б-ки Конгресса в Вашингтоне (США) и др. Уникальные собрания звукозаписей имеют известные зарубежные фирмы граммофонных пластинок. В крупных Ф., как правило, существуют отделы т. н. фондовых (оригинальных) звукозаписей (см. в ст. Звукозапись). О частных собраниях звукозаписей см. в ст. Филофония. Лит.: Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука, М., 1964.

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ (от греч. phone - звук и хрестоматия), звуковое уч. пособие, состоящее из комплекта граммофонных пластинок (лит., муз., спец. учебные и документальные записи по программе к.-л. уч. предмета) и мето-дич. руководства для преподавателя по использованию их в учебно-воспитат. процессе. Принцип отбора и создания записей для Ф. основан на единстве их пед. и художеств. воздействия на уч-ся. Идея создания звучащей книги в помощь учителю высказана впервые в 30-е гг. 20 в. сов. мастером художеств. слова В. Н. Яхонтовым. Первые Ф. (по рус. лит-ре для 5-7-х классов общеобразоват. школы) выпущены в СССР в 1965- 1967. С кон. 60-х гг. издаются Ф. по русской и родной лит-рам для нац. школ и ср. спец. уч. заведений, по истории СССР, муз. лит-ре и др. Ф. составляют осн. фонд уч. фонотек. Звуковые уч. пособия типа Ф. (в основном по иностр. языкам и муз. лит-ре) издаются во мн. странах. См. также Звукозапись.

Лит.: Конокотин Э. О., Методические рекомендации к фонохрестоматии по литературе, 2 изд., М., 1975.

ФОНСЕКА (Fonseca) Агиналду Бриту (р. 20.9.1922, Минделу, о. Сан-Висенти), поэт Островов Зелёного Мыса. С 1945 живёт в Лисабоне. Пишет на португ. яз. Активно сотрудничает в прогрессивной периодике Португалии и Островов Зелёного Мыса. Первые стихи опубл. в сер. 40-х гг. В 1951 вышел сб. "Линия горизонта", в 1958 опубл. подборка стихов Ф. в "Культурном приложении" к "Бюллетеню Зелёного Мыса". Поэзия Ф. привлекает гражд. пафосом, силой социальных разоблачений.

Соч. в рус. пер.: [Стихи], в сб.: Взглядом сердца, М., 1961; [Стихи], в сб.: Здесь и трава родится красной, М., 1967; Поэзия Африки. Библиотека Всемирной литературы, т. 131, М., 1973.

Лит.: Ряузова Е. А., Португалоязычные литературы Африки, М., 1972.

ФОНСЕКА (Fonseca) Рикардо (17.1.1906, Пуэрто-Сааведра, - 21.7.1949, Сантьяго), деятель рабочего и профсоюзного движения Чили. Выходец из крест. семьи. По профессии учитель. С 1929 чл. компартии Чили. Основатель (1923) и руководитель (до 1934) Федерации учителей, выступавшей за демократизацию образования. В 1937-40 один из руководителей Союза коммунистич. молодёжи Чили. Активный участник Нар. фронта (1936-41). В 1940-46 чл. Политко-миссии ЦК Коммунистич. партии Чили (КПЧ) и редактор ЦО КПЧ "Эль сигло" ("El Siglo"). С 1946 - ген. секретарь ЦК КПЧ. Депутат Нац. конгресса Чили с 1941.

ФОНСЕКА (Fonseca), залив Тихого ок. у берегов Центр. Америки (Сальвадор, Гондурас). Дл. 74 км, шир. у входа 35 км, глуб. до 27 м. Цриливы полусуточные, их величина до 4,4 м. Гл. порт - Ла-Уньон (Сальвадор).

ФОНТАН (итал. fontana, от лат. fons, род. падеж fontis - источник, ключ) в архитектуре, сооружение, служащее основанием или обрамлением для бьющих вверх или стекающих вниз струй воды. Первоначально Ф. сооружались преим. только как источник питьевой воды. Затем сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелёными насаждениями стало одним из средств создания различных декоративных и художественно-образных решений в архитектуре и садово-парковом искусстве. Декоративно оформленные Ф. сооружались в античных, ср.-век. западноевропейских городах, в странах Бл. и Ср. Востока, в Индии. Возникшие ещё в античный период Ф. с орошаемыми водой статуями, колоннами, чашами и др. были излюбленным украшением гор. площадей в Европе 16-18 вв. (напр., Ф. Флоренции и Рима), в виллах и дворцово-парковых комплексах (напр., в Версале). В России в 18 -нач. 19 вв. в Петергофе (ныне Петродворец) была создана грандиозная система Ф. Совр. Ф. придают декоративный характер, к-рый нередко усиливает электрич. подсветка в вечерние часы.

Илл. см. на вклейке, табл. XXXII (стр. 528-529).

Лит.: Спышнов П. А., Фонтаны, М., 1950.

ФОНТАНА (Fontana) Доменико (1543, Мелиде, Швейцария,- 1607, Неаполь), итальянский архитектор. Представитель раннего барокко. Работал в Риме (1563- 1592) и Неаполе (с 1592). Среди построек - Латеранский дворец в Риме, 1586- 1590; Палаццо Реале в Неаполе, 1600-02, и др. Центр. место в творчестве Ф. занимают его градостроит. работы в Риме: пробив улицу Феличе (ныне Виа Систина и др. улицы) и установив несколько обелисков (на пл. Св. Петра и в др. местах), он во многом способствовал становлению барочной концепции города как системы парадных ансамблей.

Соч.: Delia trasportatione dell'obelisco vaticano..., [pt. 1 - 2], Roma - Napoli, 1590- 1604.

Лит.: Мunоz A., D. Fontana, Roma - Bellinzona, [1944].

ФОНТАНА (Fontana) Жозе (Джузеппе) (26.10.1841, Каббио, Тессин, Швейцария,- 2.9.1876, Лисабон), деятель португальского рабочего движения, публицист. По национальности итальянец. Рабочий, затем служащий библиотеки. Один из создателей секции 1-го Интернационала в Португалии, член Португ. федерального совета Интернационала (1872- 1873), организатор и секретарь "Рабочего братства" - первой массовой орг-ции португ. рабочих, ред. газ. "Пенсаменто со-сиал" ("О Pensamento social", 1872-73). Находился под влиянием мелкобурж. социализма, к-рое преодолевал под воздействием К. Маркса, Ф. Энгельса и П. Лафарга (Ф. с ними переписывался). Пропагандировал отд. положения науч. коммунизма, выступал за создание самостоят. пролетарской партии в Португалии.

ФОНТАНА (Fontana) Карло (1634, Брузата, Швейцария,- 5.2.1714, Рим), итальянский архитектор. Представитель позднего барокко. Ок. 1656 приехал в Рим, учился у Л. Бернини; испытал также воздействие Ф. Борромини. Творчество Ф., сочетавшего любовь к живописным эффектам с тяготением к гармонич. уравновешенности и тектонич. цельности, ока-вало значит. воздействие на развитие классицизирующего направления в европ. зодчестве 18 в. Был автором многочисл. архитектурных, архитектурно-археол. и инженерно-строит. сочинений.

Соч.: II tempio Vaticano e sua origine, Roma, 1694.

Лит.: Coudenhove-Erthal E., Carlo Fontana..., W., 1930.

ФОНТАНА (Fontana) Оскар Маурус (13.4.1889, Вена,-5.5.1969, там же), австрийский писатель. Учился в Венском ун-те. Участник 1-й мировой войны 1914- 1918. Неоромантич. пьесы Ф. "Сказка о безмолвии" (1910), "Молочные братья" (1912) стоят у истоков австр. экспрессионизма. Социально-критич. направленностью отмечены романы "Пробуждение" (1919), "Пленница Земли" (1928); науч. и трудовой подвиг - тема романов "Путь сквозь гору" (1936), "Ангел милосердия" (1950), "Дыхание огня" (1954). Автор многочисл. очерков - лит. портретов совр. австр. театр. деятелей.

Соч.: Der Sommer singt sein Lied, W., 1949.

ФОНТАНА (Fontana) Феличе (15.4.1730, Помароло, близ Роверето,- 11.1.1805, Флоренция), итальянский химик и натуралист. Проф. Пизанского ун-та, директор естественно-исторического музея во Флоренции. В 1774 определил содержание кислорода в атм. воздухе. В 1777 открыл (одновременно с К. Шееле) способность