БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431лёте, сжимается в воздухозаборнике и далее в турбокомпрессоре. Сжатый воздух подаётся в камеру сгорания, в к-рую впрыскивается жидкое хим. топливо (обычно авиац. керосин). Образовавшиеся при сгорании газы частично расширяются в турбине, вращающей компрессор; окончательное расширение газов происходит в реактивном сопле. Тяга ТРД может быть значительно увеличена (примерно на 30-40% ) путём дополнит. сжигания топлива в форсажной камере, расположенной между турбиной и реактивным соплом. Для увеличения диапазона устойчивой работы компрессора ТРД и ТРД с форсажной камерой могут выполняться по двухвальной (двухкаскадной) схеме, при к-рой турбокомпрессор составляется из двух механически не связанных последовательных каскадов. Перспективно использование ТРД на первых ступенях воздушно-космических самолётов. См. также Авиационный двигатель.

В. И. Бакулев.



ТУРБОСТРОЕНИЕ, см. в ст. Энергетическое машиностроение.

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной. Первый паротурбоход - англ. "Турбиния" с тремя паровыми турбинами общей мощностью 1,47 Мвт (2000 л. с.), водоизмещением 44 т, развивавшая скорость ок. 34 уз (62 км/ч) - построен в 1894. Практич. применение паровые турбины нашли почти одновременно на воен. кораблях (с 1899) и пасс. судах (с 1901). Паротурбинные установки - самые мощные из судовых гл. двигателей (1976) - устанавливаются на крупнейших мор. танкерах, навалочни-ках, лихтеровозах, быстроходных кон-тейнеровозах, пасс. судах, воен. кораблях. К 1976 почти треть (по валовой вместимости) находящихся в эксплуатации мор. трансп. судов была оборудована паровыми турбинами с наибольшей единичной мощностью св. 40 Мвт; проектируются грузовые суда с паротурбинными установками мощностью 88-110 Мвт.

Энергетич. установка паротурбохода состоит из гл. паровой турбины с зубчатой передачей на гребной винт, 1-2 паровых котлов; нек-рые паротурбоходы имеют 2 винта и более. В качестве топлива обычно используется мазут.

Газотурбоходы появились в воен.-мор. флоте в 1943-48, использование газовых турбин на трансп. мор. судах началось с 1951 (англ. танкер "Аурис"). Газовые турбины применяют обычно на судах с повышенной мощностью гл. двигателей. В сов. транспортном флоте с 1968 эксплуатируются сухогрузное универсальное судно - Т. "Парижская Коммуна" с газовой турбиной мощностью 9,5 Мвт, с 1960 - лесовозы типа "Павлин Виноградов" с турбиной мощностью 2,94 Мвт. В 1977 будет построено судно с горизонтальным способом грузовых операций "Атлантика" с 2 турбинами мощностью по 18,4 Мвт. Лёгкие авиационные и судовые газовые турбины получили распространение на судах на подводных крыльях и судах на воздушной подушке. Энергетич. установка газотурбохода состоит из генератора газа (камера сгорания или свободно-поршневой генератор газа) и газовой турбины с зубчатой передачей на гребной вал. Работают турбины на газотурбинном топливе.

Лит. см. при ст. Судно. Э. Г. Логвинович.

ТУРБУЛЕНТНОЕ ТЕЧЕНИЕ (от лат. turbulentus - бурный, беспорядочный), форма течения жидкости или газа, при к-рой их элементы совершают неупорядоченные, неустановившиеся движения по сложным траекториям, что приводит к интенсивному перемешиванию между слоями движущихся жидкости или газа (см. Турбулентность). Наиболее детально изучены Т. т. в трубах, каналах, пограничных слоях около обтекаемых жидкостью или газом твёрдых тел, а также т. н. свободные Т. т.- струи, следы за движущимися относительно жидкости или газа твёрдыми телами и зоны перемешивания между потоками разной скорости, не разделёнными к.-л. твёрдыми стенками. Т. т. отличаются от соответствующих ламинарных течений как своей сложной внутренней структурой (рис. 1), так и распределением осреднённой скорости по сечению потока и интегральными характеристиками - зависимостью средней по сечению или макс. скорости, расхода, а также коэфф. сопротивления от Рей-нольдса числа Re. Профиль осреднённой скорости Т. т. в трубах или каналах отличается от параболич. профиля соответствующего ламинарного течения более быстрым возрастанием скорости у стенок и меньшей кривизной в центр. части течения (рис. 2). За исключением тонкого слоя около стенки профиль скорости описывается логарифмич. законом (т. е. скорость линейно зависит от логарифма расстояния до стенки). Коэфф. сопротивления [2618-6.jpg] (где [2618-7.jpg]- напряжение трения на стенке,[2618-8.jpg]- плотность жидкости, [2618-9.jpg]- её скорость, средняя по сечению потока) связан с Re соотношением

[2618-10.jpg]



[2618-11.jpg]

Профиль осреднённой скорости: а - при ламинарном, 6 - при турбулентном течении.



В отличие от ламинарных пограничных слоев, турбулентный пограничный слой обычно имеет отчётливую границу, беспорядочно колеблющуюся со временем (в пределах 0,4 б - 1,2 б, где б - расстояние от стенки, на к-ром осреднённая скорость равна 0,99 v, a v - скорость вне пограничного слоя). Профиль осреднённой скорости в пристенной части турбулентного пограничного слоя описывается логарифмич. законом, а во внешней части скорость растёт с удалением от стенки быстрее, чем по логарифмич, закону. Зависимость[2618-12.jpg]от Re здесь имеет вид, аналогичный указанному выше.

Струи, следы и зоны перемешивания обладают приблизит. автомодельностью: в каждом сечении x = const любого из этих Т. т. на не слишком малых расстояниях х от начального сечения можно ввести такие масштабы длины и скорости L(x) и v(x), что безразмерные статистич. характеристики гидродинамич. полей (в частности, профили осреднённой скорости), полученные при применении этих масштабов, будут одинаковыми во всех сечениях.

В случае свободных Т. т. область пространства, занятая завихрённым Т. т., в каждый момент времени имеет чёткую, но очень неправильную форму границ, вне к-рых течение потенциально. Зона перемежающейся турбулентности оказывается здесь значительно более широкой, чем в пограничных слоях.

Лит. см. при ст. Турбулентность.

Л. С. Монин.



ТУРБУЛЕНТНОСТЬ, явление, наблюдаемое во многих течениях жидкостей и газов и заключающееся в том, что в этих течениях образуются многочисленные вихри различных размеров, вследствие чего их гидродинамич. и термодинамич. характеристики (скорость, темп-pa, давление, плотность) испытывают хаотич. флуктуации и потому изменяются от точки к точке и во времени нерегулярно. Этим турбулентные течения отличаются от т. н. ламинарных течений. Большинство течений жидкостей и газов в природе (движение воздуха в земной атмосфере, воды в реках и морях, газа в атмосферах Солнца и звёзд и в межзвёздных туманностях и т. п.) и в технич. устройствах (в трубах, каналах, струях, в пограничных слоях около движущихся в жидкости или газе твёрдых тел, в следах за такими телами и т. п.) оказываются турбулентными.

Благодаря большой интенсивности турбулентного перемешивания турбулентные течения обладают повышенной способностью к передаче количества движения (и потому к повышенному силовому воздействию на обтекаемые твёрдые тела), передаче тепла, ускоренному распространению химич. реакций (в частности, горения), способностью нести и передавать взвешенные частицы, рассеивать звуковые и электромагнитные волны и создавать флуктуации их амплитуд и фаз, а в случае электропроводной жидкости - генерировать флуктуирующее магнитное поле и т. д.

Т. возникает вследствие гидродинамич. неустойчивости ламинарного течения, к-рое теряет устойчивость и превращается в турбулентное, когда т. н. Рейнолъдса число [2618-13.jpg]превзойдёт нек-рое критич. значение [2618-14.jpg] (l и v - характерные длина и скорость в рассматриваемом течении, v- кинематич. коэфф. вязкости). По экспериментальным данным, в прямых круглых трубах при наибольшей возможной степени возмущённости течения у входа в трубу [2618-15.jpg] (здесь l - диаметр трубы, v - средняя по сечению скорость). Уменьшая степень начальной возмущённости течения, можно добиться затягивания ламинарного режима до значительно больших [2618-16.jpg], напр. в трубах до [2618-17.jpg] Аналогичные результаты получены для возникновения Т. в пограничном слое.

Возникновение Т. при обтекании твёрдых тел может проявляться не только в виде турбулизации пограничного слоя, но и в виде образования турбулентного следа за телом в результате отрыва пограничного слоя от его поверхности. Турбулизация пограничного слоя до точки отрыва приводит к резкому уменьшению полного коэфф. сопротивления тела. Т. может возникнуть и вдали от твёрдых стенок, как при потере устойчивости поверхности разрыва скорости (напр., образующейся при отрыве пограничного слоя или являющейся границей затопленной струи или поверхностью разрыва плотности), так и при потере устойчивости распределения плотностей слоев жидкости в поле тяжести, т. е. при возникновении конвекции. Дж. У. Рэлей установил, что критерий возникновения конвекции в слое жидкости толщиной h между двумя плоскостями с разностью темп-р бТ имеет вид [2618-18.jpg] где [2618-19.jpg] - ускорение силы тяжести, [2618-20.jpg]- коэфф. теплового расширения жидкости, х- коэфф. её температуропроводности. Критич. число Рэ