БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ыражения, в первую очередь достижения рус. и зап.-европ. муз. классики. Начиная с 30-х гг. проводится реконструкция муз. инструментов (в них был достигнут темперированный строй, большая сила звука и пр.). Оркестры нар. реконструированных инструментов (возглавленные в филармонии А. И. Петросяном, а впоследствии С. А. Алиевым; на радио и телевидении Д. Закировым) расширили свои возможности, в том числе за счёт исполнения многоголосных произв.

В развитии муз. культуры важную роль сыграла деятельность основоположника узб. сов. поэзии и драматургии Хамзы Хакимзаде Ниязи. В 1918-19 он создал первые узб. революц. песни. Активно включились в муз.-обществ. жизнь республики и способствовали воспитанию молодых музыкантов нар.-проф. музыканты - Ота Джалол Насыров, Ота Гияс Абдуганиев, Леви Бабаханов, Ходжи Абдулазиз Расулев, Домулла Халим Ибадов, Мулла Туйчи Ташмухамедов, Уста Алим Камилов, Тохтасын Джали-лов, Юнус Раджабов и др. Они не только широко пропагандировали лучшие образцы муз. наследия, многие из них создали одноголосные инструм. пьесы и песни на совр. тему, выступили авторами и соавторами первых муз.-драматич. произв. Большое значение имело их содружество с рус. композиторами, к-рые обрабатывали узб. мелодии для разных исполнит. составов, а также создали первые симф., муз.-сценич. произв. на основе нац. мелодий. Среди соч. для симф. оркестра - "Музыкальные картинки Узбекистана" М. М. Ипполитова-Иванова (1931), "Ферганский праздник" В. А. Золотарёва (1931), сюита "Лола" А. Ф. Козловского (1937); муз. драмы - "Гюль-сара" Р. М. Глиэра (с участием Т. Джа-лилова и Т. Садыкова, 1936), "Фархад и Ширин" В. А. Успенского (с участием Ш. Шоумарова и Г. А. Мушеля, 1937)и др.

К 30-м гг. относятся первые творч. опыты узб. композиторов М. Ашрафи, Т. Садыкова, М. Бурханова, С. Юдакова (песни, произв. для инструм. составов). Тогда же появляются первые нац. оперы, созданные в соавторстве с рус. музыкантами,- "Буран" Ашрафи и С. Н. Василенко (1939), "Лейли и Меджнун" Глиэра и Садыкова (1940), "Великий канал" Ашрафи и Василенко (1941).

Содружество композиторов разных национальностей особо сильно сказалось в годы Великой Отечеств. войны 1941- 1945. Наибольшее развитие в этот период получил жанр песни. Было создано много патриотич. песен композиторами Ашрафи, Бурхановым, Козловским, Садыковым, Юдаковым и др. В эти же годы важную роль сыграл жанр муз. драмы (возникший ещё в 20-е гг.), отразивший героич. подвиги сов. людей,-"Курбан Умаров", "Даврон-ота", "Мщение" (все - 1941), "Меч Узбекистана", "Кочкар Турдыев" (обе - 1942), созданные в творч. содружестве композиторов Козловского, Б. Б. Надеждина, Ашрафи, Садыкова, Василенко, Мушеля и др. с нар.-проф. музыкантами (композиторами-мелодистами)- Джалиловым, Ю. Раджабовым и др. Муз. драма способствовала развитию узб. оперного иск-ва. Были написаны оперы на историч. темы (в т. ч. "Улуг-бек" Козловского, 1942). Появляются симф. произв., посвящённые теме Великой Отечеств. войны (1-я - "Героич. симфония", 1942; 2-я - "Слава победителям", 1944, Ашрафи; 3-я симфония Мушеля, 1943; Симфония-рапсодия М. О. Штейнберга, 1942) и историч. прошлому ("Муканна" Успенского, 1944; 2-я симфония Мушеля, 1942). Зарождается жанр инструм. концерта (2-й фп. концерт Мушеля, 1943).

В кон. 40-х и в 50-е гг. поднимается проф. уровень композиторов. Создаётся ряд новых исполнительских коллективов: оркестр народных инструментов Узбекского радио и телевидения (1947), Хоровая капелла (1949), исполняющих многоголосные произведения, в том числе хоры одного из основоположников нац. многоголосия М. Бурханова,а также И. Акбарова, С. Бабаева, Б. Умеджанова, кантат-но-ораториальные произв. Ашрафи, Юдакова, Д. Закирова, И. Хамраева, Бурханова. Муз. драмы "Золотое озеро" М. Ле-виева (1949), "Нурхон" Джалилова и Г. Сабитова (1952), "Любовь к Отчизне" Бабаева (1957), "Материнское поле" И. Акбарова (1955) непосредственно подводят узб. композиторов к созданию самостоятельных оперных произв. ("Гюльсара" Глиэра и Т. Садыкова, 1949). В кон. 1950-х гг. и в 60-е гг. появляются оперы "Дилером" (1958), "Сердце поэта" (1962 и 1967) Ашрафи, "Проделки Майсары" Юдакова (1959), "Хамза" Бабаева (1961), "Свет из мрака" Р. Хамраева (1966) и др.

Большие достижения в 60-х - нач. 70-х гг. наблюдаются в жанре симфонии, в к-рый узб. композиторы внесли нац. интонац. строй и колорит, а главное - особенности мелодич. развёртывания нар. музыки и макомов. Это "Симфонические рассказы" Акбарова (1972), Первая симфония Р. Хамраева (1965), симфония "Наво" М. Махмудова (1966), Третья симфония М. Таджиева (1972) и др. Интенсивная работа ведётся и в жанре инструм. концерта (4-й фп. концерт Мушеля, 1950, концерты Акбарова, Д. Сайдаминовой и др.). Определённые творч. успехи достигнуты и в области камерной музыки (струнные квартеты Акбарова, Б. Ф. Гиенко и др.).

Композиторы У. создали также произв. на тадж. (Юдаков, Бурханов), тат. (Я. Ш. Шерфединов), корейские (Пак Ендин), уйгурские (Ш. Шаймарданова) темы. Широко представлено творчество рус. композиторов (Р. Д. Вильда-нов, Б. И. Зейдман, В. Е. Князев, Ф. М. Янов-Яновский, А. А. Берлин и др.), многие из к-рых участвуют и в процессе развития узб. музыки (Козловский, Му-шель, Гиенко, Янов-Яновский и др.).

'В 60-х - 1-й пол. 70-х гг. муз. жизнь У, значительно активизировалась. Создайй новые коллективы, в их числе камерные оркестры, эстрадные, в т. ч. Эстрадно-симф. оркестр радио и телевидений (1974). Среди узб. исполнителей: дирижёры - нар. арт. СССР М. Ашрафи, нар. арт. Узб. ССР Ф. Шамсу/гдинов, засл. деят. иск-в Узб. ССР 3. Хакназа-ров; певцы - нар. артисты СССР X. Насырова, С. Кабулова, нар. артисты Узб. ССР Н. Хашимов, К. Закиров, С. Ярашев, С. Беньяминов, В. А. Грин-ченко, Р. Б. Лаут, Б. Д. Давыдова, К. Исмаилова, Б. Закиров, засл. артисты Узб. ССР А. Азимов, М. Шамаева, Ю. Ту-раев и др.; знатоки макомов - академик Ю. Раджабов, засл. деят. иск-в Узб. ССР Ф. Садыков.

История и теория узб. музыки получили отражение в трудах: В. М. Беляева, В. А. Успенского, Е. Е. Романовской, Н. Н. Миронова, Т. С. Вызго, Я. Б. Пек-кера, И. Р. Раджабова, Ф. М. Карома-това, С. М. Векслера и др.

Работают (1976): Узб. театр оперы и балета (Ташкент), Самаркандский театр оперы и балета (1964), Узб. муз. театр им. Мукими (Ташкент, 1939), Театр оперетты (Ташкент, 1971), Каракалпакский муз.-драматич. театр (Нукус, 1930), Хорезмский театр муз. драмы (Ургенч, 1924), Кашкадарьинский театр муз. драмы (Карши, 1925), Андижанский театр музыкальной драмы и комедии (1927), Ферганский театр муз. драмы и комедии (1928), Бухарский театр муз. драмы и комедии (1930), Наманганский театр муз. драмы и комедии (1931), Сур-хандарьинский муз.-драматич. театр (Термез, 1935), Джизакский театр муз. драмы (1950), Сырдарьинский театр муз. драмы (Гулистан, 1975); филармония, при ней: Гос. симф. оркестр Узб. ССР (1938), оркестр нар. инструментов им. Т. Джалилова (1938), струнный квартет (1952), Хоровая капелла (1949), ансамбли песни и танца - "Шодлик" (1936), хорезмский "Лязги" (1958); Узбеккон-церт (1966), Ташкентский мюзик-холл (1970, на базе эстрадного оркестра, 1958), тат. эстрадный ансамбль "Хай-тарма", корейский - "Каягим" (1965), вокально-инструм. ансамбли -"Ялла" (1972), "Синтез" (1974); Ин-т искусствознания им. Хамзы Хакимзаде Ниязи (1928); Ташкентская консерватория (1936), Ташкентский институт культуры (1973), муз. уч-ща [Ташкент, Бухара, Наманган, Самарканд (уч-ще иск-в), Фергана, Нукус (уч-ще иск-в), Ургенч, Термез, Андижан, Бекабад, Карши, Гулистан], культ.-просвет. техникумы и техникумы культуры (Ташкент, Нукус, Бухара, Карши, Наманган), 211 детских муз. школ, в Ташкенте спец. муз. школа, 3 муз. школы-десятилетки; Союзы композиторов - Узб. ССР, Каракалп. АССР (1967).

Лит.: М и р о н о в Н., Песни Ферганы, Бухары и Хивы, Таш., 1931; Беляев В. М., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933; Пути развития узбекской музыки, Сб. статей, Л. -М., 1946; Петросянц А. И., Инструментоведение. Узбекский оркестр реконструированных народных инструментов, Таш., 1951; Вызго Т., Узбекская ССР, 2 изд., М., 1957; е ё ж е, Развитие музыкального искусства Узбекистана и его связи с русской музыкой, М., 1970; Музыкальная культура Советского Узбекистана. Очерки, Таш., 1955; Алимбаева К., Ахмедов М., Народные музыканты Узбекистана, Таш., 1959; Узбекистон халк. созандалари, Тошкент, 1974; К а р о м а тов Ф., Хамза Хаким-заде Ниязи и узбекская советская музыка, Таш., 1959; его же, Узбекская инструментальная музыка, Таш., 1972; П е к к е р Я., В.А.Успенский, Таш., 1959; е г о ж е, Узбекская опера, М., 1963; Вызго Т. С., Петросянц А. И., Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962; Э й х г о р н А., Музыкально-этнографические материалы, [пер. с нем.], Тащ., 1963; Вопросы музыкальной культуры Узбекистана. Сб. статей, в. 1-2, Таш., 1963; Р а ж а б о в И., Макомлар ма-саласига доир, Тошкент, 1963; В е к с л е р С. М., Очерк истории музыкальной культуры, Таш., 1965; Янов-Яновская Н., Музыка узбекского кино, Таш., 1969; Проблемы музыкальной науки Узбекистана, Таш., 1973; История узбекской советской музыки, т. 1 - 2, Таш., 1972 - 73; История музыки народов СССР, т. 1-5, 2 изд., М., 1970 - 74.