БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431али культурно-религ. орг-ции - братства, к-рые учреждали школы и типографии, выпускали лит-ру, направленную против унии и католицизма.

После поражения крест.-казацких восстаний кон. 16 в. на У. значительно усилился феод.-крепостнич. гнёт. Вспыхнувшее в 1606 крест. восстание под предводительством И. И. Болотникова (см. также Крестьянская война начала 17 в.) началось на терр, Чернигово-Северщины. Укр. казаки, крестьяне и гор. беднота приняли в этой войне активное участие. В 1-й пол. 17 в. укр. народ продолжал борьбу против тур. и тат. захватчиков. Казаки предпринимали походы на Варну, Белгород, Килию, Измаил, Трапезунд, Синоп, Стамбул. В 1616 казаки взяли Кафу, в 1621 сыграли важную роль в победе войск Речи Посполитой над турками под Хотином, в 1637-42 запорожцы помогали донским казакам оборонять Азов (см. Лзоескоесидение). С 30-хгг. 17 в. массы укр. крестьян и казаков переселялись на степную окраину Рус. гос-ва (см. Слободская Украина). Во 2-й четв. 17 в. на У. усилилось освободит. движение, целью к-рого было избавление от польско-шляхетского владычества и воссоединение с Россией. В мае 1630 началось крест. восстание с участием казаков под рук. Тараса Федоровича (Трясило). Движение охватило терр. Киевщины и Пол-тавщины. В 1635 повстанцы во главе с И. Сулимой разрушили крепость Кодак, построенную польск. властями для преграждения пути крестьянам в Запорожскую Сечь. Новое восстание поднялось в 1637 под рук. П. М. Бута (Павлюка). В 1638 антифеод. борьба охватила почти всю Левобережную У. Предводителями восставших были Я. Острянин и К. Скидан. Поражение заставило Острянина с частью казаков перейти в рус. владения и поселиться на Слободской У. Повстанцы во главе с Д. Гуней продолжали героич. борьбу, а затем также перешли на терр. Рус. гос-ва.

Положение укр. народа к сер. 17 в. стало особенно тяжёлым. Магнаты и шляхта продолжали захватывать крест. и казацкие земли, закрепощали крестьян, грабили мещан. Притеснениям подвергались и низы реестрового казачества, мелкая укр. шляхта, рядовое православное духовенство. Всеобщее недовольство и протест вылились в Освободительную войну украинского народа 1648-54, приведшую в 1654 к воссоединению У. с Россией. Борьбу народа против гнёта шляхетской Польши возглавил Богдан Хмельницкий.

Учитывая многократные просьбы представителей укр. народа и опасность, угрожавшую его существованию со стороны польск. и турецко-тат. захватчиков, рус. пр-во созвало в Москве 1 окт. 1653 Земский собор, принявший решение о воссоединении У. с Россией и объявлении войны Польше (см. Русско-польская война 1654-67). Затем состоялась Переяславская рада 1654, к-рая 8 янв. также приняла решение о воссоединении У. с Россией. Мартовскими статьями 1654 было оформлено авт. положение У. в составе России, а также определены права и привилегии казацкой старшины, укр. шляхты и верхушки духовенства. Воссоединение У. с Россией было осуществлением давних стремлений и надежд укр. народа. Оно явилось поворотным этапом в его истории и сыграло великую прогрессивную роль в его дальнейшем экономич., политич. и культурном развитии.



2633.htm
XVI. Музыка.

Укр. муз. культура берёт своё начало у древних вост. славян. Она формировалась на протяжении столетий начиная с 14 в. Основой её стал самобытный песенный фольклор укр. народа, в к-ром нашли отражение его история, нац.-освободит. борьба. Нар. музыка развивалась как иск-во одноголосного, а также многоголосно-подголосочного и гармонич. склада в вокальной, вокально-инструм. и инструм. формах. Богаты мелос и ритмика укр. песен. Широкое развитие получили орнаментированный лирич. распев (на слог 4-8 нот и более, гл. обр. в сольных импровизационного склада и многоголосных песнях), силлабич. речитатив (слогу соответствуют 1-2 ноты, особенно в раннеобрядовом фольклоре и эпосе). Наряду с двудолйными метрами 2/4, 4/4, к-рые преобладают над трёхдольными 3/4, 3/8, 9/8, в протяжных песнях часто встречаются смешанные. Укр. нар. музыка отличается богатством стилей. В центральных и юго-вост. р-нах развито многоголосное пение, близкое к русскому, белорусскому. В Зап. Подолье и Карпатах песни, как правило, одноголосны, содержат много архаич. черт, следы связей с польск., словацким, чеш., а также рум., венг. иск-вом. Многообразно интонационно-ладовое строение укр. музыки - от бесполутонового звукоряда до мажора и минора. Применяются также лады: дорийский (преим. в юго-зап. р-нах), миксолидийский, лидийский. Среди нар. инструментов - скрипка, басоля (струнно-смычковые), кобза, бандура, торбан (струнно-щипковые), цимбалы (струнно-ударный), лира (струн-но-клавишная), сопилка, трембита (духовые), варган (дрымба, язычково-щипковый), барабан, бубен, тулумбас (ударные).

Богат жанровый состав укр. песни. Календарно-обрядовые восходят к периоду др.-слав. общности (колядки, щедривки, веснянки, гаи-вки, купальские песни - в зап. р-нах наз. "собйтками", обжиночные). Самобытны по интонац. яз. семейно-обрядовые песни; наиболее интересны ритуальные свадебные, в отд. р-нах называемые "ладкання" - речитативно-импровизац. типа с узким объёмом мелодии. Песни лирические (любовные, о женской доле), социально-бытовые (казацкие, бурлацкие, чумацкие, рекрутские) отличаются широким распевом, разнообразной архитектоникой строфы. Нац.-освободит. движение на У. в кон. 15-17 вв. дало сильный толчок к развитию нац. эпоса и нар.-проф. исполнительства. Историч. думы, песни, хроники повествуют о геро-ич. борьбе против монголо-тат. и тур. нашествий, польско-литов. гнёта (думы "Про трьох братив Озивських", "Про Марусю Богуславку", "Про Самойла Кошку", "Про Хмельницького i Барабаша", "Про Нечая" и др.). Думы - масштабные, величеств. произв., они исполняются нар. проф. певцами - кобзарями и лирниками в форме импровизац. речитатива с инструм. сопровождением. Наиболее известные кобзари - Бандурка (Рих-лиевский, 17 в.), Г. Любисток (18 в.), А. Шут, О. Вересай (19 в.), М. Кравченко, Г. Гончаренко; лирники - А. Скоба, И. Скубий (19-20 вв.); среди сов. кобзарей - Ф. Кушнерик, Е. Мовчан и др.

В 18-19 вв. развивалась социально-бытовая антикрепостнич. песня: батрацкие, новые историч. (о Максиме Железняке, об Устиме Кармалюке и др.); нар. инструм. музыка - в различных формах музицирования - индивидуального (на сопилке, кобзе, бандуре, скрипке и др.), коллективного, напр. в ансамблях троистых музык (скрипка, цимбалы, бубен), гл. обр. в танц. жанрах (казачка, гопака, коломыйки, гуцулки), походно-маршевых. В нар. творчестве кон. 19 - нач. 20 вв. значит. место заняли рабочая и революц. песня, зародилась эмигрантская ("Цього в заводи не бу-вало", "Ой, Канадо, Канадочко" и др.). Популярными стали революц. авторские песни: "Шалиге, шалите, скажет кати" (слова А. Колессы, муз. А. К. Вахняни-на), "Заповит" (слова Т. Г. Шевченко, муз. Г. Гладкого). После Окт. революции 1917 появились песни о героич. подвигах народа в годы Гражд. войны, о социалистич. преобразовании жизни, о новых отношениях между людьми: "Гей, ну-бо хлопци, вси комсомольци" (слова И. Шевченко), "Грими, грими, могутня писне" (слова Д. Загула, муз. В. Н. Верховинца) и др. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 создавались произв. о фаш. неволе и победе над врагом ("В поле тополь ветер колышет" - о Ковпаке, "Ой, у лиси зеленому" и др.).

Первые записи укр. нар. музыки относятся к 17 в. В 19-20 вв. появились сборники Н. В. Лысенко, А. Конощен-ко, О. Раздольского и С. Людкевича и др. Наука о муз. фольклоре сформировалась на У. в кон. 19 - нач. 20 вв. Среди её выдающихся представителей - Лысенко, П. П. Сокальский, П. Демуц-кий, Ф. М. Колесса, К. В. Квитка и др. Укр. нар. песня, составившая основу укр. проф. музыки, постоянно привлекала к себе внимание рус. и зарубежных композиторов, к-рые использовали её в своих произв. (2-я симфония П. И. Чайковского, его же 1-й фп. концерт и опера "Черевички"; "Сорочинская ярмарка" М. П. Мусоргского; Бетховен сделал обработку для голоса с фп. песни "Ихав козак за Дунай"; Ф. Лист создал для фп. "Украинскую балладу" на тему "Ой, не ходи, Грицю" и "Жалобу" на тему "Виють витри"; в 11-й симфонии Д. Д. Шостаковича использована революц. песня "Беснуйтесь, тираны").

Проф. укр. музыка своими истоками восходит к иск-ву Киевской Руси. Известны имена ряда певцов, состоявших при княжеских дворах (Боян, Митуса, Ор), при церквах (Стефан, Г. Печерский в Киеве, Лука во Владимире-Волынском, Дмитро в Перемышле). После принятия христианства (988) под воздействием визант. и болг. пения развивалась церк. монодич. музыка. Эти напевы записывались по системе безлинейной нотации (крюки или знамена) мастерами Киево-Печерской лавры в 11 -12 вв. В 16 в. одноголосный стиль церк. пения сменился многоголосным без сопровождения партесным пением, была введена пятилинейная нотация, бытовавшая под назв. "киевского знамени" (среди древнейших памятников - "Супрасльский ирмоло-гион", 1593). Основы партесного иск-ва были обобщены и изложены муз. теоретиком, композитором и педагогом Н. П. Дилецким ("Грамматика мусикий-ская", 1675). Высокого уровня достигло хоровое иск-во, осн. исполнит. силы к-рого готовились в школах т. н. братств (Киев, Львов и др. города). После воссоединения У. с Россией (1654)