БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ния", 1872, ч. 162, [№8], отд. 2; Э и к е н Г., История и система средневекового миросозерцания, пер. с нем., СПБ, 1907; Ш т е к л ь А., История средневековой философии, пер. с нем., М., 1912; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957: С т я ж к и н H. И., Формирование математической логики, М., 1967; G i 1 s о п Е., L'esprit de la philosophic medievale, 2 ed., P., 1944; Copleston F., A history of philosophy, v. 2 - 3, L., 1951 - 53; Grabmann М., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1-2, В., 1957. С. С. Аверинцев.

СХОЛИАСТЫ (греч. scholiastai), составители схолий.

СХОЛИЯ (греч. scholia, мн. ч. от scholion - толкование, объяснение), пояснительные заметки на полях антич. (гл. обр. греческих) и ср.-век. рукописей. Впервые слово "С." встречается у Галена (2 в. н. э.). В отличие от комментариев, С. разъясняли не текст целиком, а отд. пассажи у антич. классиков, в Библии, у раннехрист. авторов. Первым схолиастом считают грамматика Дидима Александрийского (1 в. н. э.). Различают древние С., восходящие к антич. филологам (Аристарх, Зенодот и др.), и новые (позднеантич. и ср.-век.). Значит, часть ср.-век. С. анонимна. Деятельность схолиастов прекращается в 15-16 вв.

СХОУТЕН, С x а у т е н (Schouten) Ян Арнольдус (р. 28.8.1883, Амстердам), нидерландский математик, чл. Нидерландской королевской академии наук (1933). В 1908 окончил Высшую технич. школу в Делфте, в 1914-43 проф. там же. Осн. исследования относятся к тензорной дифференциальной геометрии и её приложениям. Автор работ, посвящённых проблеме Пфаффа и релятивистской физике.

Соч. в рус. пер.: Тензорный анализ для физиков, М., 1965.

СХРЕЙНЕМАКЕРС (Schreinemakers) Францискус Антониус Хубертус(1.9.1864, Рурмонд,- 1945), нидерландский физико-химик. С 1901 проф. Лейденского ун-та. Осн. труды С. относятся к области гетерогенных равновесий в тройных и многокомпонентных системах. Им предложен т. н. метод остатков (1893), позволяющий определять хим. состав твёрдых фаз, кристаллизующихся в тройных системах без отделения этих фаз от маточного раствора. Даны способы изображения равновесий в тройных (1892) н в четверных системах (1907-09), рассмотрены равновесия в тройных системах с областями расслоения (1913), а также установлены диаграммы состояния мн. водно-соляных тройных и четверных систем. Работы С. широко используются в физико-хим. анализе, петрографии, металлургии и галургии.

Лит.: J о r i s s е п W. P., F. А. H. Schreinemakers, "Chemisch weekblad", 1923, Jahrgang 20, № 27 (имеется список трудов С.).

СХУЛ, Э с - С x у л, пещера в Палестине, где найдены костные остатки ископаемых людей. См. в ст. Кармелъ.

СЦБ, устройства сигнализации, централизации, блокировки. См. в ст. Железчодорожная автоматика и телемехачика.

СЦЕВОЛА Гай Муций (Gaius Mucius Scaevola; букв.- левша), в Др. Риме легендарный герой времени борьбы римлян против этрусков (кон. 6 - нач. 5 вв. ддо н. э.). Согласно преданию, юноша Т. Муций должен был, пробравшись в латерь этрусков, убить царя Порсену. Однако он был схвачен. Порсена угрожал ему жестокими пытками и требовал выдать сообщников. Желая показать, как мало он боится боли и смерти, Муций сам опустил правую руку в огонь и не издал ни единого звука, пока тлела рука. Возможно, предание о Муций возникло как объяснение прозвища Сцевола (Левша), закрепившееся за ветвью рода Муциев.

СЦЕВОЛА Квинт Муций (Quintus Mucius Scaevola) (предположительно 140-82 до н. э.), римский юрист респ. эпохи. Занимал высокие гос. посты (в 95 до н. э. консул в Риме, в 94 до н. э. проконсул в рим. провинции в Азии). Известность получил благодаря труду по частному праву ("De jure civile") в 18 книгах, где правовой материал, в отличие от установившейся традиции, излагался не в виде простого комментирования законов, а по определённой системе, с группировкой фрид. норм по институтам. Сочинения С. положившие начало науч. разработке гражд. права, оказали большое влияние нa последующее развитие рим. юриспруденции.

СЦЕВОЛА Квинт Цервидий (Quintus Cervidius Scaevola) (гг. рожд. и смерти неизв.), римский юрист кон. 2-нач. 3 вв. Занимал высокое положение при дворе императоров, был наделён правом давать консультации, обязательные для судей при решении конкретных дел. Практич. подход к праву нашёл своё выражение в многочисл. сочинениях С. ("Дигесты" в 40 книгах, "Вопросы" в 20 книгах, "Ответы" в 6 книгах и др.), к-рые представляют собой собрание кратких и точных суждений по отд. вопросам права. Учениками С. были видные римские юристы Павел и Папиниан.

СЦЕГЕННЫЙ (Sciegienny) Пётр (19.1. 1801, Бильча, близ г. Кельце,-6.11.1890, Люблин), польский революционер. Выходец из крест, семьи. Став священником, С. с кон. 30-х гг. развернул революц. пропаганду среди крестьян, используя специально написанные им произв., в к-рых осуждались социальное неравенство и эксплуатация, доказывались закономерность и справедливость революц. войны эксплуатируемых против угнетателей, выдвигался лозунг единения нар. масс разных национальностей. Революц.демократич. программа С. явилась платформой созданной им в нач. 40-х гг. тайной крест, орг-ции, действовавшей в юж. р-нах Королевства Польского. Запланированное С. на окт. 1844 восстание было сорвано предательством. С. был сослан на каторгу, где находился до 1861. В 1871 возвратился на родину. С сочувствием относился к первым польским социалистам.

Лит.: Дьяков В. А., Революционная деятельность и мировоззрение Петра Сцегенного, М., 1972.

СЦЕНА (лат. scaena, от греч. skene -палатка, шатёр, театральные подмостки), место театрального действия. Совр. тип С. сложился в результате эволюции, связанной с развитием драматургии, изменениями условий постановки и показа спектаклей и др. В др.-греч. театре действие развёртывалось на орхестре -круглой площадке, вокруг к-рой располагались зрители. В эпоху эллинизма местом для игры актёров стал проскений, в др.-рим. театре - просцениум. В ср. века С. служили площади городов и деревень; с расцветом религ. жанров (мистерия, миракль, моралите) появились сценич. площадки различных типов: двухэтажные повозки - педженты (их число соответствовало числу эпизодов мистерии), система фронтально расположенных на прямоугольном помосте беседок, комплекс кабин (по числу мест действия). В Англии 16 в. С. служили помосты во дворах гостиниц, окружённых внутр. галереями. В 17 в. в Англии сложился тип т. н. шекспировской С., представлявшей собой помост, поднятый над землёй на высоту человеч. роста (зрители партера смотрели спектакль стоя). Две колонны, поддерживавшие крышу, разделяли помост на главную и среднюю С., за к-рыми была внутр. С., за ней во 2-м ярусе галереи - верхняя С. В 1-й пол. 16 в. в Италии появилась глубинная перспективная С. с просцениумом, с перспективными декорациями улиц (1539, арх. С. Серлио). Здесь же в кон. 16 - нач. 17 вв. возникла кулисная С., где ритмично расположенные с правой и левой сторон элементы декорационного оформления в сочетании с задниками создавали единство формы сценич. действия. В 1585 во Флоренции было введено кулисное оборудование в виде 3-гранных призм - телариев, в 1639 в Равенне использовали выдвижные ширмы (арх.1 H. Саббатини), в 1619 в Парме (театр Фарнезе) - кулисные машины, получившие распространение в 18 в. на всех европ. С. (см. Кулисы). В Гамбурге в 1794 нем. актёр и режиссёр Ф. Шредер впервые применил павильон - декорацию на рамах, изображавшую интерьер. Дальнейшая эволюция сцены шла по пути усовершенствования с ц е н ы - коробки, оснащения её различными устройствами, соответствующими требованиям времени, уровню технич. развития, характеру драматургии, режиссёрским приёмам и поискам новых принципов оформления спектакля. Так, в 1884 С. становится подъёмно-опускной (Будапешт), в 1896 - вращающейся (Мюнхен, инж. К. Лаутеншлегер). С 1904 подъёмно-опускная С. начинает сочетаться с накатными площадками (способ оформления, широко распространённый в крупнейших совр. театр, зданиях).

Сложившийся тип к л а с с и ч. С. представляет собой замкнутую коробку, примыкающую к зрительному залу и соединённую с ним портальным отверстием-зеркалом С. (см. Портал). Все размеры С. зависят от размеров зеркала С.: так, её высота в 2,5-3 раза выше, а ширина в 2 раза шире зеркала С. По вертикали С. делится на колосниковое пространство (см. Колосники), игровую часть и трюм. Игровая часть состоит из игровой площадки, авансцены, арьерсцены и боковых закулисных пространств. Вдоль правой и левой стен С. (на высоте, превышающей на 1,5-2 м высоту зеркала С.) располагаются в несколько ярусов рабочие галереи, на к-рых устанавливаются светотехнич. устройства, различные сценич. механизмы и пульты управления этими механизмами. Связь между правыми и левыми галереями осуществляется посредством узких (0,5 м) переходных мостиков. Планшет (пол) сцены часто бывает оснащён плунжерами (подъёмно-опускная сцена) и люками-провалами, позволяющими исполнителям "проваливаться" от пола сцены до пола трюма и так же появляться. В планшет драматич. театров обычно врезан поворотный круг. Мн. совр. театры имеют т. н. карманы С., обеспечивающие непрерывность сце