БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431обращается к онтологии, выдвигает программу соединения реализма и экзистенциализма.

Соч.: Introduction of realistic philosophy, N. Y., 1948; Return to reason, Chi., 1953; The challenge of existentialism, Bloomington, 1955; Existence and the world of freedom, Englewood Cliffs, [1963].

Лит.: Богомолов А. С., Буржуазная философия США XX века, М., 1974; Reck A., The new American philosophers, N. Y., 1970.



УАЙЛЕР (Wyler) Уильям (р. 1.7.1902, Мюлуз, Франция), американский кинорежиссёр. Учился в высшем коммерч. уч-ще в Лозанне и в Парижской консерватории. В 1921 начал работать в Голливуде. Первые самостоят. постановки в кон. 20-х гг. Во 2-й пол. 30-х - нач. 40-х гг.- один из ведущих представителей сложившегося в эти годы в амер. кино направления социальной драмы. Остротой проблематики отличаются фильмы "Тупик" (по С. Кингсли, 1937), "Лисички" (по Л. Хелман, 1941), а также поставленные позже "Лучшие годы нашей жизни" (по М. К. Кантору, 1946), "Освобождение Л. Б. Джонса" (по Д. X. Форду, 1970). В годы 2-й мировой войны 1939-45 работал в документальном кино, участвовал в боевых действиях амер. ВВС. Мастер экранизаций, У. сочетает в лучших кинокартинах (помимо названных выше) "Грозовой перевал" (по Э. Бронте, 1939) и "Керри" (по Т. Драйзеру, 1952) строгую классичность формы с напряжённым внутр. драматизмом, делая при этом актёра основным выразителем авторских идей. Высокой режиссёрской культурой отмечены и развлекательные кинокомедии У.- "Римские каникулы" (1953), "Как украсть миллион" (1966), "Смешная девчонка" (1968).

Лит.: Колодяжная В., Уильям Уайлер, М., 1975. Я. А. Березницкий.

УАЙЛС (Wiles) Питер Джон де ла Фосс (р. 25.11.1919), английский экономист. Окончил Оксфордский ун-т, где преподавал в 1947-60. С 1965 проф. Лондонского ун-та. Известен как советолог. извращающий сущность социали-стич. планирования, утверждающий, будто социалистич. гос-во волюнтаристски, без учёта объективных закономерностей управляет экономикой. У.- один из авторов теории "электронного рынка", согласно которой рынок как форма товарного обмена не является необходимостью и его функции успешно могут выполнять ЭВМ.

Соч.: The political economy of communism, Oxf., 1963; Price, cost and output, N. Y., 1963; Communist international economics, N. Y., 1969.

Лит : Xавина С. А., Критика буржуазных взглядов на закономерности социалистического хозяйствования, М., 1968.



УАЙЛЬД, Уайлд (Wilde) Оскар Фингал О'Флаэрти Уилс (16.10.1854, Дублин,-30.11.1900, Париж), английский писатель и критик. Ирландец по национальности. Окончил Оксфордский ун-т (1879). Сб. "Стихотворения" (1881) имел успех. Под влиянием лекций Дж. Рескина об искусстве увлёкся идеями т. н. эстетич. движения, проповедовал необходимость возрождения красоты в повседневной жизни как средства преодоления практицизма бурж. общества. В 1882 совершил турне по городам США, выступая с лекциями по эстетике; в США издал рево-люц. мелодраму "Вера, или Нигилисты" (1882, рус. пер. 1925, Берлин), выразившую бунтарские настроения молодого писателя, и стихотворную трагедию " Герцогиня Падуанская" (1883, рус. пер. В. Брюсова, 1911). Вернувшись в Лондон, сотрудничал в газетах и журналах. Был осуждён на два года тюремного заключения по обвинению в безнравственности (1895-97), по выходе из тюрьмы поселился в Париже. Душевный надлом получил отражение в поэме "Баллада Редингской тюрьмы" (1898, рус. пер. В. Брюсова, 1915) и в посмертно опубл. исповеди "De Profundis" (1905).

В обстановке социального и идеологич. кризиса англ. бурж. общества кон. 19 в. У. примыкал к антибурж. направлению в литературе и театре, в нек-рой степени испытав влияние идей социализма ("Душа человека при социализме", 1891). Представление о том, что иск-во не только самоценно, но первично по отношению к жизни, сближало его с декадентским эстетизмом и сторонниками "искусства для искусства". Однако творчество У. было не лишено значит. жизненного содержания. Ранняя поэзия У. изысканно орнаментована, книжна, в ней сильно влияние франц. символизма. Наряду с этим в его творчестве звучат социальные мотивы. В "Балладе Редингской тюрьмы" декадентские мотивы любви на грани смерти сочетаются с горячим состраданием к несчастью человека.

Сказки ("Счастливый принц", "Звёздный мальчик") и "Стихотворения в прозе" У. лиричны, возвышенны по стилю и содержанию. "Кентервильское привидение", "Преступление лорда Артура Севиля" - остросюжетные новеллы, пронизанные иронией. Образец интеллектуального романа кон. 19 в.- "Портрет Дориана Грея" (1891). Украсив всем блеском своего стиля проповедь аморализма, вложенную в уста лорда Генри, У. вместе с тем признаёт, что культ красоты и жажда наслаждений не должны приводить к отказуот истинной нравственности. Однако современниками роман в основном воспринимался как проповедь эстетского аморализма.

Трагедии "Герцогиня Падуанская", "Саломея" (1893; первонач. на франц. яз.), "Флорентийская трагедия" (1895, опубл. в 1908, не закончена) - попытки возрождения поэтич. драмы больших страстей. Иной характер имеют светские комедии, полные остроумных парадоксов и эпиграмм на нравы господств. классов: "Веер леди Уиндермир" (1892), "Женщина, не стоящая внимания" (1893), "Как важно быть серьёзным" (пост. 1895, опубл. в 1899). Социально-критич. мотивы сильны в комедии "Идеальный муж" (1895), где изобличаются нечистые методы бурж. карьеристов.

В критич. статьях 80-х гг. (сб. "Замыслы", 1891) У. осветил наиболее близкие ему явления совр. англ. лит-ры (У. Моррис, У. Патер, Ч. А. Суинберн и др.). Вместе с тем он высоко ценил нар. песенное творчество, поэзию П. Беранже и с уважением писал о художеств. мастерстве О. Бальзака, Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева и Ф. М. Достоевского.

Соч. Complete works, L.- Glasgow, 1966; Critical writings, L., 1970; The letters, ed. by R. Hart-Davis, L., 1962; The critical heritage, ed. by K. Beckson, L., [1970]; в рус. пер.- Полн. собр. соч., под ред. К. И. Чуковского, т. 1 - 4, СПБ, 1912; Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1960; Пьесы, М., I960.

Лит.: История английской литературы, т. 3, М., 1958; Чуковский К., Оскар Уайльд, в его кн.: Люди и книги, М., 1960, с. 625-70; Harris F., O.Wilde, his life and confessions, v. 1-2, N. Y., 1918; Pearson H., Oskar Wilde, his life and wit, L.- N. Y., 1946; San Juan E., The art of O. Wilde, Princeton, 1967; Mason S., Bibliography of O. Wilde, [2 ed.], L., [1967].

А. А. Аникст.



УАЙТ (White) Патрик Виктор Мартиндейл (р. 28.5.1912, Лондон), австралийский писатель. Окончил Кембриджский ун-т (1935). В 1940-45 служил в британской авиации. С 1949 постоянно живёт в Австралии. Роман "Счастливая долина" (1939) - психологич. семейная драма. В произведениях У. филос. проблемы смысла жизни, взаимопонимания между людьми, страдания и боли как инструмента самопознания и др. решаются в социально-историч. контексте совр. австрал. действительности с её подменой духовных ценностей символами материального изобилия. Крупнейшие романы У.: "Древо человеческое" (1955, рус. пер. 1976) - эпос жизни австрал. скваттера; "Вивисектор" (1970), в к-ром исследуются природа творчества и личность художника-творца; "Око бури" (1973), повествующий о "сильной личности" и власти денег. Для стиля У. характерно сочетание разнородных речевых пластов и интонаций, поэтич. символика и "жестокий" реализм, патетика и гротеск; для раскрытия трагедии человеческого бытия он нередко привлекает средства комического. Автор сб. драм "Четыре пьесы" (1965) и стихов. Нобелевская пр. (1973).

Соч.: The aunt's story, L., 1948; Voss, L., 1957; Riders in the chariot, L., 1961; The burnt ones, L.- N. Y., 1964; The solid mandala, L., 1966; The cockatoos, L., 19T4.

Лит.: Argyle В., Р. White, Edin.- L., 1967;Wilkes G. A., [ed.]. Ten essays on P. White, [Sydney, 1970]; Button G., P. White, Melb., 1971; Моrley P. A., The mystery of unity, Montreal - L., 1972; Finсh J. H., A bibliography of P. White, Adelaide, 1966. В. А. Скороденко.

УАЙТ (White) Пол Дадли (6.6.1886, Бостон,- 31.10.1973, там же), американский терапевт-кардиолог и обществ. деятель. В 1908 окончил Гарвардский ун-т (США), доктор медицины (1911). С 1933 проф., с 1949 почётный проф. того же ун-та. Осн. труды посвящены физиологии и патологии сердца, в т. ч. электрокардиографии, диагностике и лечению пороков сердца, т. н. лёгочного сердца, особенностям коронарной болезни в молодом возрасте и её профилактике, эпидемиологии сердечно-сосудистых заболеваний и вопросам реабилитации в кардиологии. Описал (1930) своеобразную форму функциональной патологии сердца - т. н. синдром Вольфа- Паркинсона -У. В 1948- 1956 У. возглавлял Нац. совещательный совет по вопросам сердца. Президент Междунар. об-ва кардиологов (1954-58) и Междунар. кардиологич. фондов (с 1957). Иностр. чл. АМН СССР (1961).

Соч.: Heart disease, 4 ed., N. Y., 1951; Electrocardiography in practice, 3 ed., Phil., 1952 (соавтор); My life and medicine. An autobiographical memoir, Boston, 1971; в рус. пер.- Ключи к диагностике и лечению болезней сердца, М., 1960.

Лит.: Dimоnd E. G.,