БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431 танкеры и дальнейшей перевозки. По магистральным продуктопроводам перемещают готовые нефтепродукты с з-дов в районы потребления. Т. т. используют для транспортировки грузов, поддающихся передаче по трубам, в пределах производств. предприятия для продолжения технологич. процесса (см. Промышленный транспорт). К Т. т. относятся нефтебазовые, внутрипромысловые нефте-, газо- и продуктопроводы, городские газоразводящие, водопроводные и канализационные сети и т. п.

Т. т.- прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (напр., для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по жел. дорогам).

Дальнейшее развитие магистрального Т. т. связано с увеличением диаметра труб, с повышением давления газа и нефти в трубах, с применением более мощных компрессорных агрегатов и т. п. Для снижения стоимости транспортировки предполагается осуществлять подачу газа в охлаждённом (жидком) виде.

Лит.: Попов С. С., Транспорт нефти, нефтепродуктов и газа, 2 изд., М., 1960; Смолдырев А. Е., Гидро- и пневмотранспорт, 2 изд., М., 1975. Я. И. Шинкарёв.

ТРУБОПРОКАТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО, производство бесшовных (т. е. без сварного продольного или спирального шва) металлич. труб способом прокатки на спец. станах, наз. трубопрокатными агрегатами. Бесшовные трубы широко применяются в автотракторостроении, авиастроении, котлостроении и др. отраслях машиностроения, атакжев нефтедоб., хим. пром-сти, в коммунальном х-ве и т. д. Понятие Т. п. включает в себя произ-во горячекатаных, т. е. прокатанных в горячем состоянии, и холоднокатаных труб, т. е. труб, к-рые после горячей прокатки подвергаются ещё и прокатке в холодном состоянии.

В Т. п. используется широкий диапазон трубопрокатных агрегатов, отличающихся друг от друга как по типоразмерам производимых труб, так и по способам их прокатки, что позволяет получать горячекатаные трубы наружным диаметром 25-700 мм с толщиной стенки 2,5-75 мм и холоднокатаные трубы с наружным диаметром 8-450 мм и толщиной стенки 0,08-20 мм. Состав оборудования и его расположение в цехе зависят от способа произ-ва, условий работы и предъявляемых к трубам требований.

Прокатка труб обычно состоит из 2 основных и неск. вспомогат. операций. Первая операция (прошивка) заключается в образовании продольного отверстия в заготовке или слитке, в результате чего получается толстостенная труба, наз. гильзой. Вторая операция (раскатка) - удлинение прошитой заготовки и уменьшение толщины её стенки примерно до требуемых в готовой трубе размеров. Обе операции осуществляются с одного нагрева. Первая операция выполняется на прошивных станах винтовой прокатки между бочкообразными или грибовидными валками на короткой оправке, вторая - на различных прокатных станах: непрерывных, короткооправочных, пилигримовых или трёхвалковых станах винтовой прокатки. После раскатки трубы калибруются на специальных калибровочных станах, затем охлаждаются, правятся и подвергаются контролю. Трубы диаметром менее 70 мм подвергаются дополнительной горячей прокатке на редукционных станах (см. Редуцирование).

С целью уменьшения толщины стенки и диаметра, а также получения более высоких механич. свойств, гладкой поверхности и точных размеров трубы после горячей прокатки подвергаются холодной прокатке на станах продольной периодич. прокатки валками или роликами, а также волочению.

Совр. Т. п. свойственны: высокая производительность труда, автоматизация и механизация большинства основных я вспомогательных технологич. операций, широкий сортамент и высокое качество прокатываемых труб. По объёму произ-ва бесшовных труб СССР с 1968 занимает 1-е место в мире; в 1975 было прокатано 16 млн. т труб.

Лит.: Прокатное производство. Справочник, т. 1-2, М., 1962; Данилов Ф. А., Глейберг А. 3., Балакин В. Г., Горячая прокатка и прессование труб, 3 изд., М., 1972. А. И. Целиков.



ТРУБОПРОКАТНЫЙ АГРЕГАТ, трубопрокатный стан, система прокатных станов и др. машин, служащих для выполнения всего технологич. процесса производства металлич. цельнокатаных (бесшовных) труб, начиная от транспортирования исходной продукции со склада и кончая контролем качества труб и отправкой их потребителю.



Рис. 1. Схема технологического процесса производства труб на трубопрокатном агрегате с непрерывным удлинительным станом: 1 - нагрев заготовок в секционных проходных печах; 2 - разрезка заготовок на ножницах; 3 - прошивка заготовок на прошивном стане; 4- прокатка трубы на длинной оправке на непрерывном стане; 5 - прокатка на калибровочном стане; 6 - прокатка на редукционном стане; 7 - охлаждение готовых труб; 8 - правка труб на косовалковых правильных машинах.
[2614-4.jpg]



Осн. операции, выполняемые Т. а.: нагрев исходной продукции (слитков или круглой заготовки), прошивка, обычно на прошивном прокатном стане с образованием в центре продольного круглого отверстия, дальнейшая раскатка полученной гильзы на удлинит. стане (с целью увеличения её длины и уменьшения толщины стенки), калибровка, правка, o6peзка концов и контроль качества готовой продукции. Все машины, выполняющие эти операции, связаны между собой трансп. механизмами, обеспечивающими полную автоматизацию и поточность произ-ва.

Размер Т. а. определяется наибольшим диаметром прокатываемых труб, а тип Т. а.- в основном устройством удлинит. стана. По этому признаку различают Т. а. 4 осн. типов: с непрерывным, короткооправочным, трёхвалковым и пиди-гримовым удлинит. станом.

Т. а. с непрерывным удлинит. станом наиболее производительны и примерно с 50-х гг. 20 в. получили широкое применение для прокатки труб диаметром до 110 мм. В разработке совр. Т. а. такого типа большая роль принадлежит сов. станостроению, создавшему в 60-х гг. 2 уникальных Т. а. с рекордной производительностью (400-600 тыс. т в год) и успешно работающих на Первоуральском новотрубном и Никопольском южнотрубном з-дах. Непрерывный удлинит. стан, устанавливаемый за прошивным, состоит обычно из 9 рабочих клетей, где гильза, полученная на прошивном стане, без промежуточного нагрева прокатывается на длинной оправке в тонкостенную трубу (рис. 1 и 2). Благодаря непрерывности процесса и большой скорости прокатки на этом стане прокатывают в час до 400 труб длиной более 25-30 м. За непрерывным станом устанавливаются машина для извлечения из труб оправок, пила для обрезки концов труб, печь (индукционная) для подогрева, калибровочный стан и транспортёр для охлаждения труб. На этих Т. а. с целью достижения более высокой производительности обычно прокатывают трубы наибольшего диаметра. Для получения труб требуемого диаметра параллельно калибровочному стану устанавливается редукционный непрерывный стан, где происходит дополнит. прокатка труб (до нужного диаметра). После охлаждения трубы поступают в систему отделочных машин, где они правятся, разрезаются на части, термически обрабатываются, контролируются, упаковываются, и отправляются потребителю.

Т. а. с короткооправочным удлинит. станом были впервые разработаны (кон. 19-нач. 20 вв.) Р. Штифелем (Швеция), поэтому их наз. также агрегатами Штифеля. Они применяются для произ-ва труб диаметром 60-450 мм и более Исходным материалом служит катаная заготовка круглого сечения.

В состав Т. а. с короткооправочным станом (рис. 3) входит прошивной стан, а при прокатке труб диаметром более 200- 300 мм - 2 таких стана (2-й предназначен для уменьшения толщины стенки и увеличения диаметра гильзы). За прошивным станом устанавливается короткосправочный стан (наз. также автоматическим), представляющий собой одноклетьевой стан-дуо с валками диаметром 650- 1100 мм. Труба прокатывается на короткой оправке, расположенной в калибре между валками, на конце длинной штанги; толщина стенки трубы уменьшается в результате её деформирования между валками и оправкой. Для повторного прохода в той же клети труба возвращается и подаётся вновь. Параллельно с этим станом расположены 2 раскатных стана, в к-рые трубы поступают поочерёдно. На этих станах трубы подвергаются дополнит. винтовой прокатке на короткой оправке с целью получения стенки более равномерной (по окружности) толщины. За раскатными станами устанавливаются многоклетьевой калибровочный стан, транспортёр непрерывного действия для охлаждения труб и далее система отделочных машин, как у Т. а. с непрерывным станом.

В 1975 советские станостроители усовершенствовали эти Т. а.: вместо одноклетьевого двухпроходного короткооправочного стана применён т. н. тандем - 2 короткооправочные клети, расположенные одна за другой. Устранение возвратного движения трубы позволило повысить производительность агрегатов и точность размеров прокатываемых труб.

Т. а. с трёхвалковым удлинит. станом применяются для получения толстостенных труб с пониженной разностенностью, диаметром 35-200 мм, предназначенных гл. обр. для произ-ва колец подшипников качения. Эти станы, р