БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431собенностям оригинала (напр., ощущение зелёного цвета листьев растения соответствует определённой длине электромагнитных волн, излучаемых поверхностью листьев); соответствие структур отображения структурам оригинала (напр., структура географич. карты соответствует геометрич. структурам местности), причём разные виды соответствия структур могут описываться с помощью различных матем. отображений - изоморфизма, гомоморфизма и др.; соответствие количеств, характеристик отображения и оригинала (напр., количеств, значения состояний термостата соответствует измеряемой темп-ре тела).

Степень С. (адекватности) отображения оригиналу может оцениваться по след, характеристикам: достоверность сведений, знаний, а для теоретич. построений - доказательность; точность и полнота отображения; глубина, существенность отображения тех или иных свойств, связей и отношений. Диалектико-материалистич. понимание С. противостоит односторонним представлениям о С. как о "зеркальном" отражении в виде "физического подобия" или как об иероглифич. отображении объекта. (См. "Иероглифов теория".)

Лит. см. при ст. Отражение.В. С. Тюхтин.

СХОДЯЩИЙСЯ РЯД, см. Ряд.

СХОЖДЕНИЕ КОЛЁС, установка передних колёс автомобиля симметрично под углом к его продольной оси, при этом расстояние между колёсами спереди меньше, чем сзади. С. к. необходимо из-за установки передних колёс с наклоном в вертикальной плоскости (см. Развал колёс), что вызывает их стремление катиться по расходящимся дугам. С. к. позволяет устранить это явление и обеспечивает качение колёс по параллельным прямым. Нарушение С. к. приводит к ускоренному износу шин и ухудшению устойчивости движения автомобиля. С. к. равно разности расстояний (А - Б, см. рис.) и для различных моделей автомобилей находится в пределах 2-8 мм. С. к. можно отрегулировать, удлиняя или укорачивая поперечную или боковые рулевые тяги 1, на к-рых для этого имеются наконечники с резьбой.

Схождение колёс.

СХОЛАСТИКА (лат. scholastica, от греч. scholastikos - школьный, учёный, scho1ё - учёная беседа, школа), тип религиозной философии, характеризующийся принципиальным подчинением примату теологии, соединением догматич. предпосылок с рационалистич. методикой и особым интересом к формально-логич. проблематике; получил наиболее полное развитие и господство в Зап. Европе в ср. века.

Истоки С. восходят уже к позднеантич. философии, прежде всего к Проклу (установка на вычитывание ответов на все вопросы из текстов Платона, энциклопедич. суммирование разнообразной проблематики, соединение мистич. предпосылок с рассудочными выводами). Христ. патристика подходит к С. по мере завершения работы над догматич. основами церк. доктрины (Иоанн Дамаскин). Ранняя С. (11-12 вв.) сложилась в условиях подъёма феод, цивилизации и папской власти; она находилась под влиянием августиновского платонизма (Апселъм Кентерберийский). Впервые выявляются противоположные позиции в споре об универсалиях - реализм (Гильом из Шампо) и номинализм (Росцелин), а также промежуточная позиция - концептуализм (П. Абеляр). В этот период С. нередко сталкивается с инерцией фидеистич. антиинтеллектуализма; не только доктрины отд. "еретиков", но принцип схоластич. рационализма как таковой вызывает нападки со стороны поборников традиц. линии (Петра Дамиани, Ланфранка, Бернара Клервоского и др.). Зрелая С. (12-13 вв.) развивалась в ср.век. ун-тах; её общеевроп. центром был Парижский ун-т. Платонизм (переживший смелое натуралистич. истолкование в философии шартрской школы, во многом предвосхитившей тенденции Возрождения) постепенно вытесняется аристотелизмом, в интерпретации к-рого происходит размежевание между "еретическим" аверроизмом, отрицавшим реальность личной , души и учившим о единой безличной интеллектуальной душе во всех существах (Сигер Брабантский), и ортодоксальным направлением С., подчинявшим онтологию Аристотеля христ. представлениям о личном боге, личной душе и сотворённом космосе (Альберт Великий и особенно Фома Аквинский). Поздняя С. (13-14 вв.) испытала воздействие обострившихся идейных противоречий эпохи развитого феодализма. Иоанн Дуне Скот противопоставил интеллектуализму системы Фомы Аквинского свой волюнтаризм, отказ от завершённой системы и острый интерес к индивидуальному бытию. Оппозиц. представители этого периода (У. Оккам, отчасти Никола Орем)всё энергичнее настаивают на теории двойственной истины, разрушавшей схоластич. "гармонию" веры и разума. Возрождение оттеснило С. на периферию умственной жизни. Частичное оживление традиций С. произошло в т. н. второй С. (16-17 вв.), развивавшейся в период Контрреформации, главным образом в Испании (Ф. де Витория, Ф. Суарес, Г. Васкес, М. Молина). Просвещение нанесло второй С. решающий удар. В кон. 19-20 вв. традиции С. возрождаются в неотомизме (см. также Неосхоластика). С. возникла в условиях, когда церковь выступала в виде "...наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя" (Э нг е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 361) и религия представала одновременно и как универсальная форма не собственно религ. содержания. Подчинение мысли авторитету догмата (формула Петра Дамиани "философия есть служанка богословия") присуще ортодоксальной С. наравне со всеми др. типами правоверно-церк. мировоззрения; специфично для С. то, что сам характер отношений между разумом и догматом мыслился при несомненной авторитарности довольно рассудочным. Как "священное писание" и "священное предание", так и наследие антич. философии, активно использовавшееся С., выступали в ней в качестве замкнутого нормативного текста. Предполагалось, что всякое знание имеет два уровня - "сверхъестественное" знание, даваемое в "откровении", и "естественное", отыскиваемое человеческим разумом; норму первого содержат тексты Библии, сопровождаемые авторитетными комментариями отцов церкви, норму второго - тексты Платона и особенно Аристотеля, окружённые авторитетными комментариями позднеантич. и араб, философов. Потенциально в тех и др. текстах уже дана "вечная истина"; чтобы актуализировать её, надо вывести из текстов полноту их логич. следствий при помощи цепи правильно построенных умозаключений (ср. характерный для зрелой С. жанр "суммы" - итогового энциклопедич. соч., содержащего нескончаемое множество ответов на вопросы, выводимых из ограниченного числа "правильных" основоположений). Мышление С. постоянно идёт путём дедукции и почти не знает индукции; его осн. форма -силлогизм. В известном смысле вся С. есть философствование в формах интерпретации текста. В этом она противоположна новоевроп. науке с её стремлением открыть истину через анализ опыта, а также мистике с её стремлением "узреть" истину в экстатич. созерцании. Обиход С., в к-ром "таинства веры" превращались в ходовые образцы логич. задач, вызывал уже в ср. века протесты не только представителей вольнодумства, но и ревнителей веры ("нелепо спорить о троице на перекрёстках и превращать предвечное рождение бога-сына... в поприще публичного состязания" - восклицал в кон. 12 в. Пётр из Блуа). Осознание того, что авторитеты противоречат друг другу [афоризмы типа "У авторитета - восковой нос" (к-рый можно повернуть, куда угодно), "аргумент от авторитета - слабейший" были распространены среди самых ортодоксальных схоластов], явилось одним из важных импульсов для становления С. Сопоставление взаимоисключающих текстов было введено гонимым Абеляром (в соч. "Да и нет"), но вскоре стало общепринятой формой: противоречия теологического и философского предания подлежат систематизации и должна быть установлена иерархия авторитетов. Специфика схоластического рационализма не может быть понята вне его связи с традицией юридического мышления (римское право было в Зап. Европе одной из наиболее жизнестойких частей античного наследия). В С. имеет место юридич. окраска онтологич. категорий и онтологизация юридич. категорий; бытие мира и человека, соотносимое с бытием бога, описывается как совокупность правовых отношений или их аналогов; сами приёмы выведения частного из общего, заключений по аналогии и т. п. напоминают разработку юридич. "казусов".

Ориентация на жёстко фиксированные "правила" мышления помогла С. сохранить преемственность интеллектуальных навыков, необходимый понятийно-терминологич. аппарат через реставрацию антич. наследия в предельно формализованном виде (даже резко критиковавшие С. мыслители нового времени вплоть до эпохи Просвещения и нем. классич. идеализма принуждены были широко пользоваться схоластич. лексикой). Гуманисты Возрождения и особенно философы Просвещения в борьбе со ср.-век. традициями выступили против С., подчёркивая всё мёртвое в ней и превратив само слово "С." в бранную кличку бесплодного и бессодержат. умствования, пустой словесной игры. Утверждая догматич. сумму представлений, С. не способствовала развитию естеств. наук, однако её структура оказалась благоприятной для таких, напр., областей знания, как логика; достижения схоластов в этой сфере предвосхищают совр. постановку мн. вопросов, в частности математич. логики (см. Логика, раздел История логики).

Лит.: Влади славлен М. И., Схоластическая логика, "Журнал Министерства народного просвеще