БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ет Рус. дра-матич. театр им. А. С. Пушкина, сыгравший большую роль в становлении и развитии театра Т. В числе др. театр. коллективов: Драматич. театр им. Кемине в г. Мары (осн. в 1938), Муз.-драм. театр в г. Ташаузе (осн. в 1938). В 1964 в Ашхабаде открылся Театр юного зрителя, организованный из выпускников двух туркм. студий ГИТИСа.

Значит. вклад в развитие театр. иск-ва внесли нар. артисты СССР А. Карлиев, М. А. Кириллов. Среди деятелей театра республики (1975): нар. артисты СССР А. Кульмамедов, Б. Аманов, А. Дурды-ев, Сона Мурадова, нар. артисты Туркм. ССР Сурай Мурадова, К. Бердыев, М. Черкезов, Т. Гафурова, С. Амангель-дыев, К. Дурдыев, Н. Союнова, С. Ата-ева, Г. Ф. Бобровский, И. Г. Громов, Л. Н. Котовщикова, С. Аннаклычева, заслуженные артисты Туркм. ССР X. Ан-намамедов, А. Курбандурдыев, О. Хаджи-мурадов, О. В. Аветисов, М. Аймедова, А. Джаллыев, А. Хуммедов; художники заслуженные деятели искусств Туркменской ССР X. Аллабердыев, Е. М. Белов.

Илл. см. на вклейке, табл. XXV (стр. 368-369).

Лит.: Б е н ь я ш Р., Туркменский государственный театр, Аш., 1939; К е р и м и К., Туркменский академический театр драмы им. Молланепеса, Аш., 1969; История советского драматического театра, т. 2, 6, М., 1966 - 71. А. М. Мамилиев.

Цирк. Широкую известность в СССР и за рубежом завоевал туркм. конный цирк, восходящий к нац. конным играм, пантомимам. На самобытных нац. традициях джигитовки основано иск-во ансамблей туркм. наездников под рук. нар. арт. Туркм. ССР Д. Г. Ходжабаева (организован в 1945, с 1964 - Засл. коллектив Туркм. ССР; гастролировал в Югославии, Италии, Франции, США и др. странах) и нар. арт. Туркм. ССР А. Ан-наева (организован в 1968). Значит. вклад в историю туркм. циркового иск-ва внёс также ансамбль туркм. наездников-джигитов (1945-55) под рук. засл. деят. иск-в Туркм. ССР А. С. Калганова.

А. Я. Шнеер.

XIX. Кино

Первый фильм, посв. Туркм. республике,- "Провозглашение ТССР" (1925) был создан операторами "Севзапкино" Б. Башем и А. Цейтлиным. В 1926 по решению СНК Туркм. ССР в Полторацке (ныне Ашхабад) организована кинофабрика, затем киностудия "Туркменфильм". Первоначально здесь создавались документальные картины-"К перевыборам Советов", "Празднование 10-й годовщины Окт. революции в Ашхабаде" и др. В 1929 вышел документально-игровой фильм "Белое золото" - о борьбе за хлопок в годы коллективизации. Специальная агитгруппа демонстрировала его в аулах. сопровождая лекциями.

В 30-е гг. в туркменском кино начали работать режиссёры и операторы: В. А. Лавров, Д. Мамедов, А. И. Фролов, Б. М. Муратовский, Н. М. Копысов, М. В. Мэй, Д. Непесов, Ш. Аннаев, Н. Ф. Бондаренко, способствовавшие становлению туркм. документального кино. Они участвовали в создании картин: "Карабекаульский канал" (1930), "Первый в пустыне" (1932), "Небывалое" (1936), "Туркменистан" (1939). В 1931 пост. первый туркм. художеств. фильм "Забыть нельзя" (реж. Д. Познанский). Начиная с 1936 выходит киножурнал "Советский Туркменистан". Значит. событием в истории туркм. кино 30-х гг. стал фильм "Я вернусь" (1935, по поэме О. Тачназарова "Батрак", реж. А. К. Ледащев). Были пост. художеств. фильмы "Семь сердец" (1935, реж. Н. И. Тихонов), "Умбар" (1937, реж. А. А. Маковский), "Люди долины Сумбар" (1938, реж. Тихонов), "Советские патриоты" (1939, реж. Г. Ломидзе), "Цена жизни" (реж. Тихонов), "Дурсун" (реж. Е. И. Иванов-Барков) (оба в 1940). В эти годы в нац. кино снимаются ведущие актёры туркм. театра - А. Кульмамедов, А. Карлиев, А. Дурдыев. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 на Ашхабадской киностудии работали укр. кинематографисты; объединённая киностудия выпустила картины: "Как закалялась сталь" (1942, реж. М. С. Донской), "Партизаны в степях Украины" (1943, реж. И. А. Савченко), "Волшебный кристалл" (1945, реж. М. С. Атаханов и А. А. Народицкий). В 1948 создана муз. комедия, получившая широкое признание,- "Далёкая невеста" (реж. Иванов-Барков).

В 1948 здание киностудии было разрушено землетрясением, но продолжали выпускаться киножурналы и документальные фильмы. В 50-е гг. восстановленная студия пост. художеств. фильмы: "Сын пастуха" (1955), "Хитрость старого Ашира" (1956) (реж. обоих - Р. Я. Перелынтейн), "Честь семьи" (1957, реж. И. Мутанов), "Особое поручение" (1958, реж. Иванов-Барков и Карлиев), "Первый экзамен" (1959, реж. X. Агаханов и П. Сыров) и др. В 60- 70-е гг. значит. расширилась тематика туркм. кинематографии, в кино выдвигаются новые нац. кадры режиссёров, актёров и операторов. Важным мораль-но-этич. проблемам современности посв. картины: "Петух" (1965, реж. Агаханов и Г. Зелеранский), "Утоление жажды" (реж. Мансуров), "Пустыня" (реж. Э. Ха-чатуров) (обе в 1966), "Тайна мукама" (реж. Карлиев), "Озорные братья" (реж. К. Оразсахатов, X. Якубов) (обе в 1973), "Цвет золота" (1974, реж. X. Какабаев), "Чёрный караван" (1975, реж. Ю. Борец-кий). Премии междунар. и всесоюзных кинофестивалей получили "Состязание" (1964, реж. Мансуров), "Решающий шаг" (1965, реж. Карлиев), "Невестка" (1971, реж. X. Нарлиев). В 1975 создан первый туркм. мультипликац. фильм "Бевенд-жик" ("Пузырь", реж. М. Чарыев). Выходят киножурнал "Советский Туркменистан" и сатирич. киножурнал "Найза" ("Штык"). На туркм. яз. дублируется св. 50 художеств. фильмов в год. Значит. роль в развитии туркм. кино сыграл актёр и режиссёр А. Карлиев, имя к-рого ныне присвоено киностудии "Туркмен-фильм". Среди ведущих актёров: Г. Ход-жаев, С. Каррыев, О. Дурдыева, Б. Ан-нанов, Ж. Смелянская, М. Аймедова и др.; операторы: А. Карпухин, Г. Язханов, М. Курбан-Клычев, О. Сапаров и др. В 1963 осн. Союз кинематографистов Туркм. ССР. Проводятся фестивали и недели фильмов др. стран и союзных республик.

На 1 янв. 1976 в республике насчитывалось св. 915 киноустановок.

Лит.: Репин И., Айзенберг Я., Туркменистаныц кино сунгаты, Ашгабат, 1962; их же, Молодость искусства. Очерки истории туркменского кино, Аш., 1965; Абдыллаев Б., Сунгата синен емур, Ашгабат, 1973; Репин И., Абдуллаев Б., Туркменское кино, Аш., 1974.

Б. Абдуллаев.



ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ им. Молланепеса, организован в 1929 в Ашхабаде на базе нац. драматич. студии. С первых дней работы включает в репертуар произв., отображающие борьбу туркм. народа за новое, социалистич. общество. Наиболее значит. спектакли в период становления театра: "Без калыма" Халдурдыева (1929), "Мятеж" по Фурманову (1932), "Слуга двух господ" Гольдони (1933), "Ревизор" Гоголя (1934), "1905 год" Джабарлы (1935), "В пустыне Каракумы" Кекилова, Чарыева и Клы-чева (1936), "Подъём" Кербабаева, "Айна" Карлиева, "Любовь Яровая" Тренёва (все в 1937), "Джума" Каушутова (1939), "Кеймир Кёр" Бурунова и Аманова (1940). В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 театр осуществил постановку произв. Б. Кербабаева, А. Кекилова, К. М. Симонова и др., посв. героич. борьбе сов. народа против нем. захватчиков. В дальнейшем коллектив продолжает создавать нац. репертуар, ставит пьесы авторов из братских республик, произв. рус. и мировой классики.

Среди лучших спектаклей: "Семья Аллана" (1949, Гос. пр. СССР, 1951) и "Тридцатые годы" (1958) Мухтарова, "Доходное место" (1950) и "Без вины виноватые" (1951) Островского, "Отелло" Шекспира (1954), "Овод" по Войнич (1956), "Легенда о любви" Назыма Хикмета, "Решающий шаг" Кербабаева (оба в 1957), "Горянка" Гамзатова, "Судьба" Дерьяева (оба в 1962), "Остров сокровищ" Аманова (1969), "Посол эмира" Кулиева (1970). В спектаклях "Кремлёвские куранты" (1959), "Человек с ружьём" (1970) Погодина и "Куш-кинская крепость" Атаджанова (1964) воссоздан образ В. И. Ленина. Труппа постоянно пополняется выпускниками студий ГИТИСа (1941, 1954, 1963, 1964), Ташкентского театр. ин-та им. А. Н. Островского, моск. Театр. уч-ща им. М. С. Щепкина, драматич. студии при театре. Важными событиями в жизни коллектива стали участие в Декаде туркм. лит-ры и иск-ва (1955) и гастроли (1959, 1965, 1974) в Москве. Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени (1949), ему присвоено звание академического (1956), имя классика туркм. лпт-ры Молланепеса (1963). В труппе (1975): нар. артисты СССР Б. Аманов, А. Дурдыев, А. Кульмамедов (в 1963-74 - гл. режиссёр), Сона Мурадова, нар. артисты Туркм. ССР Ф. Алиева, С. Амангель-дыев, С. Атаева, К. Бердыев, Т. Гафурова, К. Дурдыев, Сурай Мурадова, Н. Союнова, М. Черкезов, засл. артисты Туркм. ССР Д. Ишанкулиева, А. Курбандурдыев, О. Хаджимурадов. С 1974 гл. режиссёр - засл. арт. Туркм. ССР А. Курбандурдыев.

Лит.: Беньяш Р., Туркменский государственный театр, Аш., 1939; КеримиК., Туркменский академический театр драмы им. Молланепеса, Аш., 1969.

А. М. Мамилиев.



ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА им. Махтумкули, открыт в 1941 в Ашхабаде, с 1956 - им. Махтумкули. Создан на базе оперной студии с вокальным и балетным отделениями (осн. в 1937). В 1941 поставлена первая нац. опера "Судьба бахши" Ка-хиани. Активное участие в развитии театра приняли композиторы В. Мухатов, А. Кулиев, Д. Овезов и др. (первые муз. Соч. были созданы в содружестве с рус. и укр. композиторами). Среди пост.: оперы-"Шасенем и Гариб" (1944) и "Айна" (1957) Шапошникова и