БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431етров (1930-59), Д. А. Яшин (р. 1929). Были опубл. лучшие произв. Петрова - повесть "Перед рассветом" (1952) и роман "Старый Мултан" (1954); Лямин издал 1-ю часть повести "Во имя счастья" (1950). Появились новые пьесы Гаврилова, Широбокова, комедия В. Е. Садовникова (1915-75) "Свадьба" (пост. 1946).

В 50-х гг. вновь ведущее положение заняла проза, расширилась её тематика, появились крупные художеств.формы: дилогия Архипова "У реки Лудзинки" (1949-57) - о людях колхозной деревни; дилогия Г. Д. Красильникова (1928-75) "Старый дом" (1956) и "Олексан Кабы-шев" (1962), его повесть "Остаюсь с тобой" (I960) и роман "Начало года" (1965) - о новой удм. интеллигенции. Культурному строительству республики посв. трилогия Гаврилова "В родных краях" (1958-63; рус. пер. под назв. "Корни твои", 1975), повести А. Г. Ко-лесниковой (1916-67) "Я счастлива" (1963), Широбокова "Песня находит дорогу" (1962). Архипов в романе "Стремнина" (1968) показал героич. труд строителей ГЭС, в повести "Встреча с прошлым" (1971) обратился к событиям Гражд. войны. Теме Великой Отечеств. войны посв. повесть Лямина "Четыре года в шинелях" (1965). С. А. Самсонов (р. 1931) в повестях "Люблю тебя" (1965), "Над Камой гремит гроза" и "Ночной звонок" (обе - 1967) и Р. Г. Валишин (р. 1937) в повести "Инвожо и в полночь светит" (1974) создали запоминающиеся образы современников.

В совр. удм. поэзии плодотворно работают: Ф. И. Васильев (р. 1934), А. Е. Белоногов (р. 1932), П. К. Поздеев (р. 1931), Г. А. Ходырев (р. 1932), А. Н. Уваров (р. 1936), К. Е. Ломагин (р. 1933), В. В. Романов (р. 1934), А. К. Леонтьев (р. 1944), В. И. Бубякин (р. 1929). Развивается совр. драматургия: пьесы "Солнце взошло" (1957) Гаврилова, "Прапорщик Орлов" (1961) и "Дорогой подарок" (1968) Л. И. Перевощикова (р. 1913); комедии "Когда поют соловьи" (1963) и "Звонкая осень" (1966) Гаврилова, "Если нет любви" (1962), "Эх, девицы-красавицы" (1969) Широбокова. Серьёзные моральные проблемы подняты в пьесах Е. Е. Загребина (р. 1937) "Весенний дождь" (1961) и "Лебедь белая" (1967), А. С. Бутолина (р. 1908) "От света не скроешься" (1963), Са-довникова и М. С. Тронина "Медвежий угол" (1973).

Произв. удм. писателей переведены на мн. языки народов СССР и на иностр. языки. Удм. литература стала составной частью многонац. культуры Сов. Союза. Ф. К. Ермаков. Архитектура и изобразительное искусство. На терр. У. найдены многочисл. художеств. памятники 1-го тыс. дон. э.- 1-й пол. 2-го тыс. н. э., относящиеся к ананьинской культуре, пъяноборской культуре, а также мазунинской и др. культурам. Во 2-й пол. 17 в. строились деревянные крепости (Сарапул и др.). С сер. 18 в. складывались посёлки вокруг з-дов. С конца 18 - начала 19 вв. по ген. планам застраивались Глазов, Сарапул, Ижевск, Воткинск (арх. В. И. Гесте, С. Е. Дудин, В. Н. Петенкин, Ф. М. Росляков и др.). В городском кирпичном зодчестве 1-й пол. 19 в. преобладал стиль ампир.

В нар. архитектуре У. срубные постройки размещались вдоль двора или окружали его П-образно; дворы были открытые, с бревенчатым или каменным мощением и массивными воротами, к-рые (как и самые дома) часто украшались резьбой с геометрич. и растит. узором. Изба (корка) сооружалась по типу рус. избы; своеобразны 2-этажные амбары (кеносы), служившие также летней спальней.

После Окт. революции 1917 стр-во первоначально развернулось гл. обр. в Ижевске, в новых зданиях к-рого использовались формы конструктивизма, а в 1940 - 1950-х гг.-классики (цирк, 1940-43, арх. П. М. Попов; ансамбль Пушкинской ул., 1953-59, арх. В. П. Орлов, В. С. Масе-вич и др.). В 1950-70-е гг. разработаны ген. планы Глазова, Сарапула, Воткинска, крупных посёлков, проекты многочисл. усадеб совхозов и колхозов; в городах построены новые жилые р-ны (арх. В. П. Орлов и др.); в Ижевске по ген. плану (с 1961, арх. Г. Е. Александров) создаётся новый адм.-культурный центр. Совр. стр-во ведётся преим. по типовым проектам (с применением блок-секций). В 1948 создана Удм. opr-ция Союза архитекторов СССР.

В нар. декоративно-прикладном иск-ве наиболее яркое развитие получили вышивка и узорное ткачество. Для вышивки Сев. У. характерны мелкие счётные швы, тёмная терракотово-красная расцветка, древние орнаментальные мотивы (S-образные фигуры, свастика, косые кресты, схематич. женские фигуры и т. д.), сплошь покрывающие отд. элементы костюмного комплекса. В иск-ве Юж. У. преобладала вышивка, близкая по своей яркости, растит. орнаменту, крупным свободным швам вышивке соседнего тюркского населения. В Сев. У. ткали полосатые, преим. 2-цветные, на юге - многоцветные изделия.

С 1920-х гг. появилось проф. изобразит. искусство, в разитии к-рого важную роль сыграла студия, созданная в 1920 в Ижевске художником-портретистом М. В. Балагушиным. В 1939 образован Союз сов. художников Удм. АССР (с 1968 - Союз художников Удм. АССР). В изобразит. искусстве У. 1950-70-х гг. выделяются: в живописи - жанровые полотна Н. А. Ко-солапова, П. С. Семёнова, А. М. Сени-лова, Д. В. Ходырёва, портреты А. П. Холмогорова, пейзажи В. А. Жарского, А. Е. Ложкина; в графике - произв. Г. Г. Верещагина, И. Н. Нурмухаметова, Н. Я. Попова, Б. А. Постникова, Р. К. Тагирова. А. И. Поляк, Е. Ф. Шумилов.

Музыка. Удм. музыка развивалась в контакте с иск-вом финно-угорских, тюркских и слав. народов. Муз. фольклор отличается жанровым разнообразием: охотничьи, бортничьи, календарные земледельческие, свадебные, поминальные, хороводно-плясовые и др. песни; возникшие позднее - рекрутские, батрацкие, сиротские, ямщицкие, лирические, а также песни каторги и ссылки. Выделяются песни-импровизации (близки песням сев. народов СССР) и самобытные повествоват. сюжетные песни. Музыка основана на диатонич. ладах с широким использованием пентатонных оборотов. Встречаются разнообразные формы многоголосия. Инструм. музыка бытует в виде плясовых наигрышей и песенных аккомпанементов. Нар. муз. инструменты: крезь (гусли), чипчирган (свирель), узьы-гумы (продольная флейта), тутэктон (пастуший рожок), а также заимствованные - гармонь, балалайка, скрипка, гитара. После Окт. революции 1917 начала развиваться удм. проф. музыка. В 20-30-х гг. появились обработки нар. песен, авторские произведения (М. Г. Романов, К. П. Герд, Е. В. Молот-кова, М. А. Курочкин).

Большой вклад в развитие удм. музыки внесли Н. А. Голубев (музыка к пьесам М. П. Петрова "Иго содрогается", 1935; "Италмас", 1937), Д. С. Васильев-Буглай и М. Н. Бы-вальцев (запись фольклора, обработки нар. песен, муз.-просветительская работа), Н. М. Греховодов (музыка к спектаклю И. Г. Гаврилова "Камит Усма-нов", 1941; первая удм. муз. комедия "Свадьба", 1946; обработки нар. песен). С 40-х гг. началась деятельность композиторов Г. А. Корепанова (опера "Наталь", 1961; симфония, 1964; хоровые произв. и др.), Г. М. Корепанова-Камского (балет "Италмас", 1961; опера балет "Чипчирган", 1964; опера "Россиянка", 1967; оперетта "Любушка", симф. произв. и др.). Популярны песни Н. Е. Шкляева, Г. Н. Матвеева, Н. С. Новожилова, Г. А. Шаклеина. В 70-х гг. начали творческую деятельность композиторы А. М. Руденко, Л. В. Васильев, Ю. В. Болденков.

В У. работают (1976): Ансамбль песни и танца "Италмас" (осн. в 1936), Хор удм. радио и телевидения (1933), Муз. уч-ще им. Д. С. Васильева-Буглая (1933), Дом нар. творчества (1936), 41 муз. школа, самодеятельные хоровые коллективы. В 1973 организован Союз композиторов Удм. АССР.

Среди деятелей муз. иск-ва: дирижёры - нар. арт. Удм. АССР А. В. Мамонтов, засл. деятели иск-в Удм. АССР Г. Н. Бехтерев, Р. А. Анкудинова; певцы- нар. арт. РСФСР К. А. Ложкин, засл. артисты РСФСР Н. С. Зубков, Е. С. Па-хомова, Г. И. Титова, нар. арт. Удм. АССР Г. М. Корепанов-Камский, засл. артисты Удм. АССР В. К. Виноградова,Н. Д. Вахрушев; инструменталисты - засл. деятели иск-в Удм. АССР О. С. Фарфель, Е. С. Валов. А. Н. Голубкова.

Драматический театр. До Окт. революции 1917 проф. театр. иск-ва в У. не было. Элементы драматич. иск-ва содержались лишь в нар. обрядах, играх. В 1918 в с. Ягошур Глазовского у. был поставлен первый спектакль на родном языке. В 20-е гг. работали передвижные нар. театры. В 1931 в Ижевске открылся Удм. драматич. театр, в труппу к-рого вошли участники художеств. самодеятельности. В 30-е гг. было организовано неск. колхозно-совхозных театров: Алнашский (в 1934), Глазовский и Дебесский (оба в 1936). В 1935 начали работать Рус. драматич. театр им. В. Г. Короленко и респ. театр кукол в Ижевске. Среди лучших спектаклей Удм. драматич. театра - "Шумит река Вала" (1930), "Холодный ключ" (1933), "Герои" (1937), "Азии" (1938), "Звонкая осень" (1964) и "Белый снег" (1970) И. Г. Гаврилова, "Батрак" (1931), "Иго содрогается" (1935; новые пост. 1945, 1958 под назв. "Старый Мултан") М. П. Петрова, "Старый двор" Г. Красильникова и Н. Куликова (1959), "Лебедь белая" Е. Е. Загребина (1967), "Дорогой подарок" Л. И. Перевощикова (1970), "Эх, девицы-красавицы" С. П. Широбокова (1970). В 40-е гг. большое место в репертуаре заняли муз. спектакли: "Камит Усманов" (1941), "Аннок" (1944) Гаврилова, "Свадьба" (1946), "Волшебная борода" (1948) В. Е. Садовникова и драматич. спектакли "Утренние росы" Т. А. Архипова и Садовникова (1958),