БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431з. культура получила новый стимул к развитию после провозглашения независимости страны. Важную роль в подготовке муз. кадров У. играют ф-т иск-в Нац. ун-та У. в Кампале, Нац. департамент музыки, Нац. колледж по подготовке учителей (здесь проводятся 11-недельные семинары для преподавателей музыки нач. школ). Созданы Нац. фольклорный ансамбль, ансамбль ксилофонистов Эмбайре и др. Среди музыкантов У.: А. Окело, Б. Мубангизи, Л. Ньямайялво, П. Кивумби. Ряд музыкантов живёт и работает в Найроби (Кения), культурном и экономич. центре Вост. Африки: Дж. У. Какома (автор нац. гимна), Дж. Сенога Заке, Е. О. Задок Адолу. Одним из крупнейших в стране исследователей музыки У. является Дж. Кьягамбиддва. Дж. К. Михайлов.

Театр. После 1-й мировой войны 1914-18 в У. возникли любительские кружки; играли на англ. яз. Первые постановки зарождавшейся вост.-афр. драматургии были осуществлены в 40-х гг. 20 в. в университетском колледже. В 50-е гг. любительские кружки объединились в театр. гильдию, по инициативе к-рой в 1959 в Кампале было выстроено здание Нац. театра. По случаю провозглашения независимости был подготовлен спектакль "Чёрный отшельник" Джеймса Нгуги (Нгуги Ван Тионго). В 60-е гг. в У. насчитывалось до 20 любительских коллективов; нек-рыми из них руководили драматурги, пишущие на языках английском и луганда. В основе театра У.- нар. творчество. Популярны коллективы: "Ассоциация афр. артистов", ставит пьесы Виклифа Кийинджи - "Гвосусса эмваньи", 1963, "Долина Се-ниа", 1965; "Артисты города Кампала"- пьесы Байрона Канадва "Это - Кам-пала", 1966, "Желание", 1967, "Святая Луанда", 1968. Драматург Эриза Киронде перенёс на афр. почву водевили "Предложение" и "Медведь" (под назв. "Свинья") А. П. Чехова, их показывают молодёжные коллективы. В 1964 в Кампале организован фольклорный ансамбль песни и танца "Биение сердца Африки", к-рый гастролирует за рубежом (в 1967 и 1973 - в СССР). Драматург и реж. Роберт Серумага, получивший театр. образование в Великобритании, создал передвижной коллектив "Лимитед ти-этр" (1968)- первую проф. труппу в У.; в её репертуаре: "Узы крови" А. Фугарда (1968), "Кто боится Вирджинии Вульф?" Э. Олби (1969), "Дорога" В. Шойинка (1969), "Школа жён" Мольера (1970), "Слоны" (1970) и "Ренга Мой" (1972) Серумаги. С 1955 в Кампале ежегодно проводятся смотры-фестивали театр. коллективов. Н. И. Львов. Илл. см. на вклейке, табл. XXXI, XXXII (стр. 368-369).

Лит.: Новейшая история Африки, 2 изд.. М., 1968; Луконин Ю. В., Подъем национально-освободительного движения в Уганде в 40-60-х гг. XX в., в кн.: История Африки. Сб. ст., М., 1971; его же. Формирование новых социальных сил Уганды в годы английского протектората, в кн.: Тропическая Африка. (Проблемы истории), М., 1973; Годинер Э. С., Поземельные отношения в доколониальной Буганде (сер. XIX в.), в кн.: Africana. Этнография, история, языки народов Африки, Л., 1971; Панкратьев В. П., Капелуш С. И., Уганда, М., 1976; Ingham К., The making of modern Uganda, L., 1958; его же, A history of East Africa, 3 ed., L., 1965; Кiwanuka M. S. M., A history of Buganda..., N.Y., 1972; Lоw D. A., Buganda in modern history, L., 1971; Дмитревский Ю. Д., Шахнович К. А., Ягья В. С., Экономическая география стран Северо-Восточной и Восточной Африки, Л., 1972; Литературы Танзании, Кении, Уганды, Малави, в сб.: Современные литературы Африки. Восточная и Южная Африка, М., 1974; Wamja1а Сh. L. (ed.), Standpoints on African literature, Nairobi, 1973; Trowell M., Wachsmann K., Tribal crafts of Uganda, Oxf., 1953; Кenda11 H., Town planning in Uganda, L.-Entebbe, 1955; Mi11er D. J. von, Art in East Africa. A guide to contemporary art, L.- Nairobi, 1975; Куagambiddwa J., African music from the source of the Nile, N. Y., 1955; Wachsmann K. P., Folk musicians in Uganda, Kampala, 1956.



УГАР, отравление угарным газом; см. в ст. Углерода окись.



УГАРИТ, древний город-государство в сев. Финикии, на месте совр. Рас-Шам-ры, населённый ханаанеями-угаритцами. Назв. "У." известно с нач. 2-го тыс. до н. э., в это время он находился под влиянием Египта и Ямхада; с 16 в. до н. э. под господством Египта, с нач. 14 в. до н. э.- хеттов. В нач. 12 в. до н. э. разрушен землетрясением. На терр. У. находилось ок. 180 земледельческих селений-общин, жители к-рых платили налоги и несли повинности в пользу гос-ва (царя). Большие земельные владения и ремесленное произ-во, где работали полурабы- "люди царя", а также торговля находились в руках царя. В числе царских служащих были, напр., и "марьянни" - воины, к-рым от царя выдавались земельные наделы и кони с колесницами. Господствующий класс, в руках к-рого сосредоточивались движимое имущество и рабы, составляли крупные землевладельцы, верхушка царских служащих, "друзья царя" и торговцы. У. являлся центром междунар. торговли Египта, стран Эгейского м., М. Азии, Двуречья и внутренней Сирии.

Лит.: Liverani M., Storia di Ugarit..., Roma, 1962; Naugayrol J., Guerre et paix a Ugarit, "Iraq", 1963, v. 25, pt. 2.



УГАРИТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, письменные памятники 14-13 вв. до н. э. на угаритском языке, выполненные клинописным алфавитом. Обнаружены на территории Угарита, дешифрованы в 1930 французскими учёными Э. Дормом и Ш. Ви-ролло, нем. учёным X. Бауэром. Тексты представляют собой поэтич. повествования о богах и полумифич. властителях древности, сценарии ритуальных действ, зафиксированные для исполнения во время храмовых служб. Предания о богах концентрируются вокруг могучего Баала и его сестры и возлюбленной Анат. Баал борется за власть с богом смерти Мотом и богом моря Йаммом. К этим преданиям примыкает текст о рождении богов Шахара и Шалима - сценарий ритуального действа, сопровождавшего обряд т. н. священного брака. Цикл легенд о царе Карате имеет сюжетом поход за невестой для царя, болезнь Карата и бунт его старшего сына против отца. Предание о Дани-Иле и его сыне Акхате, вступивших в борьбу с богиней Анат,- одно из первых повествований о бунте смертных против богов. Для У. л. характерны стиховой параллелизм, концентрация внимания на действиях персонажей.

Лит.: Винников И. Н., Некоторые наблюдения над языком угаритской повести о Керете, в кн.: Труды двадцать пятого Международного конгресса востоковедов, т. 1, М., 1962, с. 321-27; Gordon С. Н., Ugaritic literature, Roma, 1949; Gray J., The legacy of Canaan, Leiden. 1957; Gaster Т h. H., Thespis, N. Y., 1961; Oldenburg U., The conflict between El and Ba'al in Canaanite religion, Leiden, 1969.

И. Ш. Шифман.



УГАРИТСКИЙ ЯЗЫК, язык населения древнего Угарита. Представлен памятниками 14-13 вв. до н. э. и немногими более поздними надписями. Относится к северо-западной группе семитских языков и очень близок к ханаанским языкам (финикийскому, ивриту и др.), а по мнению части учёных, принадлежит к их числу. Памятники У. я.- это тексты на глиняных табличках и на камне, выполненные угаритским консонантным алфавитом клинообразной формы. Алфавит, помимо консонантных букв, содержал также слоговые знаки для сочетаний 'a, 'i и 'u, позволяющие судить о гласных и их грамматической роли. В памятниках отмечены три разновидности (стиля) У. я.: архаичный, классический и "вульгарный", различавшиеся фонетически. Консонантизм архаичной разновидности почти не отличался от прасе-митского (отсутствовали лишь латеральные сибилянты как особые фонемы); в классическом и "вульгарном" У. я. наблюдается тенденция к утрате интердентальных согласных. Морфология - типично западносемитская с сохранением падежей и древних наклонений и с развитой системой пород глагола. Лексика - семитская с заимствованиями из хурритского языка.

Лит.: Сегерт С., Угаритский язык, [пер. с нем.], М., 1965; Aistleitner J., Worterbuch der ugaritischen Sprache, 3 Aufl., В., 1967; Gоrdоn С. Н., Ugaritic textbook. [Th. 1 - 3], Graz, 1967.



УГАРНОЕ ПРЯДЕНИЕ, изготовление пряжи из угаров (отходов) волокнистых материалов (см. Прядильное производство). В зависимости от вида перерабатываемого сырья различают У. п. хлопка, лубяных волокон и шёлка. В У. п. хлопка используют угары в чистом виде, в смеси с хлопковыми волокнами низких сортов, с химич. волокнами или с шерстяными волокнами (вигоневое прядение). Сырьё каждого вида разрыхляют и очищают от посторонних примесей на угароочищающих машинах, а затем компоненты смешивают и замасливают. У. п. в основном производится по аппаратной системе прядения, при к-рой смесь прочёсывают на чесальных аппаратах, состоящих из 2 или 3 последовательно соединённых между собой чесальных машин. На последней чесальной машине утонение ватки выполняется путём деления (а не утонения, как в др. системах). Пряжа вырабатывается обычно на кольцевых прядильных машинах с вытяжными приборами малой вытяжки. Применяют также безверетённые прядильные машины, на к-рых угарная пряжа получается из ленты, подготовленной по сокращённой кардной системе прядения. В У. п. вырабатывают пушистую рыхлую пряжу сравнительно больших линейных плотностей (80-160 текс), её используют гл. обр. в качестве утка для тканей с начёсом, мебельных и драпировочных тканей, а также для изготовления платков, полотенец, салфеток и т. п