БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431анц. Просвещения. Новые идейные запросы и художеств. вкусы, формированию к-рых способствовало развитие светского образования и прессы, появились в творчестве прозаиков, работавших в неклассич. жанрах - историч. биографии и описания путешествий (Мхаммед Байрам, 1830-89; Мхаммед Снуси, 1850-1900), филос. повести (Салех Свиси, 1880-1940).

1920-30-е гг. отмечены в лит-ре Т. творчеством поэта-новатора Абулкасима аш-Шабби (1909-34), принёсшего в араб. поэзию идеалы романтизма, новеллиста Али ад-Дуажи (1909-49), в произв. к-рого, лирически раскрывающих мир простых людей, видно зарождение реалистич. стиля, и провозвестника социалистич. идей в Т. публициста Тахара Хаддада (1901-36). В обстановке обществ.-политич. подъёма 2-й пол. 30-х гг. и становления демократич. культуры было создано наиболее известное произв. лит-ры Т. 20 в.- филос. пьеса для чтения Махмуда аль-Месади (р. 1911) "Плотина" (1939-40, опубл. в 1955), в к-рой символич. осмысление борьбы за нац. освобождение и социальный прогресс дано с опорой на раннесуфийские концепции мистич. пути (см. Суфизм), что привело автора к идеям, близким франц. экзистенциализму.

В отличие от лит-р Алжира и Марокко в лит-ре Т. франкоязычная проза, давшая первые образцы современного тунисского романа (Альбер Мемми, р. 1929; "Соляной столп", 1953, и "Агарь", 1955), не получила большого развития. Становление нац. романа связано с именами Бшира Храйефа (р. 1917; "Банкротство", 1956- 1958; "Барг ал-Лил", 1960; "Гроздь фиников", 1969), идеализирующего нац. прошлое и простонародный быт, и Мхам-меда Ларуси аль-Мутви (р. 1920; "Халима", 1964; "Горькая ягода тута", 1967), обращающегося к тематике нац.-освободит. борьбы. В 1960-х гг. в лит-ру Т. вступила плеяда писателей прогрессивной ориентации, пишущих на двух языках: как прозаики и драматурги - по-арабски, как поэты - по-французски (Муста-фа аль-Фарси, р. 1931; Садах Гермади, р. 1933, и др.). В их поэзии сильно влияние франц. символизма и поэзии франц. Сопротивления, в прозе и драматургии ставятся проблемы социально-политич. и культурного развития Т., осмысляемые как проблемы "третьего мира". Кон. 60 - нач. 70-х гг. отмечены появлением молодых прозаиков и драматургов, сгруппировавшихся вокруг Клуба новеллы и журнала "Аль-Кысас" ("Рассказы", 1966): Иззеддина Медани (р. 1938), Мхаммеда Салеха Джабри (р. 1940), Махмуда Тунси (р. 1944), Хасана Насра (р. 1937) и др., произв. к-рых отличают интенсивные идейные и стилевые искания и широкие заимствования как из традиционной арабской, так и из совр. европ. культуры.

Лит.: Пантучек С., Тунисская литература, М., 1969; Прожогина С. В., Литература Марокко и Туниса, М., 1968; Ghazi F., Le roman et la nouvelle en Tu-nisie, Tunis, [1970]; Pantuсek S., Tunesische Literaturgeschichte, Wiesbaden, 1974.

М. С. Киктев.

XIV. Архитектура и изобразительное искусство

Древнейшие памятники иск-ва на терр. Т. восходят к капсийской культуре. От финикийской эпохи сохранились развалины храмов и др. зданий, некрополи, надгробные стелы и т. д., от рим. времени - руины регулярно распланированных городов (Дугга, Тубурбо-Майус и др.) с многочисл. храмами и обществ. сооружениями. В первые века н. э. особого расцвета достигло иск-во мозаики.

Ср.-век. мусульм. архитектура Т. формируется, сочетая влияние зодчества Бл. Востока с элементами др.-рим. строит. культуры (возводятся мечети с внутр. дворами, молитвенными залами, разделёнными рядами колонн и арок и перекрытыми плоской балочной крышей, минареты, квадратные в плане дворцы и др. здания). Вокруг замков (рабатов) и на месте др.-рим. портов растут города, в застройке к-рых доминирует цитадель ("касба"). С 10 в. сложнее и красочнее становится архит. декор. В 11-15 вв. зодчество развивается преим. в русле испано-магрибского, а в 16-19 вв.- тур. иск-ва. Для иск-ва ср.-век. Т. характерны резьба по стуку, изготовление неполивной и глазурованной керамики, художеств. стекла, строгих по форме ювелирных изделий, ковров, инкрустированного серебром и золотом оружия.

В 1-й пол. 20 в. вплоть до 1956 гор. стр-во в Т. велось преим. франц. архитекторами, к-рые (в особенности 13. Зерфюсс) стремились творчески сочетать местные строит. традиции и принципы европ. рационализма. С получением независимости выдвигаются зодчие-тунисцы (К. О. Какуб, X. Амара и др.), развёртываются работы по благоустройству городов, создаются новые с.-х. посёлки, застраиваемые 1-этажными типовыми домами. В 50- 60-х гг. особенно интенсивно развивается и нац. школа изобразит. иск-ва, где противоречиво сосуществуют реалистическое (живописцы А. бен Салем и X. Турки, монументалист и график X. аль-Мекки, график Б. Дахак) и модернистское (скульптор X. Селми, живописец и график 3. Турки, живописец и керамист А. Горджи) направления. Гл. виды декоративно-прикладного иск-ва совр. Т.- ковроделие (преим. ворсовые ковры яркой контрастной расцветки, с геом., реже растит. узором), вышивка (полихромная и белая по тюлю), плетение кружев, изготовление керамики и ювелирных изделий, чеканка и инкрустация по металлу.

Илл. см. на вклейке, табл. XVI (стр. 256-257).

Лит.: Zbiss S. M., Les monuments de Tunis, Tunis, 1971.

XV. Музыка

Тунисская музыка развивалась в русле общей культуры Магриба (воздействие андалусской школы), однако она испытала большее, чем Алжир и Марокко, влияние вост.-араб. традиций (Сирия, Ирак). Традиц. музыка впитала различные системы и стили. Напр., лады: раст - афр. происхождения, хусаин - унаследован от финикиян, сика - пришёл из Персии, мазмум и муайар сика соответствуют европ. мажору и минору. Проф. музыка выполняла в основном ритуальную функцию (речита-ции из Корана, псалмодии, повествующие о жизни пророка, призывы муэдзинов). Муз. фольклор (араб. ветвь; существует также берберская) своей ладовой основой, метроритмом, инструментарием (дарбука, даф, тар и др.) родствен другим зап.-араб. странам (общность нуб - муз. произведений типа сюиты, церемониала Исауйя и др.).

Возникновение классич. музыки связывается с именами поэтов и музыкантов 15 в. Сайда аль-Беджи и Сиди Дрифа. Светское иск-во получило наибольшее развитие в 19 в. Значит. роль сыграло творчество поэта и музыканта Брахима Риаи. Возрастающий интерес к нац. культуре тормозился франц. колон. политикой. За сохранение и развитие нац. традиций выступило об-во "Рашидия" (осн. в 1935 группой молодых музыкантов под рук. Мустафы Сфара), организовавшее курсы пения и игры на традиц. инструментах, нац. оркестр (с 1956 - в ведении Нац. радио). С завоеванием независимости страны (1956) начался подъём муз. культуры. Большое внимание уделяется изучению и пропаганде нар. и классич. музыки. Широкую деятельность ведёт Мин-во культуры (организовало неск. муз. конгрессов, по его инициативе записаны, расшифрованы и изданы нек-рые нубы). В 60-е гг. существовал симф. оркестр, создана Нац. консерватория. В Т. работают крупные музыканты, в их числе Садах аль-Махди, специалист в области араб. муз. культуры; А. Хамза, популярный в араб. странах певец. Проводятся междунар. фестивали, в т. ч. Карфагенский фестиваль нар. иск-ва (каждые 2 года), ежегодные фестивали танца, музыки и театра в Карфагене, Хаммамете и Табарке; фестивали в Кайруане, "недели искусств", конкурсы.

Дж. К. Михайлов.

XVI. Театр

Арабо-мусульм. цивилизация не включала театр. иск-во, т. к. ислам запрещал публичные зрелища. Формирование араб. театра задержалось до 19 в. В 1848 М. аль-Наккаш перевёл на араб. яз. и поставил комедию Мольера "Скупой", что положило начало развитию араб. театр. иск-ва. В период франц. протектората работали только франц. труппы. Первый нац. театр. коллектив был создан в 1950 в г. Тунис актёром X. Джазири. После провозглашения Т. республикой в г. Тунис начала работать муниципальная труппа. В 1958 приход в эту труппу актёра и реж. А. бен Айеда (с 1963 директор) способствовал её становлению и развитию. Деятельность коллектива была направлена на создание нац. тунисского театр. иск-ва, доступного нар. массам, а также на пропаганду классич. драматургии. Среди спектаклей - "Гамлет" и "Отелло" У. Шекспира, "Овечий источник" Л. де Вега, "Калигула" А. Камю (в вольном переводе), пьесы нац. драматургов - "Эз-Закк" Э. Мадани и др. Муниципальный театр трижды выступал в "Театре Наций" в Париже. В стране имеются ещё 2 проф. труппы в гг. Эль-Кеф и Сфакс и ок. 60 любительских коллективов. Среди театр. деятелей: драматурги - X. Лабиди, М. Ферси, А. Мекки, X. Горджи; режиссёры - А. Бразиз, М. Суисси, 3. Мугу, А. Радхи; актёры - М. бен Али, 3. Фаиза, Д. Лураби, Д. Абду. С 1959 функционирует Центр драматич. иск-ва. Ежегодно проводятся недели театра, раз в 2 года организуются фестивали театр. иск-ва стран Магриба (с 1966 - в Монастире) и междунар. любительских театр. коллективов (с 1964- в Корде). На этих смотрах неоднократно показывались спектакли "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Юбилей" А. П. Чехова. Р. С. Лаврова.

XVII, Кино

В 1922 один из основоположников нац. кинематографии Ш. Шикли снял короткометражный фильм "Зохра", в 1924 - первый полнометражный фильм "Дочь Карфагена". В 1939 вышла на экран первая в Т. звуковая кинокартина на араб. яз.