БЭС:
Большой
Советский
Энциклопедический
Словарь

Термины:

ТУРБОХОД, судно, приводимое в движение паровой или газовой турбиной.
УБИЙСТВО, в уголовном праве преступление.
УЗБЕКСКИЙ ЯЗЫК, язык узбеков.
УПСАЛА (Uppsala), город в Швеции.
ФОРМООБРАЗОВАНИЕ, образование грамматич. форм слова.
ФОТОТАКСИС (от фото... и греч. taxis - расположение).
ФУРКАЦИЯ (от позднелат. furcatus-разделённый).
ЦЕЛАЯ ЧАСТЬ ЧИСЛА, см. Дробная и целая части числа.
"ТЕЛЕВИДЕНИЕ И РАДИОВЕЩАНИЕ", ежемесячный литературно-критич. и теоретич. иллюстрированный журнал.
ЭЙРИ ФУНКЦИИ, функции Ai(z) и Bi(z).


Фирмы: адреса, телефоны и уставные фонды - справочник предприятий оао в экономике.

Большая Советская Энциклопедия - энциклопедический словарь:А-Б В-Г Д-Ж З-К К-Л М-Н О-П Р-С Т-Х Ц-Я

8695912921652249431ения и сигнализации. Питание электроэнергией от контактной сети осуществляется через токосъёмник, расположенный на крыше Т.

К механич. части Т. относятся трансмиссия, ходовая часть, органы управления. Трансмиссия состоит из карданной передачи и гл. передачи с дифференциалом. В редукторе передачи используются конич. или червячные зубчатые колёса. Ходовую часть (рессорная подвеска, балки осей, ступицы колёс и др.) выполняют аналогично соответствующим узлам многоместных автобусов и тяжёлых грузовых автомобилей. В тормозную систему входят колёсные колодочные тормоза с пневматич. приводом и ручной механич. привод для стояночного тормоза. Рулевой механизм и рулевой привод - автомобильного типа. Кузов Т.- цельнометаллический со сварным стальным каркасом, обшитым тонким стальным листом. Каркас крепится к жёсткому основанию в виде фермы из профилированных балок, соединённых угольниками.

Перспективы применения Т. значительно расширяются в связи с совершенствованием общей дорожной сети. Увеличение ширины проезжей части, увеличение радиусов кривых и закруглений, применение усовершенствованных дорожных покрытий открывают возможности эксплуатации Т. с высокой скоростью движения. Используется Т. и на междугородных маршрутах (напр., линия Симферополь- Ялта). Большая вместимость Т. (по сравнению с автобусом) обеспечивает высокую эффективность его эксплуатации на линиях с напряжёнными пассажиропотоками.

Лит.: Ребров С. А., Устройство и техническая эксплуатация троллейбусов, 2 изд., К., 1972. А. А. Сабинин.

ТРОЛЛЕЙВОЗ, грузовое транспортное средство с питанием электроэнергией от контактного провода через троллейное устройство. Использование Т. эффективно в городах с развитой подвесной контактной сетью, где они часто эксплуатируются в ночное время, осуществляя регулярные перевозки грузов по определённым маршрутам, когда городские линии свободны от движения пассажирских троллейбусов. Для возможности автономной работы Т. оборудуют иногда двигателем внутр. сгорания, обеспечивающим возможность передвижения Т. по территориям, прилегающим к местам погрузки и разгрузки. По конструкции электросиловой части Т. аналогичен троллейбусу. В ходовой части, рулевом управлении и тормозной системе используются узлы автомобильного типа. Грузоподъёмность Т. обычно 5-8 т, мощность тягового двигателя 100-110 квт, макс. скорость 60 км/ч ,

ТРОЛЛИ (др.-сканд., ед. ч. troll - чудовище), в скандинавских нар. поверьях сверхъестественные существа (чаще всего великаны), обычно враждебные людям.

ТРОЛЛИУС, род многолетних травянистых растений сем. лютиковых; то же, что купальница.

ТРОЛЛОП (Trollope) Антони (Энтони) (24.4.1815, Лондон,-6.12.1882, там же), английский писатель. Сын писательницы Ф. Троллоп. Печатался с 1847. Бытописатель провинциальной жизни, Т. реалистически воспроизводил нравы, психологию, интересы англ. мещанства. Выделяется цикл его романов из жизни Юго-Зап. Англии "Барчестерские хроники" (1855-67). Другой цикл составляют романы из парламентской жизни: "Финиас Финн, ирландский член парламента" (т. 1-2, 1869, рус. пер. 1869), "Финиас возвратившийся" (т. 1-2, 1874, рус. пер. 1875) и др. Автор книг в жанре путевых заметок, лит.-критич. работ ("Теккерей", 1879).

Соч.: Oxford Trollope, ed. by M. Sadleir, v. 1 - 15, Oxf., 1948 - 54; Letters, ed. by B. A. Booth, Oxf., 1951; в рус. пер.- Барчестерские башни, М., 1970.

Лит.: История английской литературы, т. 2, в. 2, М., 1955, с. 418-23; Не11ing R., A century of Trollope criticism, Port Washington, [1967]; Hennessу J. P., Anthony Trollope, L., 1971.



ТРОЛЛЬ (Troll) Вильгельм (p. 3.11.1897, Мюнхен), немецкий ботаник, чл. Германской академии естествоиспытателей "Леопольдина". Брат К. Тролля. Ученик К. Гёбеля. Проф. ун-тов в Мюнхене (1931), Галле (1932) и Майнце (1946). С 1967 почётный доктор Гейдельбергского ун-та. Осн. труды в области сравнит. морфологии высших растений, развиваемой им с позиций учения о морфологич. типе как ведущем принципе строения (прообразе), лежащем в основе всего многообразия форм. Противопоставлял типо-логич. подход каузальному (физиологическому).

Соч.: Vergleichende Morphologic der hoheren Pflanzen, Bd 1-3, В., 1967; Praktische Einfuhrung in die Pflanzenmorphologie, Tl 1 - 2, Jena, 1954 - 57; Die Infloreszenzen, Bd 1 - 2, Jena, 1964-69; Allgemeine Botanik, 4 Aufl., Stuttg., 1973.

Лит.: Канаев И. И., Очерки из истории проблемы морфологического типа от Дарвина до наших дней, М.- Л., 1966.

ТРОЛЛЬ (Troll) Карл (24.12.1899, Габерзе, близ г. Вассербург, Бавария, - 21. 7.1975, Бонн), немецкий географ. Брат В. Тролля. Проф. Берлинского (с 1930) и Боннского (с 1938) ун-тов. Президент Междунар. географич. союза (1960-64). Участвовал (с 1926) в экспедициях в горные р-ны Сев. и Юж. Америки, Африки, Центр. Азии. Осн. труды по изучению рельефа, климата, растительности и их взаимосвязей, особенно в горных и тро-пич. странах, а также по проблемам экологии ландшафтов.

Соч.: Ausgewahlte Beitrage, [Bd] 1 - 3, Wiesbaden, 1966.

Лит.: Марков К. К.. К. Тролль и современная география, "Изв. АН СССР. Сер. географическая", 1976, N° 3.

ТРОЛЬХЕЙМЕН (Trollheimen), горный массив в Норвегии, между плоскогорьем Доврефьелль на Ю. и Тронхеймс-фьордом на С. Скалистое плоскогорье выс. до 1668 м (г. Снута) с крутыми склонами. Сложен кварцитами, гнейсами и гранитами. Преобладают горные тундры с лишайниками и мхами, на сев. и сев.-зап. склонах - хвойные леса. Снежники, лавины. Туризм.

ТРОЛЬХЕТТАН, водоскат в Швеции, на р. Гёта-Эльв, близ г. Трольхеттан. Состоит из 6 порогов с общим падением 32 м на отрезке течения ок. 1 км. ГЭС.

ТРОЛЬХЕТТАН (Trollhattan), город на 3. Швеции, в лене Эльвсборг, на р. Гёта-Эльв у одноимённого водоската. 49 тыс. жит. (1974). Крупный центр машиностроения: производство автомобилей, авиационных реактивных двигателей, по-лиграфич. оборудования, гидротурбин, судовых дизелей, атомных реакторов. ГЭС (220 Мвт).



ТРОЛЬХЕТТАНСКИЙ КАНАЛ, судоходный канал в Швеции, в обход водоската и плотины ГЭС на р. Гёта-Эльв, у г. Трольхеттан. Входит в систему Гёта-канала. Построен в нач. 19 в., реконструирован в нач. 20 в. и в 1950-х гг. Разница уровней верх. и ниж. бьефов 32 м. Доступен для судов до 2 тыс. т. Обслуживает судоходство между Гётеборгом и оз. Венерн (перевозки гл. обр. лесоматериалов, целлюлозно-бумажных товаров, нефтепродуктов, стройматериалов).

ТРОМБ, название мощных смерчей на суше; в США они называются торнадо.



ТРОМБ (греч. thrombos), свёрток (сгусток) крови, образующийся при жизни в просвете кровеносного сосуда или в полости сердца. В более широком смысле Т. наз. также внесосудистые сгустки крови, образующиеся при кровотечении, и свёртки лимфы в лимфатич. сосудах. Процесс образования Т. складывается из последоват. стадий: агглютинации тромбоцитов, коагуляции фибриногена, агглютинации эритроцитов и преципитации белков плазмы крови. Различают белый, красный, смешанный и гиалиновый Т. Белый Т. состоит из тромбоцитов, фибрина и лейкоцитов, образуется медленно при быстром токе крови (чаще в артериях). Красный Т., в к-ром преобладают эритроциты, образуется быстро при медленном токе крови (чаще в венах). Наиболее часто встречается смешанный Т., к-рый имеет слоистое строение и гофрированную поверхность, содержит участки белого и красного Т.; его головка прикреплена к эндотелию сосуда (обычно вены), что отличает Т. от посмертного сгустка крови. Гиалиновый тромб образуется в сосудах капиллярного русла и состоит из гомогенизированной белковой массы.

Т. может быть пристеночным и закупоривающим (обтурирующим). Пристеночный Т. образуется внутри сердца при эндокардите, пороках сердца; в крупных артериях - при атеросклерозе; в венах - при тромбофлебите. Рост пристеночного Т. превращает его в закупоривающий (чаще в мелких артериях и венах). Быстро растущий в просвет сосуда Т. наз. прогрессирующим; возникающий при сердечной недостаточности - застойным; образующийся в аневризмах - дилятационным; свободно лежащий в полости сердца (предсердия) - шаровидным. Т. может раствориться или прорасти соединительной тканью (организация Т.), в к-рой появляются тонкостенные сосуды (канализация Т.) или отложения солей кальция (кальцификация), при неблагоприятном исходе - стать Источником эмболии или подвергнуться гнойному расплавлению, что сопровождается тромбобактериальной эмболией и ведёт к сепсису.

Лит. см. при статьях Свёртывание крови, Тромбоз. В. В. Серов.

ТРОМБА МАРИНА, старинный музыкальный инструмент; см. Трумшейт.

ТРОМБАНГИТ облитерирующий, см. Эндартериит облитерирующий.



ТРОМБЕТТИ (Trombetti) Альфредо (6.1.1866, Болонья,-5.7.1929, Лидо-ди-Венеция), итальянский языковед, чл. Итал. академии (1929). Окончил Болонский ун-т. Проф. того же ун-та (с 1904). Выдвинул гипотезу моногенеза (общего происхождения) всех языков мира, доказывал её на большом материале лексич. параллелей и параллелей в грамматич. формантах. Несовершенство методики сопоставления не позволило Т. доказать справедливо