БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431и ленингр. учебные заведения, др. группа овладевает специальностью в процессе производств. деятельности, создаются спец. курсы, первый директор и актёр узб. студии (а впоследствии режиссёр и сценарист) Н. Ганиев, сыгравший значит. роль в становлении нац. кино, выпустил на узб. языке книги-учебники "Киноактёр" и "Киносценарий". . В период немого кино, в 20-х гг., режиссёрами (В. К. Висковский, О. Н. Фрелих, М. И. Доронин, М. А. Авербах, К. А. Гертель, Ч. Г. Сабинский) и операторами (А. Дорн, Ф. Вериго-Даровский) центральных студий были сняты художеств. фильмы, отражавшие актуальные для республики проблемы,- раскрепощение узб. женщины ("Мусульманка", 1925, "Вторая жена", "Чадра", оба в 1927), ликвидация басмачества и Гражд. война ("Шакалы Равата", 1927, "Крытый фургон", 1928, "Последний бек", 1930, и др.). Разоблачению реакционной деятельности мусульм. духовенства посв. картины "Из-под сводов мечети" (1928), "Дочь святого" (1931) и др.

В агитфильмах, хроникальных и науч.-популярных лентах поднимались насущные вопросы жизни республики, гл. обр. развитие хлопководства, осуществление земельно-водной реформы. Первая попытка показать индустриализацию сделана в художеств. фильме реж. Га-ниева "Подъём" (1931). В нач. 30-х гг. в художеств. кино работали режиссёры Ганиев, С. Ходжаев, Ю. Агзамов, в документальном - М. Каюмов (реж. и оператор). Картинами "Перед рассветом" (1933, реж. Ходжаев) и "Клыч" (1936, реж. Агзамов) завершается период немого кино. В 1937 создан первый звуковой фильм "Клятва", в к-ром ярко раскрылось дарование узб. актёров (Я. Ба-баджанов, А. Исматов и др.), в 1940 - "Азамат", а также "Асаль", сценарий к-рого написан узб. драматургом К. Яше-ном, В годы Великой Отечеств. войны в У. были эвакуированы киностудии др. республик. В творч. содружестве с ними были поставлены "Александр Пархоменко" (1942), "Два бойца", "Насреддин в Бухаре" (оба в 1943) и др. В 40-е гг. популярностью пользовались узб. фильмы-концерты ("Друзьям на фронте", 1942, "Подарок Родины", 1943, и др.). Мн. кинематографисты снимали во фронтовых киногруппах.

В послевоен. годы значит. достижением явилось создание фильмов "Тахир и Зухра" (1945, реж. Ганиев) и "Алишер Навои" (1948, реж. Ярматов). Современности посв. картина "Дочь Ферганы" (1948, реж. Ганиев), создан историч. фильм "Авиценна" (1957, реж. Ярматов). В картине реж. Л. Фай-зиева "По путёвке Ленина" (1958)впервые в узб. кино сделана попытка воссоздать образ вождя. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. на студию пришли выпускники ВГИКа и Высших режиссёрских курсов: режиссёры - Ш. Аббасов, А. Хачатуров, Р. Батыров, Д. Салимов, X. Файзиев, А. Акбарходжаев, А. Хамраев, X. Ахме-ров, Э. Ишмухаммедов, операторы - X. Файзиев, Д. Фатхулин, художники - Э. Каландаров, Н. Рахимбаев, Е. Пу-шин и др. В 60-х - 1-й пол. 70-х гг. созданы разнообразные по жанрам фильмы: "Птичка-невеличка" (1961), историч. эпопея "Звезда Улугбека" (1965)- оба реж. Файзиева; "Об этом говорит вся махалля" (1961), "Ты не сирота" (1963), "Ташкент - город хлебный" (1970), "Абу Рейхан Бируни" (1974) - все реж. Абассова; "Дорога за горизонт" (1963, реж. Агзамов), историко-революц. трилогия "Буря над Азией" (1965), "Всадники революции" (1968), "Гибель чёрного консула" (1970), "Одна среди людей" (1974) - все реж. Ярматова; "Белые, белые аисты" (1965), "Чрезвычайный комиссар" (1970), "Без страха" (1971) - все режиссёра Хамраева; "Нежность" (1967, реж. Ишмухамедов), "Ждём тебя, парень" (1972, реж. Батыров) и др. Продолжает развиваться документальное, научно-популярное кино. В 50-60-е гг. вышли документальные картины режиссёра-оператора М. Каю-мова: "Пять рук человечества", "Вьетнам, страна моя", "От весны до весны", "13 ласточек" и др. В документальном кино работают также операторы А. Рахманов, А. Саидов, Т. Надыров, И. Ги-балевич, Д. Салимов и др.

Периодически выходят киножурнал "Советский Узбекистан", сатирич. киносборник "Наштар". В Ташкенте с 1968 (раз в 2 года) проводятся Междунар. кинофестивали стран Азии и Африки под девизом "За мир, социальный прогресс и свободу народов". Практикуется показ (декады) узб. фильмов в др. республиках. Начат выпуск мультипликац. фильмов, освоено произ-во цветных и широкоэкранных фильмов. Ряд фильмов создан совм. с кинематографистами Украины, Туркмении и др. республик. С 1958 работает Союз кинематографистов Узб. ССР. В 1975 в У. имелось 4469 киноустановок.

Лит.: Абул-Касымова X. Н., Рождение узбекского кино, Таш., 1965; Т е-шабаев Д., Киноискусство советского Узбекистана, М., 1968; его же, Пути и поиски, Таш., 1973. Д. Тешабаев.



УЗБЕКСКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД им. В. И. Ленина, первенец металлургии Узб. ССР. Находится в г. Бекабаде Ташкентской обл., на р. Сырдарье. Перерабатывает лом, собираемый в Ср. Азии. Стр-во завода началось в 1943, в 1944 пущена первая мартеновская печь, в 1945 - вторая, в 1949 - третья. В октябре 1946 введён в действие мелкосортный стан "300", в мае 1949 - тонколистовой стан "700". В 1950 достиг проектной мощности мартеновский цех, в 1951 - прокатный цех. В 1962 пущена установка непрерывной разливки стали, на к-рой разливается 1/3 всей выплавляемой на заводе стали. К сер. 70-х гг. мощность металлургич. цехов превзошла проектную более чем в 3 раза. Готовая продукция потребляется машиностроит. предприятиями и строит. организациями. В 1974 освоено произ-во эмалиров. посуды. В 10-й пятилетке (1976-80) осуществляется расширение з-да за счёт стр-ва новых электросталеплавильного и прокатных цехов, а также вспомогательных цехов. Подготовка кадров для обслуживания металлургич. и др. агрегатов завода производилась на предприятиях Урала и Сибири. В пуске, наладке и эксплуатации оборудования большую помощь оказали специалисты из РСФСР и УССР. Н. И. Терешенков.

УЗБЕКСКИЙ МУЗЕЙ ИСКУССТВ, Музей искусств Узбекской ССР в Ташкенте, крупнейший художеств. музей Узбекистана. Осн. в 1918 на базе национали-зиров. частного собрания. Умноженные в 1920-70-х гг. колекции музея представляют собой богатейшую нац. сокровищницу узб. иск-ва, включающую памятники нар. творчества (художеств. ткани, вышивки, резьба по дереву, ганчу и камню, чеканка и пр.), живопись, скульптуру и графику. Узо. сов. живопись представлена работами П. П. Бенькова, А. Н. Волкова, У. Тансыкбаева и др. Музей обладает также ценным собранием рус. (В. В. Верещагин, И. Е. Репин и др.), зап.-европ. и кит. иск-ва.

УЗБЕКСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ академический им. Хамзы. Возникновение театра связано с организацией в Ташкенте узб. труппы им. К. Маркса (1919), на основе к-рой была создана Образцовая краевая драматич. труппа под рук. М. Уйгура (1920). В 1925 она переехала в Самарканд и объединилась с коллективом Кокандского театра, получив назв. Центр. гос. труппы. В 1927 в её состав вошли выпускники узб. студий Москвы и Баку. В 1929 труппа реорганизована в Гос. узб. драматич. театр. С 1931 театр работает в Ташкенте. В том же году ему присвоено имя Хамзы, в 1933 - звание академического. Пост.: "Бай и батрак" Хамзы (1920, 1939), "Коварство и любовь" Шиллера (1921), "Ревизор" Гоголя (1925, 1935, 1952), "Фархад и Ширин" Хурши-да (1926, по мотивам А. Навои), "Два коммуниста" (1929), "Рустам" Исмаило-ва (1934), "Маска сорвана" Фатхулина (1932), "Честь и любовь" (1936) Яшена, "Бронепоезд 14-69" Иванова (1929), "Гамлет" (1935, 1939, 1940) и "Отелло" (1941) Шекспира. Во время Великой Отечеств. войны 1941-45 пост.: "Смерть оккупантам" Яшена, "Муканна" Алим-джана. Развивая близкие узб. иск-ву нар. героич. и романтич. традиции, театр создал спектакли глубокие по содержанию, интересные по форме. Среди пост.: "Алишер Навои" Уйгуна и Султанова (1945, 1948), "За тех, кто в море" Лавренёва (1947), "Заря Востока" Сафарова (1951), "Шёлковое сюзане" Каххара (1952), "Дочь Ганга" по Тагору (1956), "Юлий Цезарь" Шекспира (1958), "Хури-ят" Уйгуна (1958), "Люди с верой" Сул-танова (I960), "Мирза Улугбек" Шейх-заде (1961), "Тополёк мой в красной косынке" по Айтматову (1964), "Кровавый мираж" Азимова (1964), "Царь Эдип" Софокла (1969), "Бируни" Уйгуна (1973), "Перед заходом солнца" Гауптма-на (1974). Образ В. И. Ленина воплощён (актёры С. Табибуллаев, Ш. Бурханов, 3. Мухамеджанов) в спектаклях: "Человек с ружьём" (1940) и "Кремлёвские куранты" (1947) Погодина, "Семья" Попова (1952), "Путеводная звезда" (1957), "Заря революции" (1973) Яшена и других. Большой вклад в развитие искусства театра внёс его создатель М. Уй-гур (руководитель до 1950), а также актёры и режиссёры -Я. Бабаджанов, А. Хидоятов, М. Кариева, М. Мира-килов, Л. Назруллаев,М. А. Кузнецова, А. Джалилов, Ш. Каюмов, художник X. Икрамов. У. т. д. возглавляли А. О. Гинзбург (1951-58, 1960-65, 1970 - 73), Т. Ходжаев (1958-60, 1966-70) и др. В труппе (1976): нар. арт. СССР Ш. Бурханов, С. Ишантура-ева, Н. Рахимов, А. Ходжаев, нар. арт. Узб. ССР С. Алимов, Т. Азизов, Я. Абдуллаева, Г. Агзамов, И. Болтае-ва, 3. Мухамеджанов, X. Латыпов, 3. Садриева, Т. Султанова, А. Турды-ев, С. Табибуллаев, 3. Хидоятова, К. Ходжаев, М. Юсупов и др. Гл. реж. (с 1975) Б. Юлдашев. Награждён орденом Ленина (1937).

Лит.: Государственный ордена Ленина академический театр драмы им. Хамзы, Таш., 1957. См. также лит. при ст. Узбекская ССР (раздел Театр). М. Р. Рахманов.