БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431матургии стала 2-я симф. Лятошинского (1936). Возникли новые для укр. музыки симф. жанры - поэмы (Борисов, Г. И. Майборода, Данькевич, В. А. Барабашов), концерты для инструментов с оркестром (Ревуцкий, Косенко, П. Т. Глушков, Д. Л. Клебанов, Г. П. Таранов). Были созданы оперы на сов. тематику "Трагедийная ночь" Данькевича (1934, по Безыменскому), "Перекоп" Ю. С. Мейтуса, В. П. Рыбаль-ченко и М. Д. Тица (1938) и др. Вериковский написал первую сов. укр. ли-рико-психологич. оперу "Батрачка" по Шевченко (пост. 1943, Иркутск). Значительное произв. этого периода - героико-революц. опера "Щорс" Лятошинского (1938). К 30-м гг. относится формирование сов. укр. оперетты, гл. обр. в творчестве А. П. Рябова ("Сорочинская ярмарка" по Гоголю, 1936, "Свадьба в Малиновке", 1937, на сюжет Гражд. войны 1918-20). В камерном жанре выступили А. Д. Филиппенко, Клебанов, Н. Ф. Колесса. В области романса формировалась новая для сов. укр. творчества его разновидность - баллада (Надененко, Лятошинский, С. С. Жданов, Данькевич, М. Д. Тиц, Мейтус, А. Я. Штогаренко и др.). С появлением в 30-е гг. звукового кино композиторы работали и в этой области (И. Ф. Бэлза, А. Ф. Зноско-Боров-ский, Косенко, Лятошинский, Ревуцкий и др.). В 1939, с воссоединением западно-укр. земель с Сов. У., в Союз композиторов УССР влилась группа композиторов во главе с Людкевичем - В. Барвинский, Е. Т. Козак, Колесса, А. О. Кос-Анатоль-ский, Р. А. Симович, А. М. Солтыс.

В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 нек-рые композиторы, исполнители и педагоги погибли на фронтах, защищая Родину. Многие работали в составе фронтовых бригад, ансамблей, находились в эвакуации в разных республиках Сов. Союза. Гл. темой творчества становится героич. борьба сов. народа против агрессоров, ведущим жанром - массовая песня. Идея единения народов СССР в борьбе против фашизма воплотилась в вокально-симф. и хоровых произв., в частности в кантате-симфонии "Украина моя" Штогаренко (1943). В камерном жанре этапными стали фп. "Украинский квинтет" Лятошинского (1942), 2-й квартет А. Д. Филиппенко (1948), посв. С. А. Ковпаку. Создаются симф. произв.: "Дагестанская сюита" (1942), "Поэма о Родине" (1943) Борисова, "Степная поэма" М. А. Скорульского (1944), поев. Амангельды Иманову, а также оперы: "За Родину" Козицкого (пост. 1942, Уфа), туркм. оперы Мейтуса- "Абадан" (1943, совм. с А. Кулиевым) и "Лейли и Меджнун" (1946, совм. с Д. Овезовым).

После изгнания нем.-фаш. захватчиков восстанавливалась муз. жизнь У., возобновили деятельность муз. учреждения, начали свою работу Укр. нар. хор (осн. в 1943, ныне им. Г. Г. Верёвки). Творчество укр. композиторов в кон. 40-х и в 50-е гг. отмечено тяготением к героико-патриотич. тематике. На первый план выдвинулись оперный и симф. жанры. Были созданы оперы "Молодая гвардия" (1-я ред. 1947; 2-я ред. 1950, по А. А. Фадееву) и "Заря над Двиной" (1955) Мейтуса, "Милана" (1957), "Арсенал" (I960) Г. И. Майбороды, "Богдан Хмельницкий" Данькевича (1951; 2-я ред. 1953), "Зарево" Кос-Анатольского (1959). Композиторы обращались к жанрам, ранее мало разрабатывавшимся на У. В 1958 появилась лирико-психологич. драма "Украденное счастье" Мейтуса (по Франко), в 1957 - "Лесная песня" (по Лесе Украинке) В. Д. Кирейко.

В симф. творчестве преобладали программные поэмы и сюиты (Мейтус, В. Б. Гомоляка, К. Я. Доминчен, Г. И. Майборода, А. Г. Свечников, Людкевич, Филиппенко, Лятошинский, Таранов, В. Н. Нахабин). Симфонии писали Штогаренко (1-я - "Симфонические сказки", 1946), Мейтус ("Туркменская симфония", 1946), Таранов (4-я - 1957), Р. А. Симович (1 - 5-я, 1945-55), Н. Ф. Колесса (1-я - 1950), Клебанов (1 - 3-я, 1945-58), Зноско-Боровский (симфония "Джан Туркменистан", 1960), Г. И. Майборода (2-я - 1952). Выдающимся явлением стала 3-я симфония Лятошинского (1951; 2-я ред. 1955). В жанре концерта для инструментов с оркестром работали Нахабин, Лятошинский, Штогаренко. В вокально-симф. произведениях нашли своё дальнейшее развитие традиции укр. монументальных хоровых сочинений. Появился ряд значит. произв. камерно-инструм. жанров: Патетич. секстет (1945), посв. Зое Космодемьянской, 2-й квартет (1945) Таранова, 4-й квартет Лятошинского (1946), сюита для струнного квартета "Дружба" И. Н. Шамо (1955), квартет "Освобождённая Молдавия" С. Д. Ор-феева (1946), фп. квинтет Клебанова (1953), фп. квинтет, посв. М. Карловичу, Тадеуша Маерского (1953), квартет "Армянские эскизы" Штогаренко (1960). Тарановым был написан первый на У. квинтет для деревянных духовых инструментов (1959). Возросло значение гражд. тематики в области романса. Жанр романса обогатился лирико-драматич. монологами, гимнами, лирич., сатирич., шуточными романсами (Надененко, Ве-риковский, Лятошинский, Мейтус, Кос-Анатольский, Клебанов, Г. И. Майборода, Шамо и др.). В 50-е гг. многие композиторы работали в области кино и драматич. театра (П. И. Майборода, Жуковский, Г. И. Майборода, А. И. Билаш, Филиппенко и др.).

Высокого расцвета достигла сов. укр. муз. культура во всех областях творчества и исполнительства в 60-70-е гг. Были организованы новые муз. учреждения - театры, хоровые и оркестровые коллективы, инструм. и вокальные ансамбли, уч. заведения. Этот период отмечен наиболее глубоким освоением и творч. использованием фольклора (начиная с его древнейших пластов) и классич. традиции мировой музыки, а также стремлением к активному обновлению муз. яз. и овладению совр. средствами муз. выразительности. Крупным образцом философско-образного обобщения явлений жизни стали 4-я (1963) и 5-я "Славянская" (1966) симфонии Лятошинского.

С лирико-эпич. произв. выступил Штогаренко (2-я симфония "Памяти товарища", 1966; 3-я симфония-"Киевская", 1972), Шамо (симфония для струнного оркестра, 1964). Разнообразное по содержанию творчество Таранова (5-я симфония - "Глуповские градоначальники" по "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина, 1964; 6-я - посв. С. С. Прокофьеву, 1964; 7-я - "Юбилейная" - к 50-летию Октября, 1967; 8-я - "Шушенская", посв. В. И. Ленину, 1969; 9-я, 1975; симф. поэма "Три монумента"- памяти погибших в годы Великой Отечественной войны, 1971) изобилует находками в области муз. формы (трактовка симф. цикла) и оркестра. Памяти погибших посвятили свои произв. Борисов ("Ода памяти погибших", 1967), Гомоляка (муз. монумент "В парке вечной славы", 1971). Заметными явлениями стали 1-я (1962) и 2-я (1965) симфонии В. С. Губаренко, 1-я (1960) и 2-я (1974) укр. карпатские рапсодии Л. Н. Колодуба (1974), отмеченные яркой народностью и колоритностью оркестрового письма. В 60-е и 70-е гг. начали своё творчество Л. А. Грабовский (4 укр. песни для хора и симф. оркестра, 1959; "Симфонические фрески", 1961), М. М. Скорик ("Гуцульский триптих", 1965; "Карпатский концерт" для симф. оркестра, 1972), Ю. Я. Ищенко (3 симфонии, 1964-71), Губаренко (концерт-поэма для виолончели с оркестром, 1963), В. М. Золотухин (симфония, 1970), Е. Ф. Станкевич (2-я - "Героическая симфония", 1974, симфония "Я утверждаюсь", 1976), И. Ф. Карабиц, Л. В. Дычко, В. С. Бибик. Большое внимание уделяют композиторы жанру концерта, включающего в себя большой круг инструментов и голос (М. М. Жербин, Г. И. Майборода, Кос-Анатольский и др.).

В оперном творчестве наряду с неослабевающим интересом к историко-ре-волюц. и патриотич. тематике усилилась лирико-психологич. струя, был создан жанр монооперы. Среди опер: "Братья Ульяновы" (1967; 2-я ред. 1970), "Ярослав Мудрый" (1975), "Рихард Зорге"(1974) Мейтуса; "Коммунист" Клебанова (1967), "Тарас Шевченко" Г. И. Майбороды (1964), "В воскресенье рано зелье копала" В. Д. Кирейко (1966), "Гибель эскадры" (1967), "Мамай" (1970), "Нежность" ("Письма любви", 1972) Губаренко, "Один шаг к любви" Жуковского (1970), "Десять дней, которые потрясли мир" М. В. Карминского (1970).

В оперетте доминирует совр. тематика; её авторы -А. Д. Филиппенко, Я. С. Цег-ляр, В. А. Лукашов, О. А. Сандлер и др. В вокально-симф. жанре нашли воплощение образ Ленина, темы Октябрьской революции, истории народа. Написаны кантаты: "Октябрьские новеллы" Жуковского (1957), "Заря над Африкой" Мяскова (1963), "На обновлённой земле" А. Д. Филиппенко (1963), "Человек" Скорика (1964), "Путями Октября" (муз. повесть, 1967) Штогаренко, "Ленин идёт по планете" П. Д. Гайдамаки (1970), "Ленин" (1970), "Красная калина" (1969)и "Четыре времени года" (1974) Л.В . Дычко, "Спасибо Вам, советский солдат" Кирейко (1975), хоровой концерт "Сад божественных песен" Карабица (1971). В области камерно-инструм. произв. выступили А. Д. Филиппенко, Орфеев, Дычко, Ищенко, Г. И. Ляшенко, Карабиц, Станкович, А. А. Красотов. Популярность получили романсы Г. И. Майбороды, Данькевича, Кос-Анатольского, Шамо, Надененко, Мейтуса, Клебанова, Н. В. Дремлюги, Дычко, Ищенко, Бибика и др. В песенном и хоровом жанрах большое место заняла лирика. Песни создали Билаш, Гайдамака, Доминчен, Жуковский, Кос-Анатольский, Ковач, Е. Т. Ко-зак, П. И. Майборода, А. Д. Филиппенко, Шамо и др. Успешно развивается укр. эстрадная музыка (В. А. Филиппенко, Э. С. Ханок, И. Н. и Ю. И. Шамо, И. Д. Поклад и др.).

Музыковедческая работа ведётся в секции музыковедения и критики Союза композиторов УССР, в ин-те Искусствоведения, фольклора и этнографии им. М. Ф. Ры