БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431всеми видами материальных средств, организация пошива обмундирования и др.); были установлены должности интендантов от главного до дивизионного. В 1900 в Петербурге были созданы интендантские курсы (в 1911 преобразованы в Интендантскую академию). К нач. 1-й мировой войны 1914-18 существовали интендантские управления - Главное, окружные, крепостные, корпусные, дивизионные - как распорядит. органы и различные тыловые учреждения (склады, мастерские, хлебопекарни и др.). В состав войск входили подразделения и части материального, мед., вет., а на флоте, кроме того, аварийно-спасательного обеспечения.

В герм. армии нач. 20 в. гл. интенданту подчинялись интенданты армий, продовольственные магазины на театре войны, продовольственные подвижные магазины в поездах, на ж. д. и на судах. Войсковой интендантской деятельностью ведали армейские, корпусные и дивизионные интенданты. Подобную организацию тыла имели и др. армии.

Применение в ходе 1-й мировой войны танков, авиации и автомоб. транспорта потребовало создания сил и средств тех-нич., дорожного, инж.-аэродромного и аэродромно-технич. обеспечения, снабжения горючим, инструментами и др. новым имуществом. Появление химич. оружия вызвало необходимость снабжать . войска средствами защиты от отравляющих веществ. Сложность удовлетворения потребностей многомиллионных вооруж. сил во время войны в разнообразной боевой технике привела к значительному расширению связи Т. в. с. с экономикой гос-ва.

Тыл Сов. Вооруж. Сил создавался одновременно с формированием частей Красной Армии и ВМФ. В 1918 было организовано Центр. управление снабжения. Первые отряды Красной Армии штатных тыловых подразделений не имели, материальные средства получали от местных Советов и воен. комиссариатов, в ведении к-рых находились склады бывшей царской армии. С 1918 обеспечением войск материальными средствами ведал нач. снабжения соответствующего фронта, армии, дивизии, бригады, которому подчинялись различные службы. Важные меры по организации Т. в. с. были приняты в результате проведения Военной реформы 1924-25: материальное обеспечение сосредоточено в едином органе - Управлении нач. снабжения РККА; установлен порядок взаимоотношений органов Т. в. с. с нар.-хоз. органами; принята схема снабжения - центр - округ - часть; реорганизованы войсковые органы тылового обеспечения. По мере развития нар. х-ва и технич. перевооружения вооруж. сил появились части и подразделения, выполнявшие функции снабжения авиац., бронетанк., автотракторной техникой и имуществом, горючим и др. В марте 1941 по решению ЦК КПСС и Сов. пр-ва руководство Гл. интендантским управлением, Санитарным, Ветеринарным управлениями Красной Армии, отделом материальных фондов было возложено на зам. наркома обороны Маршала Сов. Союза С. М. Будённого.

К началу Великой Отечеств. войны 1941-45 Т. в. с., кроме тыловых подразделений, частей и учреждений, входивших в состав частей, соединений и объединений родов войск и видов вооруж. сил, имел также базы и склады с запасами материальных средств, автомоб., ж.-д., дорожные, эвакуационные, ремонтные, инж.-аэродромные, авиацион-но-технич., мед., вет. и др. тыловые части и учреждения центр. подчинения. Постановлением ГКО 1 авг. 1941 введена централизованная система управления Т. в. с.: были созданы Гл. управление тыла Красной Армии и управления тыла во фронтах и армиях, а также учреждены должности нач. тыла Красной Армии и нач. тыла фронтов и армий. В составе Гл. управления тыла был образован Штаб нач. тыла, а в управлениях нач. тыла фронтов и армий - организационно-плановые отделы. В центре и объединениях имелись, кроме того, управления (отделы) воен. сообщений, автодорожной службы и инспекция нач. тыла. Нач. тыла Красной Армии подчинялись также Гл. интендантское управление, Управление снабжения горючим, Гл. воен.-санитарное и Ветеринарное управления; соответствующие управления и отделы находились в подчинении нач. тыла фронтов и армий. 19 авг. 1941 была введена должность нач. тыла ВВС, в мае 1942 - нач. тыла ВМФ; в это же время учреждены должности нач. тыла в корпусах и дивизиях. Нач. тыла были наделены правами: в центре - соответственно зам. наркома обороны и ВМФ, а в объединениях и соединениях - зам. командующих (командиров). На них возлагалась ответственность за устройство тыла, подвоз материальных средств всех видов, эвакуацию и обеспечение войск по подчинённым службам; нач. тыла Красной Армии отвечал также за перевозку к фронтам всех видов пополнений. В ходе войны во фронтах стационарные склады были заменены полевыми складами, в армиях созданы полевые армейские базы. В янв. 1943 сформировано Гл. автомобильное, а в июне Гл. дорожное управления. В июне 1943 Гл. управление тыла Красной Армии было упразднено; входившие в его состав штаб, управления и отделы подчинены непосредственно нач. тыла. Тогда же была принята новая система подвоза - "от себя", по к-рой ответственность за доставку материальных средств от станций снабжения (армейских складов) к войскам (на дивизионные обменные пункты) возлагалась на нач. тыла армии, а за подвоз от дивизионных до полковых складов - на нач. тыла дивизий.

За годы войны Т. в. с. принял от нар. х-ва страны, обеспечил хранение и подвоз войскам и силам флота более 10 млн. т боеприпасов, св. 16 млн. т горючего, большого количества вооружения, техники, продовольствия и др. материальных средств. Только автомоб. транспортом было перевезено 145 млн. m снабженческих грузов. Воинские ж.-д. перевозки превысили 19 млн. вагонов. Дорожной службой построено и восстановлено ок. 100 тыс. км автомоб. дорог. Силами ж.-д. войск и спецформирований восстановлено и перешито ок. 120 тыс. км ж.-д. путей. Для авиации оборудовано св. 6 тыс. аэродромов. Мед. служба вернула в строй после излечения св. 72% раненых и ок. 91% больных. Личный состав армии и флота получал полноценное питание. Все важнейшие вопросы тылового обеспечения вооруж. сил решал ГКО через Генштаб, нач. тыла Красной Армии и начальников др. центр. органов управления. Централизация управления тылом позволила эффективно и экономно использовать имеющиеся силы и средства. Подвиги воинов Т. в. с. в годы Великой Отечеств. войны высоко оценены партией и пр-вом: 52 из них присвоено звание Героя Сов. Союза и более 30 - Героя Социалистич. Труда, многие десятки тысяч награждены орденами и медалями; большое число тыловых частей и учреждений награждено орденами, удостоено звания гвардейских и получило почётные наименования.

После войны произведены перестройка организац. структуры и технич. переоснащение Т. в. с. С образованием новых видов вооруж. сил одновременно создавался их тыл. Проведена полная моторизация всех звеньев Т. в. с., созданы новые части и учреждения различного назначения. В июне 1958 была учреждена должность зам. министра обороны - нач. тыла Мин-ва обороны, к-рая с 1962 именуется зам. министра обороны - нач. тыла Вооруж. Сил; в объединениях, соединениях и частях должность нач. тыла была преобразована в должность зам. командующего (командира) по тылу. Т. в. с. возглавляли: ген.-лейт. (впоследствии генерал армии) А. В. Хру-лёв (авг. 1941 - янв. 1951), ген.-полковник В. И. Виноградов (янв. 1951 - июнь 1958), Маршал Сов. Союза И. X. Баграмян (июнь 1958 - апр. 1968), генерал армии С. С. Маряхин (апр. 1968- июнь 1972). С июля 1972 Т. в. с. возглавляет генерал армии С, К. Кур-коткин.

Совр. тыл Сов. Вооруж. Сил имеет в своём составе: арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств; спец. войска - автомобильные, ж.-д., дорожные и трубопроводные; вспомогательный флот; части, учреждения и подразделения - инж.-аэродромные, авиац.-технич., аварийно-спасательные, эвакуационные, ремонтные, строит., мед., вет. и др. Для обеспечения деятельности Т. в. с. в его состав могут входить также части и подразделения инж. войск, войск связи, ПВО и охраны. По масштабу и характеру выполняемых задач Т. в. с. делится на тыл стратегический, оперативный и войсковой; по принадлежности - на тыл центра, окружной, флотский, фронтовой, армейский, флотилий, авиации флотов, корпусной,военно-морских баз, дивизионный, бригадный, полковой, корабельный, батальонный. Стратегический тыл включает тыл центра (арсеналы, базы и склады с запасами материальных средств, части специальных войск тыла и др. тыловые части и учреждения, находящиеся в постоянном непосредственном распоряжении Мин-ва обороны и главнокомандующих видами во-оруж. сил). Оперативный тыл составляют базы и склады с запасами материальных средств, части спец. войск тыла и др. тыловые части и учреждения, входящие в состав всех видов вооруж. сил. Войсковой тыл образуют склады с запасами материальных средств, автотранспортные, ремонтные, мед. и др. части и подразделения, предназначенные для непосредственного тылового обеспечения соединений, частей, кораблей и подразделений. Каждое войсковое соединение, часть (корабль) и подразделение имеют свой тыл, состав к-рого определён штатами. Напр., тыл мотострелк. батальона состоит из взвода снабжения, ремонтной мастерской и батальонного мед. пункта. Располагая необходимым автомоб. транспортом, он способен следовать за батальоном при ведении им боевых действий или на марше и выполнять свои задачи в любых условиях обстано