БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431нич. действия,- помещения в правой и левой сторонах С. (их глубина и высота на 2-3 м превышают размеры зеркала сцены), оснащённые подвижными площадками, на к-рых устанавливают декорации целого акта спектакля. Накатные площадки карманов работают в комплекте с накатной площадкой арьерсцены, в которую вмонтирован поворотный круг.

Лит.: Экскузович И. В., Техника театральной сцены в прошлом и настоящем, Л., 1930; И з в е к о в H. П., Сцена, ч. 1-2, Л.-М.. 1935-40; Unruh W., Theatertechnik, В., 1969. Г. В. Шевелёв.

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena - сцена), 1) сюжетная схема, по к-рой создаётся спектакль в театре импровизации. Представляет собой краткое изложение содержания пьесы (без диалогов и монологов). В нём определены гл. моменты действия, указаны выходы персонажей на сцену, обозначены вставные номера и др. С. характерен для различных видов нар. театра (мим, ател-

лона, фарс, комедия дель арте, ярмарочный театр), развивавшихся на основе устного нар. творчества. С появлением драмы уступил место писаному тексту. 2) В кинематографии лит. произведение, предназначенное для воплощения на экране с помощью выразит, средств киноискусства. Развиваясь как лит. форма, С. использует принципы художеств, прозы, поэзии и драматургии (см. также Кинодраматургия). Помимо лит. С., имеется режиссёрский, или постановочный, С.- детальный творч. план постановки фильма, содержащий точную разбивку на кадры с указанием планов, муз. и изобразит, решения и др.; режиссёрский С. в значит, степени определяет жанр, ритм, стиль и атмосферу будущего кинопроизведения. 2) В балете подробное изложение сюжета с описанием всех танц. номеров и мимич. сцен, а также основа для сочинения композитором музыки и создания балетмейстером спектакля. 3) В опере драматургии, план либретто.

СЦЕНАРНЫЙ ДОГОВОР, по сов. праву вид авторского договора о передаче неопубликованного произведения для использования в кино- или телевизионном фильме. С. д. заключается обычно в порядке заказа с выплатой автору аванса и с полным расчётом после одобрения сценария (в кино).

СЦЕНЕДЕСМУС (Scenedesmus), род зелёных водорослей из класса протококковых. Образует ценобии (колонии) из 4-16 продолговатых клеток, соединённых боковыми стенками. Поверхность клеток гладкая или с различными выростами, крайние клетки нередко с шипами. Размножается С. автоспорами, образующимися в каждой клетке по 4, 8 или 16 и там же соединяющимися в новый ценобии. Ок. 100 видов; обитают в пресных водах. Предпринимаются попытки культивировать С. в качестве источника пищи и корма. См. Протококковые водоросли.

СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, одно из осн. средств театрального воплощения драматургич. произведения. Владея мастерством С. р., актёр раскрывает внутр. мир, социальные, психологич., нац., бытовые черты характера персонажа. Техника С. р.- существенный элемент актёрского мастерства; она связана с звучностью, гибкостью, объёмом голоса, развитием дыхания, чёткостью и ясностью произношения (дикцией), интонационной выразительностью.

Характер и стиль С. р. менялись и развивались на протяжении всей истории театра. Особенности построения античной драмы, архитектура грандиозных театральных сооружений сформировали законы эллинской классич. декламации. Нормативная эстетика классицистского театра 17-18 вв. требовала от исполнителя соблюдения правил мерной, чёткой декламации, подчинённой ударениям и цезурам стихотворной трагедии. У актёров романтического театра партитура С. р. определялась чередующимися нарастаниями и спадами чувств, отличалась ускорениями и замедлениями, переходами голоса от piano к forte, неожиданными интонациями. Расцвет реалистич. иск-ва С. р. связан гл. обр. с русским театром, с деятельностью Малого театра. Поворот к реализму, совершённый М. С. Щепкиным, в значит, мере коснулся С. р. Щепкин призывал к естественности, простоте С. р., приближению её к разговорной. Огромное значение работе актёра над словом придавал А. H. Островский, считавший, что нужно не только смотреть, но и слушать пьесы. На драматургии Островского была воспитана плеяда выдающихся рус. актёров (Садовские и др.)-мастеров С. р., рассматривавших слово как осн. средство характеристики образа. На рубеже 19-20 вв. новую эру в истории развития С. р. открыл К. С. Станиславский. В разработанной им системе работы актёра над ролью (см. Станиславского система) он искал приёмы, помогающие актёру вскрыть не только смысл текста, но и подтекст произносимых слов, захватывать, убеждать партнёров и зрителей "словесным действием". В сов. время техника С. р.- одна из важнейших дисциплин, изучаемых в театральных ин-тах, школах, студиях. Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч., т. 3, М., 1955; Кнебель М. О., Слово в творчестве актера, 1954.

СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ, один из осн. видов танца. Возник из нар. танца в процессе профессионализации танц. иск-ва. Развитие С. т. в Европе началось в период античности (4-2 вв. до н. э.). В Др. Риме происходило освоение эллинистич. танца, к-рый получил позднее развитие в пантомимах (2-5 вв. н. э.). Ранние формы европ. С. т. в годы средневековья - танцы жонглёров, шпильманов, скоморохов и др. В 14-15 вв. появились морескьёры (исполнители сюжетной танц. сценки - морески). В кон. 16 - нач. 17 вв. возникла новая форма С. т.- фигурный (изобразительный) танец (балле фигурато-в Италии, балле-во Франции, баиле-в Испании). С 17 в., после появления танц. спектаклей (см. Балет), формируются совр. формы С. т.-классический танец, характерный танец. В 20 в. в Европе и США получает распространение танец "модерн", включающий различные виды пластич., ритмич., ритмопластич. и др. танцев. В странах Азии, где танец раньше, чем в Европе, достиг высокой профессионализации, сложились свои системы С. т. Сходный процесс происходил и у народов Сев., Центр, и Юж. Америки (майя, инки и др.) до вторжения европ. колонизаторов. Е. Я. Суриц.

СЦЕНИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ, одно из осн. выразит, средств в актёрском иск-ве. Сценич. образ воплощается в действиях, совершаемых актёром (на спектакле, концерте, репетиции), раскрывающих цели, а следовательно, и внутр. мир персонажа. Большое место в иск-ве драматич. актёра занимает слово или словесное действие, обращённое к зрителю и партнёру.

СЦЕПКА сельскохозяйственная, приспособление для агрегатирования с трактором неск. с.-х. машин в целях рационального использования тяговой мощности трактора и увеличения производительности агрегата. С. бывают универсальные, спец. назначения, прицепные, полунавесные и навесные (универсальная навеска). Универсальная прицепная С. (рис. 1) применяется для составления агрегатов из трактора и прицепных машин. Выполняется из двух или трёх шарнирно скреплённых (для лучшей приспособляемости к рельефу поля) и опирающихся на колёсный ход брусьев и оборудуется удлинителями. Машины и удлинители прикрепляют к брусьям хомутами, перемещением к-рых обеспечивается правильность взаимного расположения машин или орудий в агрегате. Для присоединения к трактору С. имеет сницу. Специальные С. обычно не имеют ходовой части и составляются из звеньев, соединяющих прицепные машины между собой (напр., у Пахотного комбинированного агрегата). Полунавесные С. (рис. 2) служат для составления навесных агрегатов из 3 навесных машин шириной захвата каждой от 1,8 до 2,8 м. Одну машину навешивают на навесную систему трактора, а две -на боковые механизмы навески С., по устройству аналогичные навесной системе трактора.

Рис. 1. Схема универсальной

прицепной сцепки: 1 -снпца: 2 -брус; 3 - удлинитель; 4 -растяжки.

Рис. 2. Полунавесная сцепка: 1 - задняя растяжка; 2 - брус; 3 - каретка; 4 - опорное колесо; 5 - механизм навески; 6 - передняя растяжка; 7 - упорный транспортный ролик; 8 - установочный винт двухосного шарнира; 9 -рама.

Рис. 3. Навесная сцепка (универсальная навеска): 1 - брус; 2 - стойка; 3 - палец подвески; 4 - цепи; 5 - кронштейн; 6 - тяга.

Механизм навески снабжён гидроцилиндром;, работающим от гидрораспределителя трактора и используемым только для подъёма навесной машины. Опускается машина под действием собств. массы. Правильная установка машин с различной шириной захвата по фронту достигается перемещением каретки механизма навески по брусу С. Универсальная навеска (рис. 3) служит для навешивания на тракторы малой и средней мощности звеньев борон, к-рые присоединяют к стойке и кронштейнам навески при помощи шарнирной тяги, двух длинных и одной короткой цепей. Для навешивания звеньев борон различной ширины захвата кронштейны навески перемещают по брусу. На брус С. можно навесить 3 звена зубовой и 2 звена сетчатой борон. Длину бруса С. можно увеличить, вставив в его отверстия с обеих сторон 2 трубы меньшего диаметра, к к-рым приварены кронштейны для навешивания по 1 звену зубовой бороны, составляя агрегат из 5 звеньев бороны. А. Д. Угаров.

СЦЕПЛЕНИЕ, сцепная муфта, механизм транспортных машин для передачи крутящего момента от двигателя внутреннего сгорания к коробке передач. С. обеспечивает кратковременное разъединение вала двигателя и вала трансмиссии, безударное переключение передач и плавное трогание машины с места. В зависимости от числа ведомых дисков ра