БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 Ф. М. Кароматов.

XVII. Танец. Балет

У народов, населяющих Среднюю Азию, издавна существовали танцы, связанные с бытом, религ. обрядами и праздниками. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, изображающие танцующие фигуры. В 8-4 вв. до н. э. проф. танцовщики из Самарканда, Бухары, Ташкента были широко известны во мн. гос-вах Востока. Историч. хроники указывают на популярность и развитость танц. иск-ва в 9- 12 вв., 14-16 вв. Совр. узб. хореография владеет мн. жанрами, видами, школами танца, в т. ч. классич. узбекского. В отличие от классич. танцев народов Востока, в к-рых преобладает повество-ват. рассказ, передающий содержание танца через жест, мимику, пантомиму, узб. классич. танец лишён конкретной образности, движения несут чисто эмоциональную нагрузку. Узб. классич. танцы раскрывают обобщённые темы - счастье и горе, радость и печаль, темы жизни и смерти, восхищение перед красотами природы и величием стихии и др. Узб. нар. танцы, отражающие трудовую и боевую тематику, используют и движения классич. узб. школы. Классич. узб. танец в дальнейшем образовал 3 школы - ферганскую, хорезмскую и бухарскую, каждая из к-рых владела самостоят. танц. лексикой, а также разработанной системой воспитания танцовщиков. Танцы объединялись в своеобразные танц. сюиты "катта-уйин" (ферганская), "маком уфар" (хорезмская), "маком рак-си" (бухарская). В силу историч. условий наибольшее развитие получила ферганская школа.

Однако, обладая в прошлом высокоразвитой проф. хореографией, узбеки к нач. 20 в. почти потеряли массовый нар. танец - законы адата и шариата его запрещали. Танец продолжал развиваться только в среде проф. танцов щиков, в сольном исполнении, тогда как широкие массы не смели танцевать даже в дни нар. празднеств. В 1918 нац. узб. танец начал как бы заново формироваться как нар. массовое иск-во, вобрав в себя эмоции и ритмы революц. лет и традиции классич. узб. хореографии. Первыми такими танцами были танцы-марши, создававшиеся в агитац. бригадах и исполнявшиеся проф. танцовщиками. Возрождённый традиц. танец наполнялся новым содержанием. В 1923 Кари Якубов создал концертную труппу, в к-рую вошли известные музыканты и молодая танцовщица Тамара Ханум. В 1926 организовалась Первая передвижная этно-графич. труппа, в составе к-рой были известные музыканты, певцы и танцовщиг ки-хореографы. В 1928 труппа составила ядро первого Экспериментального муз. театра (с 1929 - первый Узб. муз.-дра-матич. театр). В труппе (при ней работала студия) формировался новый сценич. танец, позднее получивший широкое признание. В 1936 в Ташкенте был создан Узб. ансамбль песни и танца, к-рый вобрал лучшие традиции народной и классич. узб. хореографии (с 1956 называется "Шодлик", гл. балетм. нар. арт. Узб. ССР И. Акилов); в 1957 создан ансамбль "Бахор" (руководитель М. Тургунбаева); в 1958 - Хорезмский ансамбль песни и танца "Лязги" (руководитель нар. арт. Узб. ССР Г. А. Рахимова).

В 1928 в студии, работавшей при этно-графич. труппе, по инициативе Тамары Ханум начали обучать юношей и девушек элементам европ. классич. балета (педагог К. А. Бек), позже в первом Узб. муз. театре классич. танцу учили Н. К. Егоров, В. Н. Губская, А. И. Вильтзак, П. К. Йоркин. В 1933 в этом театре был пост. первый нац. балет "Пахта" ("Хлопок") Р. А. Раславца (балетм. Бек и У. А. Камилов). Спектакль, показавший, что труппа способна осваивать мно-гоактные балеты, сочетал нар. танцы ферганской школы с действенной пантомимой. В 1939 была осуществлена удачная пост. балета "Шахида" Ф. Таля (балетм. А. Р. Томский, Камилов, Тургунбаева). В 1935 в Ташкенте открылась Узб. респ. балетная школа им. Тамары Ханум, где европ. классич. танец преподавала Е. К. Обухова. В 1939, после создания Узб. театра оперы и балета, были предприняты активные поиски форм нац. балетного спектакля. В репертуар вошли новые работы: "Гу-ляндом" Е. Г. Брусиловского (1940, балетм. И. И. Арбатов, Тамара Ханум, Камилов, Губская), "Сердце гор" А. М. Ба-ланчивадзе (1940, балетм. Е. Н. Барановский). В 1941 состоялся выпуск учеников балетной школы (после чего школа прекратила работу), в труппу театра были приняты её воспитанники, талантливые танцовщики Г. Б. Измайлова и др. В 1943 по инициативе балетм. Ф. В. Лопухова был пост. балет "Акби-ляк" С. Н. Василенко (балетм. Камилов, Тургунбаева), сюжет к-рого основывался на узб. нар. сказках. В 1944 при театре была создана балетная студия. В 1947 балетм. Йоркин осуществил постановку балета "Коппелия" Л. Делиба с Измайловой в заглавной партии, в 1948 -"Лебединое озеро", "Бахчисарайский фонтан" и др.

В Ташкенте параллельно работал рус. оперно-балетный театр им.Свердлова (открылся в 1918 на базе нар. консерватории), где до 1925 ставились только оперы. В 1948 произошло слияние балетных трупп этого театра и Узб. театра оперы и балета им. Навои. В 1947 начало работать Узб. хореографическое уч-ще, в 1954 первые его выпускники составили ядро балетной труппы театра. В 1953 балетмейстерский ф-т ГИТИСа им. Луначарского окончили Губская, И. Юсупов и др. В 1953 балетм.Губская на основе хореографии В. П. Бурмейстера пост. "Берег счастья" А. Э. Спадавеккиа, в 1963 балетм. Юсупов на основе хореографии К. А. Сергеева - "Тропою грома" К. А. Караева.

Узб. композиторы и балетмейстеры в совместных поисках создали оригинальные спектакли "Мечта" И. Акбарова (1959, балетм. Измайлова), "Сорок девушек" Л. В. Фейгина (1967, балетм. А. В. Кузнецов), "Сухайль и Мехри" М. Левиева (1968, балетм. 3. И. Акилова, И. Акилов), "Амулет любви" (1969, балетм. Измайлова, А. Л. Андреев), "Тимур Малик" (1970, балетм. Юсупов) и "Любовь и меч" (1974, балетм. Н. С. Маркарьянц) М. Ашрафи. В нац. балетах балетмейстеры и ведущие артисты труппы осваивали новые формы классич. танца, органично сочетая приёмы европ. техники классич. танца с узб. традиц. классическим и совр. народным танцами. В 1964 открылся Самаркандский театр оперы и балета (в 1965-69 гл. балетмейстер Т. Дусметов, с 1969 - А. Муминов). Ведущие деятели балетного иск-ва республики: артисты - нар. артисты СССР М. Тургунбаева, Г. Б. Измайлова и Б. Р. Кариева; нар. артисты Узб. ССР К. Юсупова, X. А. Камилова, Р. Тан-гуриев, В. А. Васильев; засл. артисты Узб. ССР В. Я. Проскурина, С. Р. Тан-гуриева, С. III. Бурханов, Г.. Р. Хамраева и др.; балетмейстеры - Йоркин, нар. артисты СССР Тамара Ханум, Тургунбаева, Измайлова; нар. артисты Узб. ССР У. А. Камилов, Губская, засл. арт. Узб. ССР Юсупов, Маркарьянц и др. Изучением истории узб. балетного театра занимается отдел театра, кино и хореографии Ин-та искусствознания им. Хам-зы Хакимзаде Ниязи. Ведущий балето-вед республики Л. А. Авдеева.

Лит.: Авдеева Л. А., Народная артистка СССР Тамара Ханум, Таш., 1959; её же, М. Тургунбаева, Таш., 1959; её же, Танцевальное искусство Узбекистана, Таш., 1960; её же, Танец Бернары Кариевой, Таш., 1973; её же. Балет Узбекистана, Таш., 1973; её же, Галия Измайлова, Таш., 1975; Корсакова А., Узбекский театр оперы и балета им. Алишера Навои, М., 1959.

XVIII. Драматический театр

Элементы сценич. действия содержались в культовых церемониях, обрядах, нар. играх и календарных празднествах. Широкую популярность приобрёл коме-дийно-сатирич. репертуар театра масха-рабозов и кызыкчи, к-рые на протяжении веков были выразителями нар. идеологии, играли важную роль в развитии идейно-эстетич. мысли народа. Большое значение для возникновения национального театра имели деятельность русских проф. и любительских трупп, гастролировавших в Туркестане с 70-х гг. 19 в., выступления известных рус. актёров, в т. ч. Н. И. Со-болыцикова-Самарина, С. Л. Кузнецова, М. В. Дальского, бр. Адельгейм, П. Н. Орленева, В. Ф. Комиссаржевской. Не менее важное значение имели выступления приезжих тат. и азерб. трупп. В нач. 20 в. в среде передовой узб. интеллигенции зародилось движение за создание узб. театра европ. типа.

Основы демократия, драматургии и театра заложил Хамза Хакимзаде Ниязи. В 1915 он организовал в Коканде полу-проф. труппу, к-рая поставила неск. спектаклей, в т. ч. пьесу Хамзы "Отравленная жизнь". Ценный вклад в формирование демократич. театра внесла также труппа, созданная в 1914 в Ташкенте поэтом-просветителем А. Авлони.

Интенсивное развитие узб. театр. иск-ва началось после победы Окт. социалистич. революции. В 1918 Хамза создал в Фергане первый узб. сов. театр - Краевая разъездная политич. труппа,-выступавший на фронтах Гражд. войны и в городах республики. Ставились пьесы Хамзы - "Бай и батрак", тетралогия "Ферганские трагедии" (среди актёров - М. Ка-ри-Якубов, X. С. Исламов, М. А. Кузнецова). Позднее по инициативе Хамзы возникли узб. театры в Коканде и Андижане (оба в 1919), Хиве (в 1922) и др. городах. В 1919 под рук. М. Уйгура в Ташкенте начала работать узб. труппа им. К. Маркса (актёры Я. Бабаджа-нов, М. Мухамедов, А. Хидоятов, М. Ка-риеваидр.). В 1918-19 открылись рус. сов. театры в Ташкенте и Самарканде; при клубах, различных уч. заведениях, в частях Красной Армии развивалась художеств. самодеятельность. В 1920 часть актёров из коллектива Хамзы влилась в состав труппы им. К. Маркса, создав Образцовую краевую драма-тич. труппу. Многие из одарённых её участников во главе с Уйгуром, а также групп