БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ания, в к-рую впрыскивается жидкое хим. топливо (обычно авиац. керосин). Образовавшиеся при сгорании топлива газы расширяются в турбине, вращающей компрессор и воздушный винт; окончат. расширение газов происходит в реактивном сопле. Для согласования скорости вращения ротора турбокомпрессора и воздушного винта либо (у вертолётов) для передачи вращающего момента на винт, ось к-рого расположена под углом к оси турбины, используется редуктор. Привод компрессора и воздушного винта у вертолётных ТВД обычно осуществляется механически не связанными турбинами. См. также Авиационный двигатель. В. И. Бакулев.

ТУРБОВОЗ, автономный локомотив, первичным двигателем к-рого служит турбина. На Т. могут использоваться паровые и газовые турбины. Паровая турбина не нашла применения на локомотивах, гл. обр. из-за громоздкости паротурбинной установки и низкого общего кпд. В качестве первичного двигателя используются газовые турбины. Первый газотурбовоз был создан и начал эксплуатироваться в 1948 (США). Однако больших успехов турбовозостроение не достигло. Развитие и совершенствование Т. связано с возможностью создания локомотива большой агрегатной мощности (с кпд до 30% ) при достаточно низкой удельной массе (масса, приходящаяся на единицу мощности) и с дальнейшим улучшением их энергетич. и конструктивных качеств.



ТУРБОГЕНЕРАТОР, генератор элект-рич. энергии, приводимый во вращение паровой или газовой турбиной. Обычно Т.- это синхронный генератор, непосредственно соединённый с турбиной тепловой электростанции (ТЭС). Т. к. турбины, используемые на ТЭС, работающих на органич. топливе, имеют наилучшие тех-нико-экономич. показатели при больших частотах вращения, то Т., находящиеся на одном валу с турбинами, должны быть быстроходными. Частота вращения n T. определяется из условия f = р* п (где f - частота переменного тока, р - число пар полюсов Т.). В СССР пром. частота тока f= 50 гц, поэтому наивысшая частота вращения Т. составляет 50 сек-1 (при р= 1).

Т.- электромашина горизонтального исполнения (рис.). Обмотка возбуждения Т. расположена на роторе с неявно выраженными полюсами, трёхфазная рабочая обмотка - на статоре. Ротор, испытывающий наиболее сильные механич. напряжения, выполняют из целых поковок высококачеств. сталей. По условиям прочности линейная скорость точек ротора v не должна превышать 170- 190 м/сек, что ограничивает его диаметр при п = 50 сек-1 величиной D = v/пn=1,2-1,3 м. Относительно малый диаметр ротора обусловливает его сравнительно большую длину, к-рая, однако, ограничена допустимым прогибом вала и не превышает 7,5-8,5 м. На поверхности ротора профрезерованы продольные пазы, в к-рые укладывают витки об-мотки возбуждения. Обмотку крепят клиньями, закрывающими пазы, и массивными бандажами из немагнитной стали, охватывающими лобовые (торцевые) части обмотки. Питается обмотка от возбудителя электрических машин.

Статор Т. состоит из корпуса и сердечника с пазами для обмотки. Сердечник изготовляют из неск. пакетов, набираемых из листов электротехнич. стали толщиной 0,35-0,5 мм, покрытых слоем лака. Между отд. пакетами оставляют вентиляц. каналы шириной 5-10 мм. В пазах обмотку крепят клиньями, а её лобовые части укрепляют на спец. кольцах, расположенных в торцевой части статора. Сердечник помещают в стальной сварной корпус, закрываемый с торцов щитами.

Т. атомных электростанций обладают нек-рыми особенностями, связанными с тем, что пар, вырабатываемый в ядерном реакторе, имеет относительно низкие параметры, обусловливающие экономич. целесообразность применения турбин с частотой вращения 25 сек-1. Такая частота требует наличия двух пар полюсов на роторе Т. и позволяет выполнять сам ротор с большим диаметром (до 1,8 м). При этом размер поковки ротора ограничивается технологич. возможностями её изготовления (макс. масса поковки достигает 140-180 т).

Т. мощностью до 30 Мвт имеют замкнутую систему возд. охлаждения; при мощности св. 30 Мвт возд. среду заменяют водородной (с избыточным давлением ок. 5 кн/м2). Использование водорода в качестве теплоносителя позволяет увеличить съём тепла с охлаждаемых поверхностей (т. к. теплоёмкость водорода в неск. раз превышает теплоёмкость воздуха) и соответственно повысить мощность Т. при заданных размерах. Циркуляция теплоносителя обеспечивается вентиляторами, расположенными на одном валу с Т. Тепло снимается с поверхностей изолированных проводников и стальных сердечников. Нагревшийся теплоноситель поступает в спец. охладитель (при водородном охлаждении он встраивается в Т. и вся система охлаждения тщательно герметизируется). Для интенсификации охлаждения при мощности Т. св. 150 Мвт давление водорода в системе повышают до 300-500 кн/м2, а при мощности св. 300 Мвт используют внутр. охлаждение проводников обмотки водородом или дистиллированной водой.

Рост максимальной мощности турбогенераторов, производимых в СССР


1925

1931

1937

1945

1964

1969

1975
Мощность, Мвт

5

24

100

200

500

800

1200

Приводородном охлаждении проводники обмотки делают с боковыми вырезами-каналами, а при водяном охлаждении применяют полые проводники. В крупных Т. охлаждение обычно комбинированное: напр., обмотки статора и ротора охлаждаются водой, а сердечник статора - водородом.

Повышение мощности Т. приводит к снижению удельного расхода материалов и в конечном счёте к снижению затрат на его изготовление (в расчёте на квт мощности). Так, у Т. мощностью 30 Мвт расход материала на каждый квт мощности составляет 2,75 кг, а у Т. мощностью 200, 500, 800 и 1200 Мвт - соответственно 1,53, 0,69, 0,58 и 0,457 кг. Таблица иллюстрирует рост мощности Т., выпускаемых в СССР.

Кпд Т. 98-99%, напряжение на зажимах - до неск. десятков кв.

Лит.: Вольдек А. И., Электрические машины, Л., 1974. М. Д. Находкин.

ТУРБОКОМПРЕССОР, 1) осн. агрегат турбокомпрессорного двигателя, состоящий из механически связанных компрессора и авиационной газовой турбины. Иногда Т. применяют для наддува поршневых двигателей внутр. сгорания; в этом случае выхлопные газы двигателя расширяются в турбине, которая вращает компрессор, повышающий давление подаваемого в цилиндры воздуха. 2) Лопаточный компрессор (центробежный или осевой) для сжатия и подачи газов; обеспечивает больший, чем у поршневого компрессора, кпд и исключает пульсации давления подаваемого газа.

ТУРБОКОМПРЕССОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, газотурбинный двигатель. Применяемые в авиации Т. д. разделяются на турбовинтовые двигатели, в к-рых осн. тяга создаётся воздушным винтом, и турбореактивные двигатели, в к-рых тяга создаётся струёй газов, вытекающих из реактивного сопла.



ТУРБОМОЛЕКУЛЯРНЫЙ НАСОС, вакуумный насос, действие к-poro основано на сообщении молекулам откачиваемого газа дополнительной скорости в направлении их движения вращающимся ротором. Ротор состоит из системы дисков. Вакуум, получаемый Т. н.., до 10-8н/м2 (10-10 мм рт. ст.).



ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ, агрегат системы подачи жидких компонентов ракетного топлива или рабочего тела в жидкостном ракетном двигателе либо жидкого горючего в нек-рых авиац. двигателях (напр., в прямоточном воздушно-реактивном двигателе). Т. а. состоит из одного или неск. насосов и приводящей их авиационной газовой турбины. Рабочее тело турбины Т. а. обычно образуется в газогенераторах или парогазогенераторах. Жидкостные ракетные двигатели с Т. а. применяются в ракетах-носителях космич. аппаратов и межконтинентальных ракетах.

ТУРБОПОЕЗД, поезд из одного или неск. вагонов, часть из к-рых моторные, оборудованные газотурбинными двигателями. Т. экономичны, характеризуются высокими скоростями (до 200-250 км/ч), осуществляют перевозки пассажиров и грузов. В СССР, США, Канаде, Великобритании, Франции и др. странах Т. с 1968 находятся в опытной эксплуатации и начинают использоваться в регулярном движении. В определённых условиях эксплуатации Т. могут конкурировать с электрич. и тепловозной тягой. См. также ст. Моторвагонный подвижной состав.



ТУРБОРАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТуРкД), комбинированный двигатель, в к-ром рабочее тело для привода турбины турбореактивного двигателя с форсажной камерой вырабатывается жидкостным ракетным двигателем. Перспективно применение ТуРкД на воздушно-космических самолётах и первых ступенях ракет-носителей.

ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТРД), авиац. газотурбинный двигатель, в к-ром тяга создаётся струёй газов, вытекающих из реактивного сопла. ТРД применяются на сверхзвуковых самолётах как маршевые двигатели либо как подъёмные двигатели на самолётах вертикального взлёта и посадки.



[2618-5.jpg]

Принципиальная схема двухвального турбореактивного двигателя с форсажной камерой для сверхзвуковых самолётов; 1 - воздухозаборник; 2 - осевой компрессор; 3 - камера сгорания; 4 - турбина; 5 - форсажная камера; 6 - реактивное сопло.



Атм. воздух, поступающий в ТРД при по