БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 Киево-Могилянская академия становится одним из крупных центров хоровой культуры. С этим уч. заведением связано бытование школьного театра, кукольного театра (вертепа), а также канта. Авторами мн. кантов были Л. Баранович, П. Могила, Д. Туптало (Дм. Ростовский).

Получила развитие светская музыка, в городах возникли музыкантские цехи, при гор. ратушах - оркестры (т. н. капеллы; при Киевской капелле существовала муз. школа). Большую роль в муз. образовании сыграла муз. школа в Глу-хове (осн. 1738), где готовили певцов для Петерб. певч. капеллы, обучали игре на гуслях, скрипке и бандуре. С кон. 17 в. в поместьях феодалов существовали крепостные оркестры, хоры, оперные и балетные труппы, с 18 в. гастролировали приезжие артисты. В 17-18 вв. мн. укр. композиторы и исполнители работали в Москве и Петербурге (Г. Рачинский, В. Трутовский, А. Ведель внесли значит. вклад в развитие рус. муз. культуры). Выдающаяся роль в развитии рус. и укр. музыки принадлежала композиторам М. С. Березовскому и Д. С. Бортнянско-му. В 18 в. и в нач. 19 в. получила развитие гор. песня-романс лит. происхождения ("Всякому городу нрав и права", слова Г. С. Сковороды, "Iхав козак за Дунай", слова и музыка С. Климовского, "Стоить гора високая", слова Л. Л. Глибова). Появились первые симф. произв. (авторы неизвестны)-"Украинская симфония" (кон. 18 в.), симфония, осн. на укр. песенных и танц. мелодиях, включая казачок. Авторами симфонич. и камерно-инструм. произв. в 1-й пол. 19 в. были И. Витковский, А. Галенковский, А. Данилевский, Г. Рачннский, П. Селецкий. В 1810 в Одессе был основан оперный театр, где играла итал. труппа. В 1819 в Полтавском театре "Наталка Полтавка" И. П. Котляревского впервые была поставлена с музыкой.

2-я пол. 19 в. стала периодом становления нац. укр. школы в проф. музыке, чему способствовали общая демократизация муз. жизни и ослабление влияния церкви. Очагами муз. жизни становятся Киевский, Харьковский, Львовский ун-ты. Важным событием явилось открытие (постановкой "Аскольдовой могилы" Верстовского) постоянной рус. оперы в Киеве (1867), а затем в Харькове (1880) и Одессе (в 80-х гг.). Подъём укр. музыки был тесно связан с ростом антикрепостнич. движения. Создаются первые нац. муз.-сценич. произв.: оперы "Запорожец за Дунаем" С. С. Гулак-Арте-мовского (пост. 1863, Петербург), "Майская ночь" (1863), "Осада Дубно" (1884) П. П. Сокальского, муз.-этнографич. картина "Вечерницы" П. И. Нищинского (1875). В Зап. У. муз. произв. писали М. М. Вербицкий (оперетта "Подгоряне"), И. А. Лавровский, А. К. Вахнянин, И. И. Воробкевич, В. Г. Матюк, О. И. Ни-жанковский. Большое значение для активизации муз. жизни в Зап. У. имела организация во Львове укр. театра (1864) при об-ве "Руська бесида".

На развитие укр. музыки большое влияние оказывали творчество рус. композиторов-классиков, связи укр. музыкантов с выдающимися деятелями рус. музыки: П. И. Чайковским, А. К. Глазуновым, Н. А. Римским-Корсаковым, Ф. И. Шаляпиным, Л. В. Собиновым. Отделения Рус. муз. об-ва (РМО) были открыты в Киеве (1863), Харькове (1871), Одессе (1884). В Киеве муз. школа РМО (1868) послужила базой для первой на У. консерватории (1913). Укр. музыканты, в свою очередь, способствовали развитию рус. муз. жизни.

Основополагающей для развития укр. музыки стала разносторонняя деятельность Н. В. Лысенко - композитора, дирижёра, пианиста, педагога, собирателя и исследователя фольклора. Он создал классич. образцы соч. нац. стиля в жанрах оперы, кантаты, романса, вокального ансамбля, фп. и инструм. музыки, музыки для детей, обработки нар. песен. Большое идейно-художеств. значение имели его опера "Тарас Бульба" (1890), цикл "Музыка "Кобзарю""Т. Г. Шевченко. В 1904 Лысенко открыл в Киеве муз.-драматич. школу, где учились укр. композиторы К. Г. Стеценко, В. Н. Верхо-винец, Л. Н. Ревуцкий, хоровой дирижёр А. А. Кошиц, певец М. В. Микиша, скрипач М. Б. Полякин, музыковед А. К. Буцкой и др. Современниками и последователями Лысенко были композиторы Н. Н. Аркас (опера "Катерина", 1891), Б. В. Подгорецкий (опера "Купальная искра", 1901), М. Н. Кала-чевский ("Украинская симфония", 1876), В. И. Сокальский (симфония, 1892), П. И. Сеница (2 симфонии - 1905, 1911, оперы "Жизнь-это сон" и "Батрачка", не закончены), И. И. Рачинский (симф. и камерно-инструм. произв.), К. Г. Стеценко, Я. С. Стеновой, Н. Д. Леонтович. Важную роль в развитии укр. музыки кон. 19 - нач. 20 вв. сыграл укр. муз.-драматич. театр, в частности Н. К. Садовского.

В кон. 19 в. в условиях обострения обществ.-политич. борьбы в Зап. У. возникли хоровые об-ва, в т. ч. "Торбан", "Боян" (1891), муз. об-во им. Н. В. Лысенко (1907) и др., науч. об-во им. Т. Г. Шевченко (1893, Львов) и Высший муз. ин-т им. Лысенко (1907).


[2631-1.jpg]

Дума "Про Олексия Поповича" из сб. Ф. Колессы "Мелоди украшських народних дум", серия 2 (Львов, 1913).



Выдвинулись певцы М. Е. Менцинский, А. Ф. Мышуга, С. А. Крушельницкая, фольклорист и муз. деятель Ф. М. Колесса, композитор Д. В. Сичинский (кантаты, романсы, песни), муз. деятель и композитор С. Ф. Людкевич, посвятивший рус. революционерам кантату-симфонию "Кавказ" (1913). События первой рус. Революции 1905-07 широко отразились в творчестве мн. укр. композиторов. Среди произв.: гимн "Вечный революционер" (слова И. Я. Франко) и сатирич. опера "Энеида" Лысенко; хоры "Содом", чПрометей" и сатирич. романс (на слова П. Ж. Беранже) "Царь Горох" Стеценко, романс "Степь" Стенового, обработки революц. песен Леонтовича.

После Окт. революции 1917, уже в период Гражд. войны и борьбы с интервенцией, началось строительство новой укр. муз. культуры. Широкое развитие получило хоровое пение, возникли многочисл. капеллы. В Киеве, кроме коллектива "Думка" (1920), был создан Рабочий укр. хор, в Харькове - Гос. укр. хор, в Днепропетровске - хор чЗоря" ("Заря"). В 1919 сформировался первый симф. оркестр под рук. Р. М. Глиэра и Ф. М. Блуменфельда, в 1923 - симф. оркестр им, Н. В. Лысенко, квартеты - им. Вильома, им. Н. Д. Леонтовича, им. Л. ван Бетховена. Возобновили работу консерватории в Киеве,Одессе, Харькове, в 1918 было открыто новое уч. заведение-Высший муз.-драматич. ин-т им. Лысенко в Киеве, в 1927 - филармония в Харькове (в 1934 переведена в Киев). Открылись: театр Укр. муз. драмы в Киеве (1919), первый укр. Театр оперы и балета в Харькове (1925), в 1926 - театры в Киеве и Одессе, в 1928 - в Полтаве (Передвижная опера Левобережья), в 1929 - в Виннице (Передвижная опера), в 1931 - в Днепропетровске, в 1939 - во Львове, в 1941 - в Донецке. В 1922-28 в Киеве работало Всеукр. муз. об-во им. Леонтовича (с филиалами в ряде городов), объединившее композиторов и исполнителей У. (выпускало с 1923 журнал "Музика"). В 1928-32 действовала Ассоциация пролет. музыкантов У. (АПМУ). Создание Союза композиторов У. (1932) в результате пост. ЦК ВКП(б) "О перестройке литературно-художественных организаций" (от 23 апреля 1932) объединило композиторские силы, определило новый плодотворный этап в развитии сов. укр. музыки. В 20-е гг. важную роль сыграли композиторы - последователи Лысенко - Стеценко, Леонтович, Степовой. Их муз.-обществ., педагогич., исполнит. деятельность и творчество стали прочным звеном, соединившим достижения дооктябрьской укр. музыки с советской.

Ведущими стали массовые песни и хоровые жанры, в них получили первые воплощения темы, рождённые героикой революции и новой сов. действительностью, начался процесс становления нового интонационного строя на основе синтеза укр. фольклора и пролет. революц. песни (Ф. Е. Козицкий, К. Е. Богуславский, Г. Г. Верёвка, М. И. Вериковский, Верховинец, Ф. М. Попадич, Ревуцкий, Ф. Н. Наде-ненко, В. Т. Борисов и др.). Новую тематику отразили хоры Леонтовича "Ледолом", "Летние тоны". Леонтович, Стеценко и Степовой обработали ряд революц. песен для хора. В кон. 20-х гг. были созданы симф. произв., ставшие классическими,-2-я симфония Ревуцкого (1927, к 10-летию Октября) и увертюра на 4 укр. темы Б. Н. Лятошинского (1926). Одним из первых опытов введения революц. песни в симфонию явилась "Юбилейная симфония" В. А. Фемелиди (1927). Тогда же появились яркие образцы сов, нац. оперного творчества - "Дума Черноморская" Б. К. Яновского (1929), "Золотой обруч" Лятошинского (1929). Композиторы обратились в операх к революц. темам-"В плену у яблонь" О. С. Чишко (1931), "Разлом" Фемелиди (1928, по Б. А. Лавренёву). Развивалась камерно-инструм. музыка в творчестве Козицкого, Лятошинского, В. С. Косенко, Борисова. В области романса активно работали Борисов, Ф. Ф. Богданов, Лятошинский, Косенко. Для творчества композиторов 30-х гг. характерно обращение к сов. тематике во всех жанрах. Формировался новый интонац. пласт песен широкого лирико-героич. звучания ("Почему, земля, ты молодою стала", "Как всё стало зелено" Верёвки, "Дружба" Косенко).

В хоровом творчестве характерным стало обращение композиторов к сов. поэзии. Расширился идейно-образный диапазон хорового и симф. творчества. Сов. действительности посвящены "Героическая увертюра" Косенко (1932), 1-я симфония К. Ф. Данькевича (1937, к 20-й годовщине Октября), 1-я симфония Л. С. Гурова (1938). Произв. зрелой конфликтно-симф. дра