БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431во Т. отражены в музейных экспозициях подмосковной усадьбы Мураново и в с. Овстуг Брянской обл.

Соч.: Стихотворения. Письма. [Вступ. ст. К. В. Пигарева], М., 1957; Стихотворения. [Вступ. ст. и подгот. текста Н. Я. Берковско-го], М.- Л., 1962; Лирика. [Изд. подготовил К. В. Пигарев], 2 изд., т. 1-2, М., 1966.

Лит.: Благой Д., Гениальный русский лирик (Ф. И. Тютчев), в его кн.: Литература и действительность, М., 1959; П и г а р е в К., Жизнь и творчество Тютчева, М., 1962; Гиппиус В. В., Ф. И. Тютчев, в его кн.: От Пушкина до Блока, М.- Л., 1966, К а-саткина В. Н., Поэтическое мировоззрение Ф. И. Тютчева, Саратов, 1969; Б у х ш т а б Б. Я., Ф. И. Тютчев, в его кн.: Русские поэты, Л., 1970; Зунделович Я. О., Этюды о лирике Тютчева, Самарканд, 1971; Озеров Л., Поэзия Тютчева, М., 1975; Чу л ков Г., Летопись жизни и творчества Ф. И. Тютчева, М.- Л., 1933; Gregg R. A., Fedor Tiutchev. The evolution of a poet, N. Y.- L., 1965.

К. В. Пигарев.



ТЮТЮННИК Григорий Михайлович (6.5.1920, с. Шиловцы, Полтавской обл.,- 29.8.1961, Львов), украинский советский писатель. Окончил Харьковский ун-т (1946), работал учителем. Печатался с 1940. Автор сб. рассказов "Распаханные межи" (1951), повестей "Тучка солнца не закроет" (1956, рус. пер. 1959), "Буг шумит" (1965), романа "Водоворот" (кн. 1-2, 1960-62; Гос. пр. УССР им. Т. Г. Шевченко, 1963; рус. пер. 1962) - о жизни укр. села в предвоен. десятилетие и борьбе народа против нем.-фаш. захватчиков в годы Великой Отечеств, войны 1941-45; сб. стихов "Журавлиные ключи" (опубл. 1963). Произв. Т. переведены на языки народов СССР.

Соч.: Твори, т. 1 - 2, Киев, 1970.

Лит.: Воловець Л., Григорiй Тютюн-ник, К., 1967; Семенчук I., Григорiй Тютюнник. [Майстершсть письменника], Киiв, 1971.



ТЮШЕНЫ (франц. tuchins-лесные люди, возможно, от среднефранц. touche - рощица, лесок), участники крест. восстания во Франции в 60-80-х гг. 14 в. Восстание началось в 1363 в Оверни; в 80-х гг. охватило также Лангедок, Пуату, Лимузен, Руэрг, Прованс, Дофине. К движению присоединились жители многих мелких городов, ремесленники крупных городов (Монпелье, Тулузы, Нарбонна, Нима и др.). Восставшие отказывались платить налоги, убивали сборщиков налогов, разрушали феод. замки, усадьбы. В 1384 гл. силы т. были разбиты; отдельные отряды действовали ещё в 1390.

Лит.: Себенцова М. М., Восстание тюшенов, "Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина", 1954, т. 68, в. 4.

ТЯБЛИКОВ Сергей Владимирович (7.9. 1921, Клин,- 17.3.1968, Москва), советский физик, доктор физико-матем. наук (1954). Окончил МГУ (1944). С 1947 работал в Матем. ин-те АН СССР. Проф. МГУ (с 1964). Осн. труды по статистич. механике и теории твёрдого тела. Заложил основы совр. квантовой теории ферро- и антиферромагнетизма. В 1959 совм. с Н. Н. Боголюбовым разработал метод двухвременных температурных функций Грина. Гос. пр. СССР (1970).

Соч.: Методы квантовой теории магнетизма, 2 изд., М., 1975; Метод функций Грина в статистической механике, М., 1961 (совм. с В. Л. Бонч-Бруевичем).

Лит.: Сергей Владимирович Тябликов. [Некролог], "Успехи физических наук", 1968, т. 95, в. 4.



ТЯВЗИНСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1595, договор о мире между Россией и Швецией, подписанный в Тявзино (р-н Нарвы) в мае 1595. По Т. м. д. к России отошли Ям, Копорье и Ивангород, потерянные в конце Ливонской войны 1558-83 и отвоёванные у шведов в 1590, а также Корела и др. Россия отказалась от своих притязаний на швед. владения в Ливонии. По Т. м. д. купцам из др. гос-в запрещалось посещать рус. порты на Балтийском побережье, они могли вести торговлю с русскими только в Ревеле (Таллине) и Выборге. Т. м. д. не был ратифицирован рус. правительством вплоть до заключения в 1609 в Выборге нового соглашения между Швецией и Россией.

Лит.: Шаскольский И. П., Стол-бовский мир 1617 г. и торговые отношения России со Шведским государством, М.- Л., 1964.



ТЯГА в технике, 1)в машиностроении и строительстве - часть машины или сооружения, подверженная растягивающим нагрузкам; обычно стержень круглого или прямоугольного сечения, а также из фасонного проката (уголкового, таврового и др. профиля). 2) В топочных и вентиляционных устройствах - разрежение в участке канала или трубопровода топочных и вентиляц. устройств, под действием к-рого создаётся поток газа. Т. бывает естественная, когда движущая сила возникает из-за разности плотностей газов различной темп-ры (естественная Т. возрастает с увеличением высоты вытяжной или дымовой трубы, с уменьшением темп-ры атм. воздуха и т. п.), и искусственная, когда движущая сила создаётся дымососом или вентилятором (см. Тягодутъевое устройство). 3) На транспорте - сила, передаваемая движителю транспортной машины (наземной, водной, воздушной или космической). См. также Тяговое усилие.

ТЯГА в архитектуре, горизонтальный профилированный поясок, вы ступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, состоит из нескольких обломов.

[2623-1.jpg]

Фасад с горизонтальными тягами.


ТЯГА, весенний брачный полёт самца вальдшнепа, отыскивающего самку. Т. начинается после прилёта вальдшнепов и длится 25-30 сут. Холодная и ветреная погода задерживает начало Т. Вечером, вскоре после захода солнца, а в разгар Т. незадолго до захода вальдшнепы начинают летать - "тянуть"-над лесом, издавая характерные звуки - "хор-канье". Стрельба вальдшнепов на Т.- распространённая весенняя любительская охота. Стрелять разрешается только самцов.



ТЯГАЧ, колёсная или гусеничная самодвижущаяся машина (на базе трактора или грузового автомобиля) для транспортировки прицепных повозок и систем (напр., прицепов, прицепных сельскохозяйственных машин, дорожных машин). Имеет тягово-сцепное (буксирные Т.) или опорно-сцепное (седельные Т.) устройство. У буксирных Т. необходимое для получения высокого тягового усилия давление гусениц или колёс на грунт (сцепной вес) обеспечивается массой самого Т. У седельных Т. дополнительный сцепной вес создаётся давлением одноосного прицепа (полуприцепа), передаваемым через т. н. седло на раму Т., либо балластом в кузове. Для повышения тягового усилия иногда в трансмиссии Т. предусматривается несколько (обычно 1-2) дополнит. передач с увеличенным передаточным отношением.

ТЯГЛО, система денежных и натуральных гос. повинностей крестьян (см. Тяглые крестьяне) и посадских людей в Рус. гос-ве 15 - нач. 18 вв. Осн. окладная единица тяглого населения наз. сохой. Помимо прямых налогов, крестьяне и посадские люди исполняли др. тяглые повинности (нередко переводившиеся в деньги). В 17 в. наиболее тяжёлыми налогами являлись т. н. стрелецкий хлеб или стрелецкие деньги, ямские, данные и оброчные деньги. В 1679 система обложения по сохам (посошная) была заменена подворной: важнейшие прямые налоги и мелкие сборы были объединены в один налог - стрелецкую подать. Термин "Т." после введения подушной подати был заменён словом "подать", но употреблялся как условная единица обложения в 18-19 вв. После крест. реформы 1861 термин "Т." исчезает.

Лит.: Лаппо-ДанилевскиЭ А. С., Организация прямого обложения в Московском государстве со времён смуты до эпохи преобразований, СПБ, 1890; Милюков П. Н., Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII ст. и реформа Петра Великого, СПБ, 1892; Веселое-. с кий С. Б., Сошное письмо, т. 1 -2, М., 1915-16.



ТЯГЛЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, в России 15- 18 вв. назв. крестьян, обязанных платить гос. налоги и выполнять гос. повинности (см. Тягло). В разряд Т. к. входили частновладельческие и черносошные крестьяне, со 2-й пол. 17 в.- бобыли, а с нач. 18 в.- холопы. С введением подушной подати термин "Т. к." вышел из употребления и заменился терминами "податное население" или "население, положенное в оклад".



ТЯГОВАЯ МОЩНОСТЬ, мощность, развиваемая транспортной машиной на буксирном устройстве: произведение тягового усилия на среднюю скорость движения транспортной машины. Т. м. зависит от мощности двигателя, кпд трансмиссии и типа движителя. Макс. Т. м. обычно ограничивается сцепным весом транспортных машин (см. Тягач) и является одним из осн. эксплуатац. показателей.

ТЯГОВАЯ ПОДСТАНЦИЯ, сооружение, в к-ром расположено оборудование, предназначенное для трансформации, преобразования и распределения электрической энергии, используемой на электрифицированных жел. дорогах, трамвайных и троллейбусных линиях, в метрополитене.

На магистральных жел. дорогах общего пользования и путях пром. транспорта, работающих на переменном токе пром. частоты, Т. п. выполняются в виде трансформаторных подстанций и служат для понижения напряжения трёхфазного тока, получаемого от энергосистем, до необходимого значения - 27,5 кв на магистральных жел. дорогах и 6-10 кв на путях пром. транспорта. На электри-фицир. участках, работающих на переменном токе пониженной частоты (162/3 и 25 гц), Т. п. предназначены для понижения напряжения однофазного тока, получаемого от спец. электростанций,