БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431и созданы первые нар. туркм. танцы - "Хымль" (девичья игра), "Ай-терек", "Гун-терек", "Кушт-денти" (курдский танец). В 1939 на балетном отделении оперной студии (осн. в 1937 в Ашхабаде) балетм. Л. В. Якобсон пост. детский танец "Ак-эшекли" и "Танец джигитов". Балетм. Н. С. Холфин и И. В. Бойко продолжили решение задачи разработки движений и определения характера туркм. танца. Холфин создал танцы "Гыз-лар ерши" (девичий танец), "Танец джигитов", "Танец стариков", "Пиала". Они отличались единством стиля и характера. Мужской танец воплотил порывистость, смелость, ловкость; девичий - мягкость, застенчивость, плавность. В 1941 организовался Ансамбль нар. танца Туркм. ССР, в репертуар к-рого вошли новые сценич. танцы, созданные нац. балетмейстерами.

Формирование проф. балета началось с обучения на балетном отделении ашхабадской оперной студии юношей и девушек, пришедших сюда из самодеятельности. В этой студии занятия вели педагоги Д. И. Бененсон и Л. В. Ошурко. Им пришлось преодолевать мн. трудности, в т. ч. в привлечении к занятиям девушек-туркменок, в замене нац. одежды, мешавшей отработке движений, одеждой учебной. В сер. 30-х гг. группа туркм. детей была послана учиться в Ле-нингр. хореографич. училище. К кон. 1941 в Ашхабадском театре оперы и балета сформировалась балетная труппа, основу к-рой составили выпускники Ле-нингр. хореографич. уч-ща, в т. ч. К. Джапаров, Р. Аннакурбанов, X. Ис-маилов, Н. Мурадов, М. Ахундов, О. Ниязов, Б. Машедова, Т. Сатлыклы-чева, Р. Самгина и др. Мн. из них позднее стали ведущими мастерами туркм. балета, а Джапаров - первым туркм. балетмейстером. К созданию репертуара привлекались туркм., рус. и укр. писатели и композиторы. В 1941 был показан "Вечер балета", включавший классич. и нар. танцы. Развитие форм нар. туркм. танца, подкреплённое школой классич. балета, позволило в 1942 балетм. Хол-фину осуществить пост. первого нац. балета "Алдар-Косе" ("Весёлый обманщик") К. А. Корчмарёва.

Невысокий проф. уровень танц. техники артистов ещё ограничивал использование многообразных форм классич. танца, мн. сцены исполнялись на полупальцах. В балет были введены нар. танцы, чему способствовал сюжет спектакля, содержащий рассказ о проделках весёлого нар. героя, защитника бедняков. Пост. "Алдар-Косе" стала важным этапом в становлении туркм. проф. хореографии (балет продолжает оставаться в репертуаре театра). В 1943 Холфин поставил спектакль "Девушка моря" Корчмарёва о событиях Великой Отечеств. войны. В 1945 Джапаров осуществил постановку балета-сказки "Акпамык" А. Ф. Зноско-Боровского и В. Мухатова. В последующие годы в репертуар театра вошли сов. и классич. балеты. Работа над спектаклем "Бахчисарайский фонтан" Б. В. Асафьева (1946), преодоление технич. трудностей и психологич. разработка сценич. образов обогатили балетную труппу. Балет "Лауренсия" А. А. Крейна, показанный в 1948, продемонстрировал возросшие возможности балетной труппы, и уже в 1952 в репертуар был включён такой сложный спектакль, как "Лебединое озеро" П. И. Чайковского. Освоение рус. классики помогло дальнейшей профессионализации артистов балета. В 1950-60 поставлены "Жи-зель" А. Адана (1956), "Тщетная предосторожность" П. Гертеля (1958), "Дон Кихот" Л. Минкуса (1959), "Раймонда" А. К. Глазунова (1960). В 1960 был создан нац. балет "Чудесный лекарь" Н. Мухатова и М. Б. Равича. Танцевальность мелодий и точные муз. характеристики персонажей дали возможность балетмейстеру Джапарову создать интересные танц. образы, сочетая элементы классич. балета и нар. танцев.

Новые произв. туркм. композиторов расширили нац. репертуар балетной труппы; среди постановок: "Студенты" X. Алландурова и И. Якушенко (1965), "Гибель Суховея" Ч. Нурымова (1967), "Сердце, найденное в песках" А. Кулиева (1975). В нач. 60-х гг. балетная труппа пополнилась молодыми танцовщиками, окончившими Моск., Ленингр. и Ташкентское хореографич. уч-ща (М. Гельдыева, И. Кожемякина, Н. Пехациева, Ю. Пурсиянов, Э. Сарвазян, Г. Хуммаева, М. Щукина и др.). Формированию и становлению туркм. балетного иск-ва в значит. мере способствовала творческая деятельность балетм. Л. Н. Воскресенской, Н. С. Хол-фина, Л. Н. Флегматова, М. Д. Цейтлина. Среди деятелей балета (1975): засл. арт. Туркм. ССР К. Исмаилов, Л. И. Кондюкова, Б. Мамедова, X. Мурадов, Г. Мусаева, А. Пурсиянов, артисты Г. Кораблёва, О. Ниязов, Н. П. Радки-на, А. Сонин и др.

XVIII. Драматический театр

До Великой Окт. социалистич. революции туркм. народ не имел проф. театр. иск-ва. Элементы театр. зрелища содержались в творчестве нар. певцов, сказителей легенд, а также в нар. празднествах, спортивных состязаниях, играх и обрядах. С 1918 в Т. стали создаваться самодеятельные театр. кружки. Несмотря на то, что большинство из них выступало на рус., укр., арм., азерб. и тат. языках, эти кружки сыграли положит. роль для пропаганды театр. иск-ва среди туркм. населения. Особенно большое значение имела работа театр. групп Политотдела Туркестанского фронта, ставивших спектакли на актуальные сюжеты. В 1919 силами туркм. драматич. кружка в Ки-зыл-Арвате была осуществлена постановка пьесы "Взятие Кизыл-Арвата красными войсками", написанной рабочим X. Аташевым; члены театр. коллектива в Полторацке (ныне Ашхабад) поставили пьесы "Закаспийский фронт" ("Ораз Сердар") А. Каушутова (1922) и "Айд жамал" Ш. Керими (1925). В 1926 Нар-компрос организовал первую нац. драматич. студию, среди руководителей и педагогов к-рой были драматурги К. Бурунов и А. Каушутов, реж. Ю. Алим-заде, видный деятель тат. театра Камал 1-й. В студии занимались А. Кульмамедов, К. Бердыев, А. Карлиев, О. Дурдыева, Сурай Мурадова, К. Херраев, К. Куль-мурадов, X. Шахбердыев и др.; здесь были поставлены спектакли: "Курильщик опиума и знахарь" Б. Кербабаева, "Кровавый лес" А. Каушутова, "Без калыма" А. Халдурдыева.

В 1929 на базе студии был создан туркм. театр, ныне Туркменский театр драмы им. Молла-непеса. В первые годы его работы в состав труппы влились также выпускники ашхабадского Художественного техникума и участники художественной самодеятельности - А. Дурдыев, М. Чер-кезов, Сона Мурадова, М. Сейитниязов, Б. Аннануров, X. Аннадурдыев и др. Театр ставил пьесы совр. сов. авторов, произв. формирующейся нац. драматургии, рус. и мировую классику: "Мятеж" по Д. А. Фурманову (1932), "Слуга двух господ" К. Гольдони (1933), "Гибель эскадры" и "Платон Кречет" А. Е. Корнейчука, "Ревизор" Н. В. Гоголя (все в 1934), "1905 год" Дж. Джабарлы (1935), "Любовь Яровая" К. А. Тренёва, "Подъём" Кербабаева, "Айна" А. Карлиева (все в 1937), "Кеймир Кёр" Бурунова и Ама-нова (1940). В предвоен. годы наметилось тяготение к муз.-драматич. спектаклям, была осуществлена постановка муз. драмы "Зохре и Тахир" Аманова (инсценировка дастана Молланепеса, 1939) с музыкой А. Г. Шапошникова. В 30- 40-е гг. в Т. шёл процесс освоения опыта многонац. сов. театра, ознакомления с осн. элементами системы К. С. Станиславского, утверждения метода социалистич. реализма.

В 1941 в Т. начала работать группа молодых актёров, окончивших моск. ГИТИС. Росло сценич. мастерство актёров, появились нац. кадры режиссёров, были открыты театры в гг. Мары, Керки, Кизыл-Арвате и др. В годы Великой Отечеств. войны 1941 - 1945 в театрах ставились пьесы Б. Кербабаева, А. Кекилова, К. М. Симонова и др. о борьбе против фаш. захватчиков. Особенно значительной была постановка "Фронта" Корнейчука (1943). Среди лучших работ послевоен. лет: "Семья Аллана" Г. Мухтарова, "Сын пастуха" К. Сейтлиева и Мухтарова (обе в 1949), "Доходное место" (1950) и "Без вины виноватые" (1951) А. Н. Островского, "Отелло" У. Шекспира (1954). В 1954 в репертуар театра им. Молланепеса были включены спектакли выпускников ГИТИСа, подготовленные ими за годы обучения,- "Мещане" М. Горького, "Бедность - не порок" Островского, "Весёлый гость" Мухтарова и др. В 1955 театр участвовал в Декаде туркм. лит-ры и иск-ва в Москве. Среди значит. спектаклей последующих лет: "Джума" Каушутова (1956, 2-я ред.), "Решающий шаг" Кербабаева, "Легенда о любви" Н. Хик-мета (оба в 1957), "Тридцатые годы" Мухтарова (1958). В 1964 состоялась премьера пьесы А. Атаджанова "Кушкинская крепость", в к-рой впервые в туркм. драматургии создан образ В. И. Ленина (в гл. роли К. Дурдыев).

В 60 - нач. 70-х гг. театры Т. осуществили постановки спектаклей: "Судьба" X. Дерьяева (1962), "Молланепес" Б. Аманова, "Кто преступник?" Мухтарова (оба в 1963), "Любовь" А. Кекилова и Т. Таганова, "На распутье" А. Мамилиева и Б. Суханова (оба в 1967), "Девичья дань" Б. Сей-такова и М. Сейитниязова, "Остров сокровищ" Аманова (оба в 1969), "Посол эмира" К. Кулиева (1970), "Братья" Сей-такова (1974) и др. Большой интерес представило истолкование пьес "Бронепоезд 1469" Вс. Иванова (1967), "Кремлёвские куранты" (1959) и "Человек с ружьём" (1970) Н. Ф. Погодина. В репертуар театров включаются пьесы Шекспира, Мольера, Лопе де Вега, К. Гоцци, А. Н. Островского, А. П. Чехова, М. Горького, Л. Кручковского, Назыма Хикмета, драматургов братских сов. республик - А. Е. Корнейчука, М. А. Светлова, B.C. Розова, А. Н. Арбузова, О. Иоселиани, А. Папаяна, М. Карима, А. Ках-хара, М. Ибрагимова, Р. Ибрагимбекова, И. Юмагулова и др.

С 1926 в Ашхабаде работа