БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 Г., Основы ускорительной техники, М., 1975; Ускорители. Сб., пер. с англ. и нем., под ред. Б. Н. Ябло-кова, М., 1962; Электростатические ускорители заряженных частиц. Сб., под ред. А. К. Вальтера, М., 1963. М. П. Свинъин.

УСЛАР Пётр Карлович [20. 8 (1. 9). 1816, дер. Курово Тверской губ.,-8(20). 6.1875, там же], барон, русский языковед. Чл.-корр. Петерб. АН (1868). Окончил курс в Академии Генштаба. Один из основоположников науч. изучения кавказских (иберийско-кавказских) языков. Автор грамматич. очерков с текстами и словарями абхазского, чеченского, аварского, лакского, даргинского, лезгинского, табасаранского (в рукописи) языков. Разработал метод дескриптивного анализа языка. Один из предшественников теории фонем. Развивал концепцию пассивности переходного глагола в языках эргативного строя. Предпринимал попытки создания письменностей и организации просвещения для бесписьменных народов Кавказа.

Соч.: Этнография Кавказа. Языкознание, т. 1 - 6, Тифлис, 1887 - 96.

Лит.: Чикобава А. С., П. Услар и вопросы научного изучения горских иберийско-кавказских языков, в кн.: Иберийско-кавказское языкознание, т. 7, Тб., 1955.

Г. А. Климов.

УСЛАР ПЬЕТРИ (Uslar Pietri) Артуро (р. 16. 5. 1906, Каракас), венесуэльский писатель, критик, социолог. С 1928 участвовал в студенческом движении и подвергался преследованиям диктаторского режима. В 1939-45 занимал разные министерские посты. В 1946-51 проф. лат.-амер. лит-ры в Колумбийском ун-те (США), с 1950 - в Каракасском ун-те. Основатель авангардистского журн. " Vier-nes" ("Вьернес"). Сб. рассказов "Варрава и другие рассказы" (1928) написан в духе костумбризма.Реалистич. картины природы даны в сб-ках рассказов "Сеть" (1936) и "Тридцать человек и их тени" (1949). Автор историч. романов "Алые копья" (1931) и "Путь Эль Дорадо" (1948), романов "Портрет одной географии" (1962), "Время маски" (1964) из жизни совр. Венесуэлы, а также историко-лит. трудов.

С о ч.: Obras selectas, Madrid-Caracas, 1956; Teatro, Caracas, [1958].

Лит.: Miliani D., Uslar Pietri - reno-vador del cuento venezolano, [Caracas, 1969]; "Imagen", 1974, № 92 - 93 (номер посвящён А. Услару Пьетри). 3. И. Плавскин

УСЛОВНАЯ СХОДИМОСТЬ, понятие

ся. Если ряд условно сходится, то ряды, составленные из его положительных и отрицательных членов, расходятся. Путём изменения порядка членов условно сходящегося ряда можно получить ряд, сходящийся к любой наперёд заданной сумме или же расходящийся (теорема Римана). При почленном умножении двух условно сходящихся рядов может получиться расходящийся ряд. Понятие У. с. обобщается на ряды векторов, бесконечные произведения, а также на несобственные интегралы.




2712.htm
УСТОЙЧИВОСТЬ ДВИЖЕНИЯ, одно из важнейших понятий механики. Движение любой механич. системы, напр. машины, гироскопического устройства, самолёта, снаряда и т. п., зависит от действующих сил и т. н. начальных условий, т. е. от положений и скоростей точек системы в момент начала движения. Зная эти силы и начальные условия, можно теоретически рассчитать, как будет двигаться система. Движение, соответствующее этому расчёту, наз. невозмущённым. Но поскольку все измерения производятся с той или иной степенью точности, то на практике истинные значения начальных условий будут обычно несколько отличаться от расчётных. Кроме того, механич. система может во время движения подвергнуться незначит. случайным воздействиям, не учтённым при расчёте, что тоже эквивалентно изменению начальных условий. Возникающие по разным причинам отклонения начальных условий от их расчётных значений, наз. начальными возмущениями, а движение, к-рое система будет совершать при наличии этих возмущений,- возмущённым движением.

Влияние начальных возмущений на характеристики движения системы (траектории её точек, их скорости и т. п.) может быть двояким. Если при достаточно малых начальных возмущениях к.-н. из характеристик во всё последующее время мало отличается от того значения, к-рое она должна иметь в невозмущённом движении, то движение системы по отношению к этой характеристике наз. устойчивым. Если же при сколь угодно малых, но не равных нулю начальных возмущениях данная характеристика со временем будет всё более и более отличаться от значения, к-рое она должна иметь в невозмущённом движении, то движение системы по отношению к этой характеристике наз. неустойчивым. Эти определения соответствуют определению У. д. по А. М. Ляпунову. Условия, при к-рых движение механич. системы является устойчивым, наз. критериями устойчивости.

В качестве примера рассмотрим гироскоп (волчок), ось к-рого вертикальна и к-рый вращается вокруг этой оси с угловой скоростью со (рис.). Теоретически ось гироскопа должна оставаться вертикальной при любом значении w, но фактически, когда со меньше некоторой величины wкр, ось при любом малом возмущении (толчке) будет всё более отклоняться от вертикали. Если же со больше wкр,

то малые возмущения практически направление оси не изменят. Следовательно, при w < wкр гироскоп по отношению к направлению его оси неустойчив, а при w > wкр устойчив. Последнее неравенство и является критерием устойчивости,при этом wкр =

вес гироскопа, а - расстояние от точки

опоры О до центра тяжести С, IХ и I Y - моменты инерции гироскопа относительно осей х и у соответственно.

Теория У. д. имеет важное практич. значение для многих областей техники, т. к. У. д. должны обладать различного рода двигатели, автомобили, самолёты, ракеты, гироскопич. приборы, системы автоматич. регулирования и др. В небесной механике проблема У. д. возникает при изучении вопроса о длительности сохранения структуры солнечной системы, двойных звёзд и др.

Лит.: Ляпунов А. М., Общая задача об устойчивости движения, М.- Л., 1950; Четаев Н. Г., Устойчивость движения, 2 изд., М., 1955; Дубошин Г. Н., Основы теории устойчивости движения, [М.], 1952; Красовский Н. Н., Некоторые задачи теории устойчивости движения, М., 1959; Малкин И. Г., Теория устойчивости движения, М.- Л., 1952; Меркин Д. Р., Введение в теорию устойчивости движения, М., 1971 (лит.).

УСТОЙЧИВОСТЬ ОСНОВАНИЯ, способность основания сооружения сопротивляться выпиранию грунта (из-под подошвы фундамента) под действием нагрузок, передаваемых сооружением. При действии начальной критической нагрузки нарушение прочности грунта происходит лишь в отд. точках или заданной ограниченной области основания; в случае предельной нагрузки всё основание теряет устойчивость.

УСТОЙЧИВОСТЬ РАВНОВЕСИЯ. Равновесие механич. системы устойчиво, если при малом возмущении (смещении, толчке) точки системы во всё последующее время мало отклоняются от их равновесных положений; в противном случае равновесие неустойчиво. Обычно при малых возмущениях точки системы, находящейся в положении устойчивого равновесия, совершают около своих равновесных положений малые колебания, к-рые вследствие сопротивлений со временем затухают, и равновесие восстанавливается. Более строго У. р. определяется и исследуется так же, как и устойчивость движения. В случае механической консервативной системы достаточное условие У. р. даётся теоремой Лагранжа - Дирихле, согласно к-рой равновесие устойчиво, если в положении равновесия потенциальная энергия системы минимальна. См. также Устойчивость упругих систем.

УСТОЙЧИВОСТЬ СООРУЖЕНИЯ, способность сооружения противостоять действию сил, стремящихся вывести его из состояния равновесия. Необходимость обеспечения устойчивости (наряду с прочностью) - одно из осн. требований, предъявляемых к сооружениям. Следствием потери устойчивости обычно является сдвиг (скольжение) или опрокидывание сооружения. Проверка У. с. необ ходима в первую очередь в тех случаях, когда на сооружение действуют горизонтальные силы (гидростатич. давление на плотину, давление грунта на подпорную стенку или устой моста, сейсмич. и ветровые нагрузки на высотные сооружения и т. п.). При проверке У. с. на опрокидывание сопоставляются значения опрокидывающего и удерживающего моментов относительно внешнего ребра фундамента. Проверка У. с. на сдвиг требует сопоставления сдвигающих (обычно горизонтальных) сил, действующих на сооружение, с удерживающими (реактивными) силами, напр. силами трения или сцепления. См. также Устойчивость основания, Устойчивость упругих систем.

УСТОЙЧИВОСТЬ ТЕРМОДИНАМИЧЕСКАЯ, устойчивость равновесия термодинамического системы относительно малых вариаций её термодинамич. параметров (объёма, давления, темп-ры и др.). В общем случае состояние равновесия характеризуется минимальным значением потенциала термодинамического, соответствующего независимым в условиях опыта переменным. Напр., при независимых переменных энтропии, объёме и числе молей компонентов для термодинамич. равновесия системы необходимо, чтобы была минимальна её внутренняя энергия U. Из этого требования вытекает, во-первых, что должна быть равна нулю первая вариация бU при малых вариациях переменных и постоянстве полной энтропии, объёма и числа частиц. Отсюда как условие равновесия следует постоянство темп-ры и давления для всех фаз, а также рав