БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431м. Ок. 300 родов с 1500 видами, широко распространёнными на всех материках (исключая Антарктиду). В СССР 42 вида из 15 родов: собственно У., полозы, волкозубы, медянки (в СССР 1 вид - медянка), бойги, ящеричные змеи, кошачьи змеи, песочные змеи, эйренисы и др. У. ведут наземный, древесный, полуводный или водный образ жизни. Крупные У. питаются рыбой, земноводными, ящерицами, другими змеями, птицами и их яйцами, небольшими млекопитающими; мелкие поедают различных беспозвоночных, в т. ч. моллюсков и дождевых червей. Добычу душат, кусая и затем обвивая кольцами тела, или же поедают живьём. Нек-рые У. убивают жертву ядом, к-рый вводят с помощью увеличенных бороздчатых зубов.
[2626-4.jpg]

Укусы отдельных видов У., напр. афр. бумсланга (Dispholidus typus), могут быть смертельны для человека. Большинство У. яйцекладущи, но нек-рые яйцеживородя-щи. Род собственно У. (Natrix) включает ок. 20 видов; в СССР 2 вида: обыкновенный У. (N. natrix), с полулунными пятнами на голове, и водяной У. (N. tessellata).

Лит.: Терентьев П. В., Чернов С. А., Определитель пресмыкающихся и земноводных, 3 изд., М., 1949; Жизнь животных, т. 4, ч. 2, М., 1969.

И. С. Даревский.



УЖОВНИК (Ophioglossum), род папоротников сем. ужовниковых. Обычно невысокие травы, лишь нек-рые тропич. У.- эпифиты с листьями дл. до 2,7 м. Листья б. ч. цельные или лопастные. Спорангии сидячие, вскрывающиеся поперечной щелью. Нек-рые У. размножаются вегетативно посредством придаточных почек, образующихся на корнях. Заростки (гаме-тофиты) б. ч. цилиндрические, подземные, но могут развиваться и над землёй, в таких случаях в них образуется хлорофилл. Ок. 45 видов, гл. обр. в тропич., а также умеренных поясах обоих полушарий. В СССР 3-4 вида, в т. ч. наиболее распространённый У. обыкновенный (О. vulgatum), растущий по влажным лугам и среди кустарников.
[2626-5.jpg]





2629.htm
XVI. Музыка

Памятники материальной культуры, найденные на терр. У., а также дошедшие до нас письм. источники свидетельствуют о древних истоках муз. наследия узб. народа. Многообразное по жанрам, оно бытует в вокальной и инструм. формах (преобладает сольное вокальное и инструм. исполнительство, а также хоровое и ансамблевое в унисон), представляя собой творчество народное (т. е. собственно фольклорное) и профессиональное устной традиции монодич. склада (см. Монодия). Муз. наследие узб. народа можно разделить в связи с этнич. общностью и социально-экономич. условиями жизни областей У. на 4 группы - хорезмская, бухарская (и самаркандская), фергано-ташкентская, сурхан-дарьинская (и кашкадарьинская). В зависимости от тематики различают: бытовые (колыбельные, детские, лирич., шуточные, воспевающие природу и др.), се-мейно-обрядовые, трудовые, историч. песни. Песни и инструментальные пьесы, в соответствии с их функциями и формами бытования, разделяются на исполняемые в определённое время и при определённых обстоятельствах (свадебные - "ёр-ёр", "келин салом" и др.; похоронные - "йиги", "садр" и др.; трудовые -"май-да", "ези"; колыбельные-"алла" и др.) и исполняемые в любое время ("ко-шук" - сольные самого разнообразного содержания; "лапар" - игровые, шуточные, сатирич., любовно-лирич., зачастую диалогич. исполнения; "ялла"- разного содержания, сольно-унисонно-хоровые, сопровождаемые танцами и играми; "ашула" - лирич., протяжные сольного исполнения; дастаны - эпич. сказания, особо широко распространены дастаны из цикла "Гуругли", "Алпомиш", "Кунтугмиш").
[2628-1.jpg]

Песни и инструм. пьесы по своему строению, как правило, являются куплетными с короткими мелодиями сравнительно небольшого диапазона. Мелодию более развитую и широкого диапазона имеют песни жанров "ашула", отчасти "ялла", а также отдельные инструм. мелодии. В основе узб. нар. музыки диатонич. лады. Встречаются также элементы хроматики, переменные лады. Для нар. песен характерны поступенно-мелодич. движение (внутри мелодич. построения скачки сравнительно редки и при этом не превышают октавы), обилие мелизмов, украшающих осн. мелодич. рисунок (кочи-рим - форшлага, группетто), и глиссандо (нолиш, молиш, кашиш).
[2628-2.jpg]

Ритмич. основа нар. песен отличается большим разнообразием. Протяжно-напевным мелодиям свойственны размеренный метро-ритм и обилие синкоп. Мелодии импро-визац. плана, т. н. ёввои (неприрученные), связаны с песенными жанрами "катта ашула" (или "паныс ашула" - букв. песни, исполняемые с подносом, т. н. большая песня). Эти песни характерны для Ферганской долины и относятся к проф. музыке устной традиции.

Проф. муз. иск-во устной традиции (как в Таджикистане, а также во мн. странах зарубежного Востока) сформировалось в первые века н. э. Оно достигло высоких художеств. результатов и в области творчества, и в области исполнительства. Теоретич. основы проф. музыки получили освещение в трактатах учёных Бл. и Ср. Востока - аль-Фараби (9-10 вв.), Ибн Сины (10-11 вв.), Ибн Зайлы (11 в.), Хорезми (11 в.), Сафи-ад-дина Урмави (13 в.), Абдул Кадира Мараги (14 в.), Абдуррахмана Джами (15 в.), а впоследствии у Дарвеша Али Чанги (17 в.) и др. Народво-проф. музыканты учились у прославленных мастеров, объединявшихся в корпорации, в каждой из к-рых имелись свои правила - рисола.

Нотная письменность почти не применялась, хотя были созданы своеобразные системы нотописи - в трактате аш-Ширази; хорезмская нотопись 3-й четв. 19 в., при помощи к-рой осуществлена запись цикла хорезмских макомов - крупных многочастных вокально-инст-рум. произв., разделяющихся по локальным признакам на бухарские (являющиеся наследием как узб., так и тадж. народов) и хорезмские. Отдельные части макомов получили распространение в Ферганской долине. Бухарский цикл макомов - Шашмаком содержит 6 макомов - Бузрук, Рост, Наво, Дугох, Сегох и Ирок, исполняемых со стихами классиков вост. поэзии - Хафиза, Бедиля, Навои, Джами и др. Каждый маком состоит из 2 разделов - инструм. (мушкилат) и вокального (наср). Каждый раздел состоит из неск. частей, к-рые, в свою очередь, составляют тоже цикл.

Среди нар. инструментов: струнно-смычковые - гиджак, сато, кобуз; струнно-щипковые - домбра, дутар, танбур, рубабы (кашгарские и афганские); струнно-ударный чанг; духовые - сибизик, гаджир-най, най, кошнай, була-ман, сурнай, карнай; ударные - дойра, нагора, сафоиль, кошик и др. В результате исполнит. практики сложились ансамбли инструментов, играющих в унисон. Это ансамбли резко и громко звучащих инструментов (карнай, сурнай и на-гора), выступающие на открытом воздухе и исполняющие гл. обр. воен. музыку и празднично-церемониальные мелодии. Ансамбли инструментов сравнительно мягкого звучания выступают в разнообразном сочетании (всегда включается дойра). Нек-рые изменения в составе инструм. ансамблей наблюдаются с 70-х гг. 19 в., после присоединения Ср. Азии к России. В У. проникают новые явления муз. иск-ва. В городах создаются рус. об-ва любителей музыки (Ташкентское муз. об-во при содействии капельмейстера А. Ф. Эйхгорна, 1884, с 1895 его возглавлял дирижёр В. И. Михалек; ташкентское хоровое об-во "Лира", 1898, под рук. воен. капельмейстера В. В. Лейсека; Мар-геланское муз. об-во под рук. Д. И. Михайлова и Самаркандское муз. об-во, созданные в нач. 90-х гг.), организуются концерты силами рус. симф. оркестров, камерных ансамблей, оперных трупп и приезжих гастролёров: рус. (Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, Ф. И. Шаляпин и Др.) и зарубежных. Огромную роль сыграли военные духовые оркестры. К этим же годам относятся первые опыты обработки узбекских мелодий для европейских инструментов (для духового оркестра - Лейсек, для симфонического - Н. С. Кленовский). В 70-80-е гг. записи узб. мелодий, а также мелодий др. народов Ср. Азии были сделаны Эйхгор-ном, Ф. Пфеннигом и др.; Эйхгорном была собрана коллекция муз. инструментов Ср. Азии и Казахстана, показанная в Москве, Петербурге и Вене. Подобные работы проводились по частной инициативе и не поддерживались гос-вом.

После установления в У. Сов. власти открылись огромные возможности для развития муз. культуры. Был проведён ряд гос. мероприятий, способствовавших развитию узб. музыки. В 1918 создаются нар. консерватории (Ташкент, Самарканд), в 20-е гг. возникает сеть муз. уч. заведений, в 1934 - Высшая муз. школа в Ташкенте (с 1936 консерватория). Важную работу вела Муз.-этнографич. комиссия по записи и изучению муз. наследия народов Ср. Азии (1920-23), возглавляемая композитором В. А. Успенским, внёсшим крупный вклад в развитие муз. культуры Узб. ССР. Самаркандский НИИ музыки и хореографии (ИНМУЗХОРУЗ) под рук. композитора Н. Н. Миронова (1928, с 1931 в Ташкенте, ныне Ин-т искусствознания им. Хамзы Хакимзаде Ниязи) также вёл работу по собиранию и записи нар. музыки. Первый Узб. муз.-драм. театр (1929) стал основой для создания в Ташкенте в 1939 Узбекского театра оперы и балета и Узб. театра муз. драмы и комедии им. Муки-ми (ныне Узб. муз. театр им. Мукими); в кон. 20-30-х гг. возникли мн. обл. театры. Созданы филармония (1936), Дом народного творчества (1937), Союз композиторов Узб. ССР (1938). Всё это способствовало развитию нац. музыки. Она осваивает новые жанры и средства в