БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431азделяемых поверхностями разрыва темп-ры и солёности. Турбулентность, сосредоточенная в этих слоях, слаба (не способна разрушать разделяющие слои поверхности разрыва), имеет малые числа Рейнольдса (определяемые толщинами слоев), а потому далека от универсального статистич. равновесия и определяется особенностями каждого конкретного слоя (а не его глубиной).

Лит.: Монин А. С., Яглом А. М., Статистическая гидромеханика, ч. 1, М.. 1965, ч. 2, М., 1967; Монин А. С., Каменкович В. М., Корт В. Г., Изменчивость Мирового океана, Л., 1974; Ламли Дж.-Л., Пановский Г.-А., Структура атмосферной турбулентности, пер. с англ., М., 1966. А. С. Монин.


2623.htm
XVI. Музыка

Древнейшие памятники муз. иск-ва, обнаруженные на терр. Туркм. ССР, относятся к 3-2 вв. до н. э. В развалинах столицы Парфянского царства - г. Нисы-найдены ритоны с изображением людей, играющих на муз. инструментах, напоминающих греч. авлос, кифару, лиру. К эллинистич. эпохе относятся предания о происхождении нек-рых туркм. нар. инструментов. Археол. памятники Серахса, Мерва отражают муз. жизнь доислам. средневековья (4-7 вв.). С 6 в., с приходом на терр. Т. тюркоязычных племён и формированием туркм. народности, начинает складываться туркм. музыка. Одним из первых нар.-проф. музыкантов, по нар. преданиям, был Бабагамбар. После расцвета иск-ва в 12 - нач. 13 вв. начинается резкий спад, вызванный нашествиями татаро-монголов (13 и 14 вв.). Туркм. музыка была изолирована от соседних муз. культур. В труднейших условиях проходила постепенная кристаллизация нац. фольклора, завершившаяся на рубеже 18- 19 вв.

В туркм. фольклоре различают нар. и нар.-проф. творчество. Народное песенное иск-во туркмен одноголосно. Оно включает многочисл. обрядовые, в т. ч. свадебные (яр-яр), колыбельные (хувди), девичьи лирич. (ляле), календарные, трудовые и др. песни. Оригинален жанр зикр (ритуальное заклинание, очевидно, доислам. происхождения). Бытуют инструменты: дутар (струнно-щипковый), гиджак (струнно-смычковый), дилли-тюйдук, тюйдук, гопуз (духовые); ударные не встречаются. Нар.-проф. иск-во достигло высокого совершенства в творчестве бахши, к-рые исполняли под аккомпанемент дутара (в совр. практике - дутара и гиджака) дастаны на классич. темы из вост. и нац. поэзии "Гёроглы" ("Кёроглы"), "Лейли и Меджнун", "Шасенем и Гариб", "Зохре и Тахир" и др.; айдымы (песни) на слова туркм. поэтов (особенно был популярен поэт 18 в. Махтум-кули). Среди бахши 19 - нач. 20 вв. славились Шукур, Сары, Кель, Гарлы. В нар. и нар.-проф. музыке преобладают минорные лады, распространены диатонич. лады с пониженными ступенями - кырклар, новайи и др. Для инструм. музыки (дутарного двухголо-сия) характерна опора на кварто-квин-товые соотношения (терции и сексты используются в основном как проходящие интервалы). Важным фактором интонац. развития является мелизматика (вокальная и инструментальная; см. Орнаментика), в т. ч. секдирмек, джук-джук, чайкамак, питыклемек, янланмак и др. Эти приёмы концентрируются в кульминациях произв. Для песен и инструм. пьес типична 3-частная или разомкнутая 2-частная форма. Обязателен "ширван"- кульминац. отрезок, приходящийся на точку "золотого сечения". В метроритми-ке нашли отражение особенности туркм. яз., а также ритм трудовых процессов. Господствуют сложные и составные размеры - 5/8, 7/8, 11/8 и т. п.- при разнообразном соединении ритмич. звеньев.

После Окт. революции 1917 формируется проф. муз. иск-во Т. Этому в большой степени содействовали деятели муз. культуры др. братских республик. В 1925-29 композитор и этнограф В. А. Успенский предпринял этнографич. экспедицию в Т., результатом к-рой явился фундаментальный труд (совм. с В. М. Беляевым) "Туркменская музыка" (т. 1, 1928).
[2620-1.jpg]

Записи Успенскогобыли использованы в симф., камерных сочинениях на туркм. темы композиторами А. В. Мосоловым, Б. С. Шехтером, М. М. Ипполитовым-Ивановым, Г. И. Литинским, С. Н. Василенко и др. В 1929 в Ашхабаде открылся художеств. техникум с муз. отделением (впоследствии преобразован в Муз. уч-ще), в 1935 - туркм. отделение при Моск. консерватории. Среди зачинателей нац. композиторской школы - Д. Овезов.

В 1941 был открыт Туркменский театр оперы и балета. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 появились первые туркм. оперы - "Зохре и Тахир" А. Г. Шапошникова (1941, 2-я ред. совм. с В. Мухатовым, 1953), "Судьба бахши" Г. Кахиани (1941), "Юсуп и Ахмет" Шехтера и А. Кулиева (1942), "Шасенем и Гариб" Шапошникова и Овезова (1944), "Лейли и Меджнун" Ю. С. Мейтуса и Овезова (1946), "Кемине и Казы" Шапошникова и В. Мухатова (1947) и балеты - "Алдар-Косе" ("Весёлый обманщик") К. А. Корчмарёва (1942), "Ак-памык" А. Ф. Зноско-Боровского и В. Мухатова (1945) и др. Создавались произв. на совр. темы - героико-патриотич. опера "Абадан" Мейтуса и А. Кулиева (1943), поэма-кантата "Курбан Дурды" А. Кулиева (1942), кантата "Победа" В. Мухатова (1944), многочисл. хоры, песни.
[2620-2.jpg]

Начало туркм. симфонизму положили "Туркменская сюита" (1950) и поэма "Моя Родина" (1951) В. Мухатова.

В 50-е гг. наибольшее развитие получил кантатно-ораториальный жанр: кантата "Туркменистан" А. Кулиева (2-я ред. 1958), "Кантата о Коммунистической партии" (1953), "Кантата о счастье" (1954) В. Мухатова, вокально-хоровой цикл Г. С. Држевского (на слова Р. Сеидова, 1957). В эти же годы были пост. опера "Айна" Шапошникова и Овезова (1957), балет "Чудесный лекарь" М. Б. Равича и Н. Мухатова (I960). Произв. для оркестра нар. инструментов создали А. Кулиев, К. Кулиев, Г. М. Аракелян, в камерных жанрах плодотворно работали В. Мухатов, В. Ахмедов, Ч. Артыков, Н. Мухатов, Д. Нурыев.

В 60-е гг. появилось новое поколение композиторов, в творчестве к-рых произошло слияние нац. черт с достижениями совр. муз. иск-ва; наблюдается процесс взаимовлияния и взаимообогащения разл. культур. Таковы соч.: "Текинские фрески" для оркестра (1969), балеты "Гибель Суховея" (1967) и "Бессмертие" (1972) Ч. Нурымова, вокально-симф. триптих "Памяти героев Великой Отечественной войны" (1971), вокальные циклы на стихи С. А. Есенина (1971) и Г. Гейне (1974) Н. Халмамедова, виолончельный концерт (1968), балет "Фирюза" (1974) А. Агаджикова, скрипичный концерт (1969) и оратория на слова Р. Тагора (1972) Р. Аллаярова и др. Поиски новых средств выразительности характерны и для композиторов старшего поколения: скрипичный концерт (1962), кантаты "Каракум-река" (1967) и "Ленин всегда с нами" (1970) А. Кулиева, оратория "Ленин" (1964) и кантата "Коммунист" (1966) Овезова, поэма "Сказание о коммунисте" В. Мухатова (1970), кантата "Братство" В. Ахмедова (1972) и др. Событием культурной жизни стала пост. историко-героич. оперы "Конец кровавого водораздела" В. Мухатова (1967), рассказывающая о трудном пути туркм. народа к новой жизни. С этой же темой связаны оперы "Сона" (1964) и "Тревожная ночь" (1969) Агаджикова. Историч. события послужили основой опер "Махтумкули" Мейтуса (1962) и "Кеймиркёр" Н. Мухатова (1976); о жизни туркм. деревни в период коллективизации повествует опера "Пламенные сердца" Д.Нурыева (1974). Яркое свидетельство проф.-художеств. роста туркм. музыки - 1-я симфония В. Мухатова (1974, памяти Махтумкули), симфония Агаджикова (1969), концерты с оркестром для трубы (1969), голоса (1971) и фп. (1973) Ч. Нурымова, "Поэма памяти генерала Кулиева" для оркестра Нурыева (1973), балет "Сердце, найденное в песках" А. Кулиева (1975) и др. В области оперетты работают Нурыев, Агаджиков, Нурымов, музыку для кино пишут Халмамедов, Р. Редже-пов, Артыков и др.

Среди исполнителей: дирижёр - нар. арт. Туркм. ССР X. Аллануров; певцы - нар. арт. СССР А. Аннакулиева, М. Кулиева, М. Шахбердыева, нар. арт. Туркм. ССР X. Аннадурдыев, X. Аннаев, М. Фараджева, Е. Хуммаев. Известностью пользуются бахши Т. Суханку-лиев, П. Сарыев, М. Тачмурадов, Г. Угурлиев, Д. Сапар, С. Джепбаров, X. Аннамурадов; виртуозы-инструменталисты - А. Гунибеков, Ч. Тачмамедов, Я. Нургельдыев (дутар), А. Авдиев, А. Джульгаев (гиджак), С. Мамиев (электродутар), Б. Машаков (тюйдук).

В Туркм. ССР функционируют (1975): Театр оперы и балета им. Махтумкули; Муз.-драматич. театр (1938, Ташауз); Филармония им. М. Тачмурадова (19138), в составе к-рой симф. оркестр, оркестр нар. инструментов им. Сарыева, эстрадные коллективы; филармонии в обл. центрах (в Мары, Чарджоу); хор и эстрадный оркестр при Гос. комитете по телевидению и радиовещанию; Пед. ин-т иск-в (1972, Ашхабад), респ. муз. уч-ще им. Д. Овезова (1929, Ашхабад), муз. уч-ще (1975, Чарджоу), 38 муз. школ. Союз композиторов Туркм. ССР основан в 1939.

Лит.: Успенский В. А., Беляев В., Туркменская музыка, М., 1928; Синявер Л., Туркменская ССР, 2 изд., М., 1957; Туркменская ССР, в кн.: История музыки народов СССР, т. 1 - 5, М., 1970- 1974; Гуревич В., Расширяя художественные горизонты, "Советская музыка", 1975, № 3. В. А. Гуревич.

XVII. Танец. Балет

Нац. и религ. предрассудки у туркмен, запрещавшие танец, стали причиной полного отсутствия нар. традиций в этой области иск-ва. Только после Окт. революции 1917 на основе изучения быта и характера народа, его прикладного иск-ва был