БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 автоматики, осветит. устройств и т. д. От Т. с. н. требуются высокая надёжность и возможность быстрого пуска. На совр. мощных электростанциях, работающих на Единую электроэнергетическую систему, нет необходимости в Т. с. н., т. к. электростанции взаимно страхуют друг друга от аварийного обесточивания. Т. с. н. иногда наз. хаус-турбиной. См. также ст. Паровая турбина.



ТУРБИННОЕ БУРЕНИЕ, способ бурения с применением в качестве рабочего органа турбобура. Радикальное решение проблемы Т. б. было получено с использованием многоступенчатого турбобура при скоростном вращении долота, равном 600-800 об/мин. В пределах этих скоростей вращения зубчатые конич. шарошки долота при осевых нагрузках до 1 -1,5 т/см диаметра долота при перекатывании по забою эффективно разрушают породу, обеспечивая интенсивное углубление забоя. С нач. 50-х гг. Т. б.- осн. метод бурения в СССР и составляет 70-80% от общего объёма проходки скважин на нефть и газ (1975).

Создание способа наклонно-направленного Т. б. позволило проходить наклонные скважины с теми же скоростями, что и вертикальные. Большое экономич. значение наклонно-направленное Т. б. получило при кустовом бурении с морских оснований на Каспийском м. и в Зап. Сибири. Для повышения износостойкости шарошечных доло T., б. осуществляется при 300-400 об/мин, а в сверхглубоких скважинах - 150-250 об/мин. Высокооборотные турбобуры используются в основном при бурении алмазными долотами.

Применение турбобуров с наклонной линией давления позволяет контролировать скорость вращения долота на забое и оптимизировать режимы бурения. Макс. механич. скорости бурения в мягких породах при Т. б. до 40-50 м/ч.

Т. б. применяется в породах любой крепости (твёрдости) как в эксплуатационном, так и разведочном бурении. Макс. глубина скважины, достигнутая при Т. б., 7500 м.

Лит. см. при ст. Турбобур.

Р. А. Иоаннесян.

ТУРБИННЫЕ МАСЛА, группа смазочных масел, используемых для смазки подшипников и вспомогат. механизмов паровых и водяных турбин, турбонасосов, турбокомпрессорных машин (воздушных, газовых и холодильных), а также в качестве смазывающей и рабочей жидкости в различных пром. механизмах с циркуляционными системами. Т. м. - глубокоочищенные дистиллятные масла нефтяные из малосернистых беспарафиновых или сернистых парафиновых нефтей с добавками, состоящими из комплекса антиокислительных, антикоррозионных, деэмуль-гирующих, антипенных, в отдельных случаях антиизносных присадок. Характеризуются высокой устойчивостью против окисления, хорошими антикоррозийными и деэмульгирующими свойствами, малой вспениваемостью. Т. м. с вязкостью при 50 0С 20 - 23*10-6 м2/сек (20-23 сст) применяются в быстроходных турбоагрегатах (3000 об/мин и выше), а с вязкостью 28-48*10-6м2/сек (28- 48 сст) и более - в тихоходных и мощных, в т. ч. судовых, турбоагрегатах (тур-боредукторных установках).

Для систем регулирования мощных паровых турбин находят применение синтетич. Т. м. на основе триксиленилфосфата. Их преимущество - высокая огнестойкость. Однако они дороги и обладают нек-рой токсичностью.

Лит.: Справочник по применению и нормам расхода смазочных материалов, под ред. Е. А. Эминова, 3 изд., кн. 1 - 2, М., 1969; Товарные нефтепродукты, их свойства и применение, под ред. Н. Г. Пучкова, М., 1971.

Е. А. Эминов.



ТУРБИНСКИЙ МОГИЛЬНИК, археол. памятник на прав. берегу р. Камы против устья р. Чусовой. Предположит. дата - 15-14 вв. до н. э. Открыт в 1891, раскапывался в 1924-60. Скелеты не сохранились. По погребальному инвентарю из камня (кремнёвые наконечники стрел и копий, ножи, скребки и пр., плоские нефритовые кольца), бронзы (кельты, копья, ножи, украшения, вислообушные топоры) и серебра (копьё, часть браслетов) выделяется ок. 200 захоронений. Т. м. имеет ближайшие аналогии в Сейминском могильнике.

Лит.: Бадер О. Н., Древнейшие металлурги Приуралья, М., 1964.



ТУРБОБУР, забойный гидравлич. двигатель для бурения глубоких скважин преим. на нефть и газ. На первом этапе турбинного бурения (1924-34) применялся Т., изобретённый в СССР в 1922 М. А. Капелюшниковым совместно с Н. А. Корневым и С. М. Волохом. В этом Т. высокооборотная одноступенчатая турбина передавала вращение долоту через планетарный, заполненный маслом редуктор.

В 1935-50 применялся безредукторный Т. с многоступенчатой турбиной, вал к-рой непосредственно вращает долото (авторы П. П. Шумилов, Р. А. Иоаннесян, Э. И. Тагиев, М. Т. Гусман). В многоступенчатом Т. общий перепад давлений дифференцируется по ступеням турбины, а момент на валу определяется суммой моментов, развиваемых каждой ступенью. Многоступенчатый Т.- машина открытого типа, вал его вращается в радиальных и осевых резинометаллич. подшипниках, смазкой и охлаждающей жидкостью для к-рых является циркулирующая промывочная жидкость - глинистый раствор. Для получения макс. значений кпд лопатки турбины профилируют так, чтобы безударный режим их обтекания совпадал с максимумом мощности турбины. Выполняют турбины цельнолитыми, общее число ступеней турбины достигает 120, рабочие диаметры Т. для бурения глубоких и сверхглубоких скважин -164, 172, 195, 215, 240, 280 мм, частота вращения вала турбины от 150 до 800- 1000 об/мин. Рабочий момент на валу Т. зависит от его диаметра и составляет от 1 до 5-6 кнм (1 км = 0,1 кгсм). С 1950 для увеличения вращающего момента на валу применяют многосекционные Т., в к-рых последовательно соединяются 2-3 секции турбин Т. с общим числом ступеней 300-450 (рис. 1). Это позволило наряду с увеличением вращающего момента снизить частоту вращения вала турбины до 300-400 об/мин (для более эффективной работы шарошечных долот). В этих Т. шаровая осевая опора вынесена в спец. шпиндель, присоединяемый к нижней секции Т.



Рис. 1. Секционный шпиндельный турбобур: 1 - статор турбины; 2 - ротор турбины; 3 - радиальный резинометаллический подшипник; 4 - конусошлицевая муфта; 5 - сальник; б - многоступенчатая осевая опора; 7 - верхняя секция; 8 - нижняя секция; 9 - шпиндель.
[2618-2.jpg]



Рис. 2. Турбобур с разделённым потоком: 1 - верхняя секция; 2 - нижняя секция; 3 - низконапорная турбина; 4 - высоконапорная турбина; 5 - зона разделения потока.
[2618-3.jpg]



В шпинделе имеются также радиальные опоры и сальник, позволяющий использовать гидромониторные долота. С 1970 для дальнейшего снижения частоты вращения вала турбины в Т. применяют ступени гидродинамич. торможения, позволившие бурить при 150- 250 об/мин. С нач. 70-х гг. внедряются Т. с независимой подвеской секции и с демпфирующими устройствами, к-рые обладают увеличенным сроком межремонтной работы и улучшают условия работы шарошечных долот за счёт снижения вибрации бурильной колонны. Для работы с гидромониторными долотами, без дополнительного нагружения буровых насосов, начато применение Т. с разделённым потоком на нижней секции (рис. 2), который отличается тем, что перепад давлений, срабатываемый в его нижней секции, равен перепаду давлений в штуцерах гидромониторного долота. При этом нижняя секция Т. работает на части потока, подаваемого в скважину.

В разведочном бурении для отбора керна в полом валу Т. размещается съёмная грунтоноска. Для бурения в условиях борьбы с кривизной ствола скважины используют Т. с вращающимся корпусом.

Ведутся работы (1975) по созданию комплексного инструмента "Т.- шарошечное долото", который позволит значительно повысить частоту вращения долота.

Лит.: Иоаннесян Р. А., Основы теории и техники турбинного бурения, М.- Л., 1953; loannesian R. A., Les voix dernieres du develppement de la technique du forage a la turbine, в кн.: Proceedings of the 7-th World petroleum congress, v. 3, Essex-Amst.-N. Y., 1967; Jоannesian R. A., Joannesian Y. R., Gusman М. Т., Development of deep well tur-bodrilling techniques, в кн.: Proceedings of the 8-th World petroleum congress, v. 3, L., 1971. P. А. Иоаннесян.



ТУРБОВ, посёлок гор. типа в Липовецком р-не Винницкой обл. УССР. Расположен в 25 км к С.-В. от Винницы, на р. Десне (приток Юж. Буга). Конечный пункт ж.-д. ветки от линии Казатин - Винница. Заводы: сахарный, маш.-строит., стекольный, каолиновый.

ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, двухконтурный турбореактивный двигатель, у к-рого отношение расходов воздуха через внеш. и внутр. контуры больше 1.



ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ (ТВД), авиационный газотурбинный двигатель, в к-ром осн. тяга создаётся воздушным винтом, а дополнит. тяга (до 8-12%) - струёй газов, вытекающих из реактивного сопла.



[2618-4.jpg]

Принципиальная схема вертолётного турбовинтового двигателя: 1 - воздушный винт; 2 - редуктор; 3 - воздухозаборник; 4 - осевой компрессор; 5 - камера сгорания; 6 - турбины для привода компрессора и воздушного винта; 7 - сопло для отвода газов.

ТВД используются на дозвуковых самолётах и вертолётах. Атм. воздух, поступающий в ТВД при полёте, сжимается в воздухозаборнике и далее в турбокомпрессоре, а затем подаётся в камеру сгор